Найти в Дзене

Автомобильный король

Генри Форд - американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США.

Генри Форд
Генри Форд

Родился Генри Форд 30 июля 1863 года, недалеко от городка Дирборн, штат Мичиган, на ферме отца. Родители мальчика – Уильям Форд и Мари Литогот переселились в Штаты из Ирландии. Кроме Генри, в семье подрастало еще три сына и две дочери.

Семья была зажиточной, но для этого приходилось много трудиться. Родители стремились приучать детей к труду, а потому в обязанности Генри входило носить воду и кормить живность. Форд вспоминал: «Уже в ранней юности я думал, что многое можно делать иначе - каким-нибудь другим способом» и считал, что трудозатраты в хозяйстве намного превышали полученный результат. Например, зачем каждое утро взбираться по крутой лестнице, неся ведра с водой, если можно было бы всего лишь проложить под землей два метра водопроводных труб? С детства у Форда не сложились отношения с отцом - Генри испытывал стойкое отвращение к сельскому хозяйству, а отец желал, чтобы сын продолжил его дело.

Генри отдали в церковную школу, но особого усердия к учебе мальчик не проявлял - даже писал с ошибками. Когда, спустя годы Форд возглавил компанию, он не составил ни одного грамотного договора. Он искренне считал, что важна не грамотность, а умение думать головой.

Генри Форд в детстве
Генри Форд в детстве

Первым серьезным ударом судьбы, оставивший в его душе глубокий след, была смерть матери, с которой он был очень близок.

Когда Генри исполнилось двенадцать лет, отец подарил ему карманные часы. Он тут же их разобрал и благополучно собрал обратно. С этих пор возникла его любовь к технике. Генри быстро научился ремонтировать часы и некоторое время даже подрабатывал, объезжая окрестные фермы и беря в починку поломанные хронометры.

Первая встреча с локомобилем стала для молодого Форда стала настоящим потрясением. Генри с отцом возвращались на телеге из города, когда им встретилась огромная, окутанная паром самоходная машина. Именно в тот момент он решил, что когда-нибудь, обязательно создаст что-то подобное. Вдохновлённый увиденным, Форд с ещё большим усердием принялся за конструирование, окончательно забросив все дела на ферме, однако отец не поощрял его интереса к технике.

В шестнадцать лет Генри оставил занятия в школе и отправился в Детройт, где поступил учеником в механическую мастерскую. Днём Форд с интересом осваивал профессию, а по вечерам подрабатывал в лавке, занимаясь починкой часов, чтобы было чем платить за комнату.

В 1879 г. Генри устроился механиком в компанию Westinghouse, которая занималась производством локомобилей и мечтал о создании самодвижущегося экипажа, который мог бы повсеместно применяться как средство передвижения. Генри считал, что появление подобного транспорта избавило бы общество от необходимости содержать лошадей. Выбирая между экипажем и трактором, Форд отдал предпочтение тележке с мотором, которая могла бы двигаться самостоятельно, без помощи животных.

Первый прототип повозки нового поколения Форд оснастил паровым двигателем. Устройство было достаточно лёгким, мощным и простым - Генри всегда считал, что сложности только препятствуют производству. Разработка была инновационной, однако у первой машины был существенный недостаток - без постоянного поддержания высокого давления, мощность тележки падала, что делало конструкцию довольно ненадёжной. После двух лет экспериментов, Форд решил вообще отказаться от идеи использования парового двигателя. В 1884 г. Генри устраивается на работу в одну из мастерских Детройта и здесь, в 1885 году, ремонтируя двигатель Отто, он понял, что именно этот механизм может заменить паровую систему.

В это время в жизни Форда произошло важное событие - он познакомился с Кларой Брайант, которая была моложе его на три года и влюбился в неё. Они познакомились на сельских танцах. Форд был блестящим танцором и поразил девушку тем, что в первый же вечер показал ей свои карманные часы и заявил, что сделал их сам. Свадьба состоялась в 1887 году и Форд был счастлив: он любил свою жену, а она разделяла его взгляды и увлечения - она верила в него и в его талант. Много лет спустя, автомобильный монарх скажет: «Моя жена верила в мой успех еще крепче, чем я. Такой она была всегда».

