Найти в Дзене

Бобров К. М. Риски ядерного конфликта в контексте Украинского кризиса

В условиях обострения противостояния России и Коллективного Запада в рамках Украинского кризиса в общественном сознании всё чаще возникают опасения по поводу вероятности ядерного конфликта. Жесткие и неосторожные комментарии политиков, мнения некоторых экспертов лишь подогревают опасения обычных людей. В. В. Путин в своём выступлении на пленарном заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» отвечая на вопрос о рисках мирового ядерного конфликта подчеркнул, что Россия со своей стороны делает всё возможное для предотвращения катастрофы, в то время как подконтрольные Киеву вооружённые формирования предпринимают попытки ядерного терроризма и готовят ядерную провокацию [7]. Насколько же вероятен ядерный конфликт в текущих обстоятельствах?

Предметом исследования в данной работе являются риски начала ядерного конфликта, а также риски локального применения ядерного оружия любой из сторон конфликта. Цель работы заключается в оценке вероятности ядерного конфликта в условиях противостояния между Россией и Коллективным Западом. Исследовательские задачи: 1. рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую взаимодействие стран в области применения ядерного оружия, 2. проанализировать актуальные политические факторы, влияющие на динамику риска ядерного конфликта, 3. рассмотреть альтернативные риски, связанные с ядерным терроризмом, ядерным шантажом и др. Методологической основой исследования является теоретико-методологическая база политической рискологии. Основным методом, применяемым в работе, является риск-анализ.

На сегодняшний день по официальным данным ядерным оружием обладают девять государств: 1. Россия, 2. США, 3. Великобритания, 4. Франция, 5. Китай, 6. Индия, 7. Пакистан, 8. КНДР, 9. Израиль (наличие ядерного оружия у Израиля оспаривается).

В международном праве существует достаточно обширная нормативно-правовая база, регулирующая обладание, распространение и потенциальное применение ядерного оружия. В частности, в 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) [1]; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) [11]; Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (2003) [12] и др.

Помимо международной нормативно-правовой базы использование ядерного оружия регулируется военными доктринами стран, обладающих ядерным оружием. Так, в военной доктрине России закреплены причины, обосновывающие возможность применения ядерного оружия: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.» [13, с. 12-13].

В 2020 г. должна была состоятся X обзорная конференция ДНЯО [4], однако, из-за пандемии COVID-19 конференция была перенесена на август 2022 г. Тем не менее, на конференции в августе стороны не смогли прийти к соглашению, хотя и достигли некоторого взаимопонимания по содержательной части. Конференцию решили продлить до 2026 г. Отмечается две ключевые причины отсутствия консенсуса, являющиеся угрозами для ядерной безопасности во всем мире: 1. Попытки пересмотра безъядерного статуса некоторыми неядерными державами (например, Украиной), 2. Проведение совместной ядерной политики и размещение ядерных вооружений в нарушение ДНЯО со стороны НАТО [2]. Заместитель руководителя Российской делегации на конференции ДНЯО И. С. Вишневецкий отметил, что западные делегации не настроены идти на сотрудничество в рамках ДНЯО из-за Украинского кризиса и полностью игнорировали факты обстрела Запорожской АЭС силами подконтрольными Киеву [3].

В этом контексте важно отметить, что Россия ранее смогла достичь дипломатического успеха в области выстраивания инфраструктуры международной безопасности через неподконтрольные США международные институты, например, БРИКС [6].

Эксперты международного дискуссионного клуба «Валдай» отмечают ограниченную эффективность ядерного оружия [5, с. 4]. Применение ядерных вооружений ограничивается вероятностью нанесения ответных ядерных ударов, а ведение вооруженных конфликтов со времен Хиросимы и Нагасаки разрешались при помощи неядерных вооружений. Кроме того, неядерные виды вооружений с развитием современных технологий показывают всё возрастающую эффективность, что повышает военный возможности как ядерных, так и неядерных держав.

Сегодня западные СМИ и политики подхватывают и широко распространяют тему с возможным применением Россией ядерного оружия на территории подконтрольной Киеву. Основная идея таких сообщений сформирована американскими фабриками мысли. Например, RAND-corporation описывает риски применения ядерного оружия Россией. Хотя аналитики RAND и указывают, что тактической и стратегической обоснованности и необходимости в таких ударах нет, но они допускают, что российское руководство может действовать в такой ситуации нерационально, что и повышает, по их мнению, риск применения ядерного оружия [10].

Специалисты института Брукингса пишут о том, что Кремль угрожает западным странам эскалацией ядерного конфликта в том случае, если специальная военная операция будет развиваться не лучшим для России образом [8]. Также, сотрудники Брукингса отмечают, что Украинский кризис перерос в опосредованный конфликт России и США, и подчеркивают возможность ядерной эскалации в случае приближения окончательного поражения одной из сторон [9].

Россия же в свою очередь отрицает какие-либо планы применения ядерного оружия в рамках специальной военной операции. Кроме того, министр обороны России С. К. Шойгу в телефонных переговорах с министрами других стран (Великобритании, Турции и др.) сообщил о том, что Киев готовит провокацию с применением «грязной бомбы» на подконтрольной территории с целью обвинить Россию в применении ядерного оружия [14]. Президент России В. В. Путин в своей Валдайской речи также заявил о том, что Киев готовил провокацию с «грязной бомбой» для того, чтобы обвинениями России в ядерном ударе обосновать перед европейцами новый виток конфронтации с Россией [7].

