Найти тему

Бурцев Г. А. Образ Отечественной войны в государственной пропаганде через призму документального цикла «1812»

Отечественная война 1812 года – одно из важнейших событий в истории России. Память об этом эпохальном событии со времен Николая I оставалась в самых различных формах мемориализации – действий направленных на придание чему-либо характера памяти. Образы, которые были сохранены в памятниках искусства, несли, прежде всего, то значение, которое им придавала государственная пропаганда. Под действием исторических процессов изменялся взгляд пропаганды на Отечественную войну, а под действием технического прогресса – формы, которыми пользовались при мемориализации. С появлением кинематографа, а позднее и телевидения появилась возможность экранизировать события 1812 года. В этой связи исследовательский интерес вызывает работа Павла Тупика и Валерия Бабича «1812» [1]. Документальный цикл транслировался в 2012 году на Первом канале и периодически повторяется в сетке телевещания. Этот телесериал стал одним из отражений современного видения государственной властью событий Отечественной войны 1812 года, и в контексте изучения использования образов той войны показателен. В контексте памятных мероприятий, посвященных празднованию 210-летия Отечественной войны 1812 года, тема мемориализации наследия той эпохи имеет актуальность.

Историографическая база исследований политики памяти в контексте Отечественной войны 1812 года обширна. Можно отметить таких исследователей, как А.Н. Долгих, В.Н. Земцов и В.В. Тихонов. Исследователей политики памяти в кинематографе также немало. Однако следует отметить, что данный источник никогда не рассматривался исследователями. При этом другие фильмы, имеющие отношение к Отечественной войне 1812 года, были изучены, и импульс к этим исследованиям был дан празднованием 200-летия Отечественной войны 1812 года. Прежде всего, внимание привлек фильм 1912 года, снятый на студии А. Хажонкова. Исследователи неоднократно изучали данное полотно и обращали внимание на эмоциональную составляющую, которая должна была сопровождать просмотр фильма. Прежде всего, на это работала сцена с живыми свидетелями войны 1812 года [2]. Определенный настрой должны были вызывать патриотический «Кутузов» 1943 года, водевильная «Гусарская баллада» 1962 года, и эпическая «Война и мир» 1967 года. Вполне резонно такие исследователи, как историк кино Д.Л. Караваев, отмечали, что весь потенциал темы войны 1812 года не был раскрыт никогда [3, с. 318-320], поскольку количество событий, личностей и явлений, нашедших отражение в той эпохе, не поддается подсчету и не может быть вмещено в рамки не только одного произведения, но и всех произведений, когда-либо созданных на данную тему. Однако документальный цикл «1812» достаточно богат на целостные образы, которые способны вызывать определенное восприятие войны. Все образы в четырехсерийном цикле можно разделить на три категории: образы русских, образы французов и общие образы.

Русский крестьянин, спокойно пришедший к реке и ставший свидетелем начала войны – первый образ, который можно встретить в сериале. Он иллюстрирует всю начальную тему: разрушение спокойствия и ощущение будущих ужасов войны. Однако о воодушевлении народа в течение первых двух серий говорится вскользь, чаще упоминается всеобщая тревога. В третьей серии народ упоминается лишь в контексте ополчения, но уже навевающим страх на французов [1]. Лишь в четвертой серии «Изгнание» логический акцент переходит от действий армии к действиям народа.

При этом акцента на «решающую роль партизан», свойственную советской истории, не происходит. Они показаны лишь как те, кто довершал разгром Великой армии. Основную же тяжесть войны, как показывает сериал, несла на себе русская армия, которой и посвящена большая часть времени. С самого начала вся армия от командующих до простых солдат показана готовой принять бой и умереть, но не пустить противника вглубь страны. Этот патриотический образ будет основным на протяжении цикла. При этом, хотя о русской армии говорят как об «одной из самых передовых армий мира по организации и вооружению» [1], создатели телесериала нарочно показывают численное превосходство французов в начале войны (приводятся данные о 220 тыс. русских против 614 тыс. французов) и всех сражениях ради еще большего нагнетания обстановки. Для добавления документальности и большей правдоподобности используются сцены с живыми актерами. Через эти сцены показана вся сложность взаимодействия активных и смелых людей, коими являются русские генералы и солдаты, что придает всему сериалу многогранности. С помощью такого приема, а также различных упоминаний в ходе повествования, создается и образ М.И. Кутузова. «Хитрый старик» [1], еще достаточно бодрый, с самого первого упоминания (об успешном проведении Рущукско-Слободзейской операции в ходе русско-турецкой войны 1806-1812 гг.) показан как военачальник, способный встать во главе армии в кризисной ситуации. При этом в своем мундире почти без наград и шинели он становится намного ближе к простым солдатам. Отстраненность от всего демонстрирует другой образ – императора Александра I. Здесь он играет закулисную роль, отказываясь заключать мир с Наполеоном. Можно отметить, что все русские показаны отважными людьми. Они не могут полностью оставить свои противоречия, но готовы сплотиться перед лицом угрозы «Великой армии» Наполеона.

