Не зря говорят, что вечно можно смотреть на то, как работает другой человек, и просто невозможно смотреть, как кто-то не делает абсолютно ничего. Ленивые люди встречаются часто не только в жизни, но и в литературе. Традиционно лень преподносится как порок, ведь ленивый человек — нахлебник общества. Пороки же и недостатки, как известно, авторы нередко высмеивают. В нашем материале рассказываем о самых ленивых персонажах мировой литературы и делимся советами, как не превратиться в одного из них.
Илья Ильич Обломов («Обломов» Иван Гончаров)
Илью Ильича Обломова по праву можно назвать самым известным лентяем русской литературы, ведь его лени посвящен весь роман. Помещик живёт на улице Гороховой в Санкт-Петербурге, он совсем не занимается своим имением, которое досталось ему после смерти родителей. Несмотря на довольно молодой возраст, Обломов — довольно апатичный человек. Его можно назвать пассивным, зачастую герой по несколько дней не выходит из своей комнаты. Обломов любит много спать и есть, ему не нравится ни читать, ни общаться с людьми. Из-за отсутствия мотивации Обломов не стремится достигать высот и соответствовать требованиям общества.
Манилов («Мертвые души» Николай Гоголь)
Один из ведущих героев поэмы «Мертвые души» помещик Манилов — белокурый, голубоглазый отставной офицер. Образ героя достаточно интересен: он любит праздную жизнь, а также с утра до вечера придаётся мечтам. Манилов настолько сильно погружается в мир грёз, что кажется, всё вокруг него замирает в такие моменты. На его рабочем столе годами лежит одна и та же книга, заложенная на четырнадцатой странице. Несмотря на то, что герой интересуется своей семьёй и светской жизнью, в отношении собственного хозяйства и быта он проявляет безразличие. Вошедшее в обиход понятие «маниловщина» как и образовано от фамилии помещика и обозначает безликость, пустословие и лень.
Митрофанушка («Недоросль» Денис Фонвизин)
«Не хочу учиться, хочу жениться» — известная многим фраза Митрофанушки. Герой комедии, шестнадцатилетний молодой человек, был ленивым и избалованным своей матерью, которая потакала всем его дурным наклонностям. У него нет тяги к знаниям, за время занятий он не освоил ни одну науку. Учитель Цыфиркин отзывался о Митрофанушке как о лентяе и тунеядце: «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски...».
Стрекоза («Стрекоза и муравей» Иван Крылов)
В басне автор раскрывает образы двух противоположных героев. Муравей — трудолюбивый и степенный, стрекоза же — легкомысленная. Она «лето красное пропела, оглянуться не успела», а зимой, сама того не ожидая, стала жертвой голода и холода. После этого стрекоза была вынуждена обратиться за помощью к муравью. Любящая праздную жизнь стрекоза не думала о завтрашнем дне, была увлечена прекрасной летней порой. Крылов даёт, наверное, один из самых важных и не типичных советов лентяям: помните, каждый наш поступок приводит к определенным последствиям, поэтому нужно заранее думать о результате своих действий.
Дадли Дурсль («Гарри Поттер» Джоан Роулинг)
Дадли Дурсль — сын Петунии и Вернона Дурслей, двоюродный брат Гарри Поттера, старше его всего на месяц. Дадли был крупным ребёнком, напоминавшим большой мяч в чепчиках. Вырос полным светловолосым мальчиком и даже во взрослом возрасте терпеть не мог физические упражнения. Несмотря на это, никогда не был против избить кого-нибудь. Любимой «грушей» Дадли был кузен Гарри, но ему не всегда удавалось поймать своего родственника.
Соня-мышь («Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл)
Во время путешествия по стране чудес Алиса попадает в гости на безумное чаепитие к Шляпнику и Мартовскому зайцу. Соня-мышь — ещё один участник ежедневного празднества, сидящий за столом между Мартовским зайцем и Болванщиком. Герои используют Соню в качестве подушки, поскольку мышь постоянно то засыпает, то просыпается. Помимо этого, Соня-мышь часто произносит странные фразы. «С тем же успехом можно сказать», — добавил Соня, словно он говорит во сне. — «Что „я дышу, когда сплю“ то же самое, что и „Я сплю, когда дышу!“». Во время чаепития Соня лишь изредка просыпается, пытаясь рассказать историю, но, не успев закончить её, снова погружается в сон. Создается впечатление, что мышь совершенно не интересует происходящее. Позже Соня (снова в сонном состоянии) присутствует на суде по делу Червонного Валета как один из присяжных.
Элфрид Дулиттл («Пигмалион» Бернард Шоу)
Герой одной из самых известных пьес Бернарда Шоу, написанной в 1912 году, не отличается желанием улучшить свою жизнь. Элфрид Дулиттл любит выпить, живёт по принципу «как придётся». Он убеждён в том, что вне зависимости от должности и статуса его везде ждёт одинаково плохая жизнь. Более того, его образ жизни — это философия, которой он придерживается долгие годы. В положении бедняка Дулиттл находит для себя больше преимуществ, чем недостатков. По сюжету пьесы филолог мистер Хиггинс заключает пари с другом и коллегой мистером Пикерингом, что сможет культурно воспитать уличную цветочницу Элизу, дочь Элфрида Дулиттла. Отец же, в свою очередь, решил получить выгоду от попадания дочери в дом богача. Несмотря на то, что Хиггинс предложил сумму больше той, что попросил Дулиттл, он отказывается, поскольку эти деньги выведут его на другой уровень жизни, следовательно, повлекут за собой новые обязанности и изменения в образе жизни.