Позднее инспекторы МАГАТЭ на основании трёх объектов (Институт ядерных исследований в Киеве, Восточный горно-обогатительный комбинат в Желтых Кодах и Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» в Днепре), а также на основании информации предоставленной Украиной не выявили «признаков незаявленной ядерной деятельности и материалов в этих трех местах» [16]. Однако, ещё не готов анализ проб окружающей среды, а информация, предоставляемая Украиной, требует критического анализа из-за очевидной заинтересованности в конкретном результате проверки. Также проверка МАГАТЭ не исключает вероятности сокрытия Украиной подготовки «грязной бомбы» на других объектах.

Кроме того, существует риски ядерного терроризма со стороны подконтрольных Киеву вооружённых формирований, что находит своё проявление в попытках совершить теракт на Курской АЭС, а также в систематических обстрелах Запорожской АЭС, которые фиксируются в том числе и специалистами МАГАТЭ. Хотя в дискурсе западных СМИ и политиков обстрелы Запорожской АЭС совершают российские вооружённые силы, которые и контролируют энергостанцию. Лиз Трасс, будучи кандидатом на пост Премьер-министра Великобритании в одном из выступлений заявила о готовности применить ядерное оружие против России при возникновении угрозы Великобритании [15].

Таким образом, в условиях Украинского кризиса существуют факторы, которые способны повысить риски ядерного конфликта. Так, возможные акты ядерного терроризма со стороны Киева повышают вероятность ядерного конфликта. Тем не менее, видится обоснованным, что риск перерастания возможной ядерной провокации с «грязной бомбой» в мировой ядерный конфликт является низким. Такая провокация необходима США для обоснования дальнейшего противостояния с Россией перед европейскими странами, которые несут наибольший экономический урон от Украинского кризиса. Важно отметить, что Украинский кризис, расширение НАТО на восток и гибридная война коллективного Запада против России являются главными угрозами международной безопасности в современном мире и существенно повышают риски ядерного конфликта.

Список использованной литературы

  1. Договор о нераспространении ядерного оружия / Официальный сайт ООН. – Текст: электронный. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/npt.shtml (29.10.2022)
  2. Степанов О. В. Выступление на экспертном семинаре «Стратегическая нестабильность: проблема снижения ядерных рисков в условиях смены миропорядка» в рамках XIV конвента РАМИ 13 октября 2022 г. / Официальный сайт РСМД. – Текст: электронный. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/vystuplenie-na-ekspertnom-seminare-/?sphrase_id=93940998 (29.10.2022)
  3. Переговорный процесс X обзорной конференции ДНЯО с заместителем руководителя российской делегации Игорем Вишневецким / Официальный сайт ПИР-центра. – Текст: электронный. – URL: https://www.pircenter.org/articles/2341-706742 (29.10.2022)
  4. Конференция 2020 года участников договора о нераспространении ядерного оружия по рассмотрению действий ядерного договора / Официальный сайт ООН. – Текст: электронный. – URL: https://www.un.org/ru/conferences/npt2020 (29.10.2022)
  5. Мир без сверхдержав. Ежегодный доклад клуба «Валдай» / Официальный сайт дискуссионного клуба «Валдай». – Текст: электронный. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/mir-bez-sverkhderzhav-ezhegodnyy-doklad/ (29.10.2022)
  6. Бобров К. М. Публичная позиция стран БРИКС по Украинскому кризису / Материалы IV заседания дискуссионного клуба «Время истории | Время политики». – Текст: электронный. – URL: https://vk.com/@theyoungofnewworld-bobrov-k-m-publichnaya-poziciya-stran-briks-po-ukrainskomu-k (29.11.2022)
  7. Путин В. В. Выступление на пленарной сессии XIX заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» / Официальный сайт Президента России. – Текст: электронный. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69695 (29.10.2022)
  8. Pifer S. Would Putin Roll the Nuclear Dice? / Time. – URL: https://time.com/6222898/vladimir-putin-nuclear-weapons-threats/ (29.10.2022)
  9. Shapiro J. We are on a path to nuclear war / War on the Rocks. – URL: https://warontherocks.com/2022/10/the-end-of-the-world-is-nigh/ (29.10.2022)
  10. Why Putin's Nuclear Gambit Is a Huge Mistake/ RAND Corporation. – URL: https://www.rand.org/blog/2022/10/why-putins-nuclear-gambit-is-a-huge-mistake.html (29.10.2022)
  11. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма / Официальный сайт ООН. – Текст: электронный. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (30.10.2022)
  12. Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения / Официальный сайт ПИР-центра. – Текст: электронный. – URL: https://pircenter.org/sections/view/section_id/101?ysclid=l9v0amnszn75873526 (30.10.2022)
  13. Военная доктрина Российской Федерации / Официальный сайт Президента России. – Текст: электронный. – URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf (30.10.2022)
  14. Министр обороны России провел телефонные переговоры с главой военного ведомства Великобритании/ Официальный сайт Министерства обороны России. – Текст: электронный. – URL: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12442792@egNews (30.10.2022)
  15. Трасс заявила о готовности применить ядерное оружие для защиты страны / Официальный сайт РБК. – Текст: электронный. – URL: https://www.rbc.ru/politics/24/08/2022/630539389a794749f3086f86?ysclid=l9v5uw1p2e691133195https://www.rbc.ru/politics/24/08/2022/630539389a794749f3086f86?ysclid=l9v5uw1p2e691133195 (30.10.2022)
  16. IAEA Inspectors Complete In-Field Verification Activities at Three Ukraine locations, No Indications of Undeclared Nuclear Activities and Materials / International Atomic Energy Agency. – URL: https://www.iaea.org/newscenter/pressreleases/iaea-inspectors-complete-in-field-verification-activities-at-three-ukraine-locations-no-indications-of-undeclared-nuclear-activities-and-materials (06.11.2022)

Информация об авторе: Бобров Константин Михайлович — политолог, член Российского общества политологов. Член Российской ассоциации политической науки. Колумнист экспертного клуба "Дигория". E-mail: newworldscience@yandex.ru