Французская армия с самой первой сцены первой серии показана как мощная, агрессивная сила. Ее изначально представляют как «армию, не знавшую поражений», захватчиков, постоянно превышающих русские войска числом. Позднее это мнение находит подтверждение в словах Кутузова: «Русский народ смотрит на французов, как на татар, вторгшихся под начальством Чингисхана» [1]. Однако через некоторое время – во второй серии – можно увидеть и игровой элемент – простых солдат. Они следуют за «звездой Наполеона», исполняют приказы, и, как простые люди, мечтают об окончании войны через победу и взятие Москвы. Однако именно через Великую армию удается прочувствовать тяжесть войны. Пока русская армия терпит моральные страдания (потеря территорий, пожар Москвы), то французы терпят, прежде всего, лишения физические. Страдания от голода и болезней появляются уже в первой серии. Основное преображение Великая армия претерпевает в четвертой серии – после начала отхода по старой Смоленской дороге они начинают олицетворять настоящие ужасы войны – стужа, голод, доводящий до каннибализма, всеобщее озлобление и озверение. Финалом становится переправа через Березину, где говорят уже об «обезумевших от страха французах» [1]. Несмотря на это, даже в последних битвах солдатам наполеоновских войск, особенно Старой гвардии, стараются оставить их храбрость в бою для образа. Эту храбрость во время кампании показывают и офицеры. Примеров личной храбрости маршалов в цикле немало, и в этом высшее командование Великой армии не уступает русскому генералитету. Даже в конце кампании они сохраняют выдержку, что отмечается в эпизоде спасения маршалом Неем остатков своего корпуса после второго сражения под Красным. Однако наполеоновские генералы и маршалы не питают того же энтузиазма от похода в Россию, что простые солдаты. Показано это в одной фразе, произнесенной в конце первой серии: «Мы сами не понимаем ни целей, ни необходимости этой войны. Эта война не народна и обречена на поражение» [1].

Однако вся Великая армия выглядит лишь исполнителем воли одного человека – императора французов Наполеона Бонапарта. Его образу в цикле уделено гораздо больше внимания, чем какому-либо другому историческому лицу. С самого начала его показывают «амбициозным диктатором», человеком, «ослепленным своим владычеством в Европе» [1]. Но, в то же время, это серьезный противник для России – дипломат, администратор и полководец. Главный враг его – Англия, но ради победы над ней ему нужно «покончить с горделивым влиянием России» [1]. На протяжении серий цикла Наполеон, несмотря на свою горделивость, проявляет милосердие к пленным, способен к состраданию. Последнее особенно видно во время его диалога с маршалами во время пожара Москвы. Именно Наполеон является символом этой войны, он – главное действующее лицо. Через контраст его идей и желаний армии и показана вся Великая армия.

Есть в документальном цикле «1812» и более общие образы – природы и войны как таковой. Одна из первых сцен в сериале связана с «кометой 1812 года». Позднее через нее будет возвращаться мысль о глобальной значимости происходящих событий. Важность имеет и доказательство лишь сопутствующего, а не решающего значения погодных условий во время войны. Демонстрируется это через слова генерала Крейца: «От Малого Ярославца до Вязьмы время было довольно теплое. От Вязьмы до Смоленска – приморозки. Около Ельни выпал первый снег, но очень малый». Гораздо больше внимания уделено созданию ощущения войны 1812 года. На это направлены различные эффекты – 3D-модели солдат противоборствующих армий, карты и схемы, виньетки с изображениями генералов и маршалов. Большой психологический эффект несет пожар Москвы. Он представляется глобальной трагедией, о которой сожалеют и русские, и французы. После спиливания креста с колокольни Ивана Великого дается сцена грозы и космоса, сопровожденная молитвой, что усиливает психологическое напряжение. Напряжение в нужных моментах создает и музыка авторства Бориса Кукобы. Свой эффект несет и голос озвучки – именно через него делается акцент на тот или иной образ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что документальный цикл «1812» использовал в целях пропаганды многослойную систему образов. И русские, и французы показаны сложной системой, объяснить которые понятиями «добро-зло» невозможно. При этом, если русская армия, начиная от простого казака и заканчивая Кутузовым и императором Александром I, показаны единой силой, борющейся против угрозы, то Великая армия, несмотря на свое указанное могущество, показана более разрозненной. В ней есть прямо выделяющийся элемент – Наполеон. Его роль не преуменьшается; его не изображают «вселенским злом». Однако он, человек, выступает против неких нерушимых устоев, за что и расплачивается жизнями своих солдат и офицеров. Представленный источник вполне наглядно показывает, какими средствами могут быть созданы образы, выгодные государственной пропаганде.

Список использованной литературы

  1. 1812. Все серии подряд. StarMedia. Документальный Фильм. Babich-Design // Star Media : [YouTube канал]. – 2016. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=S9HkyWedQM8&t=15s (дата обращения: 01.09.2022). – Формат изобр.: MP4.
  2. Кийченко К.И., Сычёва А.С. Социокультурное значение кинематографических реконструкций событий Отечественной войны 1812 года / К.И. Кийченко, А.С. Сычёва. – Текст : электронный // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2014. – Т. 6. № 1. – С. 20. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21712814_12444131.pdf (дата обращения: 03.09.2022)
  3. Караваев Д.Л. Отечественная война 1812 года: пути и тупики экранной интерпретации / Д.Л. Караваев. – Текст : электронный // Культура и искусство. – 2013. – № 3. – С. 314-320. – URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=24790 (дата обращения: 08.09.2022)

Информация об авторе: Бурцев Григорий Александрович – студент 2 курса бакалавриата, факультет исторических и политических наук Томского государственного университета; e-mail: grigorburtsev@yandex.ru