Свадьба Генри Форда и Клары Брайан. На фото Клара Брайан в роли невесты
Свадьба Генри Форда и Клары Брайан. На фото Клара Брайан в роли невесты

В 1893 году супруги стали родителями единственного сына Эдсела. Даже на склоне лет на вопрос о том, хотел бы он прожить свои дни заново, Форд ответил: «Да, но только если я смогу снова жениться на Кларе».

Генри и Клара Форд
Генри и Клара Форд

С 1891 по 1899 годы Форд исполнял обязанности инженера-механика, а позже -главного инженера в «Edison Electric Illuminating Company». Ночные смены мешали ему работать над собственными исследованиями, но со временем Генри смог добиться изменения графика работы.

4 июня 1896 года, в кирпичном сарае позади двухквартирного дома, по адресу Bagley Avenue, дом 58, Форд закончил строительство своего первого экспериментального автомобиля. Изобретатель проработал двое суток без отдыха и сна и в два часа ночи пришёл сообщить своей жене, что машина готова и он сейчас собирается её испытать. Названный «Квадрициклом» и весящий всего пятьсот фунтов, автомобиль передвигался на четырёх велосипедных шинах. Генри Форду было 32 года.

Генри Форд и его первый автомобиль
Генри Форд и его первый автомобиль

Двухцилиндровый мотор обладал мощностью в 4 лошадиных силы. Управление квадрициклом основывалось на цепи. Трансмиссия состояла только из двух передач (первой до 16 км/ч, и 2-й до 32 км/ч) и не имела заднего хода. У машины был рулевой рычаг, колеса с проволочными спицами и 11-литровый топливный бак под сиденьем. Испытания автомобиля прошли 4 июня 1896 года, в ходе которых была достигнута максимальная скорость машины в 32 км/ч. Форд исколесил на нем тысячи миль, продав затем за 200 долларов страстному любителю машин. На тот момент правил дорожного движения попросту не существовало, но всё равно необходимо было как-то регламентировать перемещения Форда. В результате Генри стал первым, в истории США, обладателем водительских прав.

Томас Эдисон упорно отрицал значимость бензиновых механизмов, утверждая, что прогресс за электрическими устройствами и потому пообещал Форду, что тот войдёт в руководящий состав «Edison Electric Illuminating Company», если сосредоточится на целях предприятия, а не на личных разработках. Но Форд остался верен своей идее превратить авто из предмета роскоши в средство передвижения, и, полный надежд на будущее, в 1899 году уходит со службы: «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса».

Генри Форд с Томасом Эдисоном
Генри Форд с Томасом Эдисоном

Форд принимает решение организовать самостоятельное предприятие. Он снимает для своей мастерской другой кирпичный сарай и продолжает опытным путем строить новые модели автомобилей. Форд был уверен в своем успехе: «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!».

Большинство американских покупателей машин, в то время, считали скорость их главным козырем. Чтобы удовлетворить запросы публики, Генри изготавливает две модели с 4-цилиндровым мотором в 80 л.с., что, по тем временам, представлялось гигантской мощностью.

Одна из них, машина «999», как он назвал её, успешно показала свою быстроходность на гонке в три мили.

Генри Форд и гонщик Барни Олдфилд на легендарном автомобиле «999»
Генри Форд и гонщик Барни Олдфилд на легендарном автомобиле «999»

Быстро нашлись желающие выгодно вложиться в дело, и, в июне 1903 года, было основано «Общество Автомобилей Форда». Так началась история создания компании. Самому основателю достались: четверть фирмы, должность директора и ответственного за все производство. Учредители собрали 28 тысяч долларов, но компания просуществовала недолго. «На автомобили не было спроса, как не бывает его ни на один новый товар. Я покинул свой пост, решив больше никогда не занимать зависимого положения», - вспоминал Форд.

Наконец, в 1903 году, была зарегистрирована «Ford Motor Company», где Форд стал главным управляющим и начал выпускать автомобили «Ford A». Будучи сам механиком-самоучкой, Форд охотно нанимал таких же самородков на завод: «Специалисты так умны и опытны, что … везде видят пределы и препятствия. Если бы я хотел уничтожить конкурентов, то предоставил бы им полчища специалистов». Все усилия Форда были сосредоточены на создание универсального автомобиля - простого, надежного и дешевого: он упрощал конструкцию, комплектовал ее стандартными узлами и механизмами. Уже в первый год было реализовано 1 708 экземпляров автомобилей и дела компании пошли успешно.

Генри Форд на своем авто «Ford A»
Генри Форд на своем авто «Ford A»

В 1906 году, за счет оборотных средств, компания построила 3-этажный корпус и стала производить целый ряд деталей самостоятельно. На фирме уже собирали более 100 машин в день.

Число работников компании достигло 4110 человек, количество произведенных автомобилей – 45 тысяч. У компании появились филиалы в Лондоне и Австралии.

Настоящий успех ждал изобретателя в 1908 году, когда с конвейера начали сходить «Ford Т». Этот автомобиль имел простую отделку, практичность и доступную стоимость. Самой лучшей рекламой этой модели стало то, что известный писатель Эрнест Хемингуэй тоже оказался в числе покупателей.

Автомобиль «Ford Т»
Автомобиль «Ford Т»

«Жестяная Лиззи», как её прозвали автолюбители, стала первым автомобилем массового производства.

В 1910 году Форд построил завод «Highland Park Ford», где через 3 года заработал первый конвейер. Вначале с него сошел генератор, а вскоре дошло дело и до двигателя. На сборке двигателя задействовали десятки рабочих, каждый из которых выполнял определенную операцию, а время сборки двигателя сократилась с 9,9 до 5,9 рабочих часов. Введение конвейера Форда позволило уменьшить цену «Жестяной Лиззи» с 850 до 550 долларов.

Конвейер Генри Форда
Конвейер Генри Форда

В 1914 году Генри установил самую высокую в стране минимальную зарплату для рабочих – 5 $ в день, 8-часовой рабочий день, его рабочие имели один выходной, им оплачивали отпуск. Кроме того, была установлена сокращённая рабочая неделя: вначале 48-часовая (6 дней по 8 часов), а затем 40-часовая (5 дней по 8 часов) - все это вызвало возмущение многих предпринимателей. Однако Форд был убежден в том, что, если его рабочие не станут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями товаров, вследствие чего, в Америке не появится тот самый средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны. Решение оказалось прибыльным: текучесть кадров была преодолена, и лучшие рабочие Детройта начали концентрироваться на предприятии Форда, за счёт чего повысилась производительность труда и сократились расходы на обучение кадров. В этом же году компания отпраздновала выпуск юбилейного 10-миллионного экземпляра автомобиля. Машина производилась до 1928 года.

Основной постулат Форда: «Производить с минимальной затратой материалов и человеческой силы, а продавать с минимальной прибылью» реализовался в том, что Форд создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. Он вкладывал средства в расширение производства и со временем стал владельцем угольных шахт, рудников, заводов. В 20-е годы 20 столетия Форд выбился в лидеры продаж автомобилей. Из 10 авто, продаваемых в Америке, 7 принадлежали компании Генри Форда. Именно тогда он получил прозвище «Автомобильный король».

Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: «Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег... Делать дела на основе чистой наживы - предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции». Это своего рода социальная ответственность перед обществом. Форд писал: «Капитал должен течь из фабрики, а не из банка». Он считал, что предприятие должно работать без убытка - на самоокупаемости и зарабатывать столько прибыли, сколько необходимо для превращения ее в собственный капитал с целью расширения производства, результатом которого должны быть высокие производительность труда, качество продукта и заработная плата рабочих. На воротах его заводов была вывешена надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей».

Форд был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. Он открывал школы со стипендиями, предназначенными усердным и талантливым ученикам, а на его предприятиях было создано одно из первых ремесленных училищ в Америке. Он также создал систему льгот медицинского обслуживания для рабочих, начал строить и продавать им недорогое жилье в рассрочку. В компании был создан специальный социологический отдел (50 человек), деятельность которого была направлена на развитие у рабочих привычек к бережливости и экономии средств, обучение английскому языку (для иммигрантов). Задача отдела состояла в исследовании положения рабочих путем посещения их квартир, проведения опросов. По их результатам, работник причислялся к определенной категории. Лица, склонные к алкоголизму, азартным играм могли быть дисквалифицированы: рабочих штрафовали и предоставляли им испытательный срок (6 месяцев). Если требования компании не выполнялись, работник мог быть уволен. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода «Великой депрессии».

Форд постоянно заботился о потребителе, обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей с одновременным регулярным снижением продажной цены. Прибыль должна быть результатом «более искусного руководства делом», а не выжимания ее «из рабочих и покупателей». «Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику» - писал Форд.

В начале Первой мировой войны Форд, с группой пацифистов, по своей инициативе, приплыл в Европу на корабле «Оскар-2» как посланник мира, убеждая всех, как можно скорее, прекратить войну и был жестоко высмеян европейскими газетами. Но, весной 1917 года, когда Америка вступила в войну на стороне Антанты, Форд изменил свои взгляды. Заводы Форда стали выполнять военные заказы. Помимо автомобилей, развернулось производство противогазов, касок, цилиндров для авиамоторов «Либерти», а в самом конце войны - лёгких танков и даже подводных лодок.

В 1916 году Форд сосредоточился на производстве тракторов «Fordson F», удешевив сельскохозяйственные машины до 400 долларов и став лидером тракторного автомобилестроения. В 1925 году Форд продал Советскому Союзу 12 тыс. тракторов и лицензию на его выпуск. Именно благодаря этой сделке, появился трактор «Фордзон-Путиловец», запущенный в серийное производство.

Трактор «Фордзон-Путиловец»
Трактор «Фордзон-Путиловец»

Форд активно участвовал в развитии Горьковского автозавода - он не только продал советским автомобилестроителям свой легендарный конвейер, но и направлял специалистов для обмена опытом, обучал стажёров из СССР, делился тонкостями производственного процесса и даже предоставлял внутреннюю документацию.

После подписания Договора о технической помощи строительства в Горьком автомобильного завода. Дирборн, Мичиган, 31 мая 1929 года. Слева направо: В. И. Межлаук, Генри Форд, Сол Г. Брон.
После подписания Договора о технической помощи строительства в Горьком автомобильного завода. Дирборн, Мичиган, 31 мая 1929 года. Слева направо: В. И. Межлаук, Генри Форд, Сол Г. Брон.

В 1921 году для компании Форда наступили кризисные времена - сумма долгов превысила 38 млн. долларов. Форд продал все собранные автомобили на 25 млн. долларов и вложил все деньги в покупку железнодорожного предприятия «Detroit», Toledo & Ironton Railroad» . Компания находилась в плачевном состоянии. Форд уволил всех сотрудников администрации и юридического отдела, а также сократил рабочий персонал, в результате чего штат компании уменьшился на тысячу человек; отремонтировал железнодорожное полотно; модернизировал линию и наладил скоростную доставку комплектующих; ввёл жёсткий режим работы. Уже к концу 1921 года, бюджет завода превышал 80 млн. долларов, что позволило Форду не только рассчитаться с долгами, но и приобрести компанию «Lincoln Motor».

В 1922 году Форд выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения».

В 1925 году Форд создал собственную авиакомпанию, позже названную «Ford Airways». Кроме этого, Форд начал субсидировать фирму Уильяма Стоута, а в августе 1925 года купил её и сам занялся производством авиалайнеров. Первым продуктом его предприятия стал трёхмоторный «Ford 3-AT Air Pullman». Наиболее успешной оказалась модель «Ford Trimotor», по прозвищу «Жестяной гусь» - пассажирский самолёт, цельнометаллический трёхмоторный моноплан, производившийся серийно в 1927-1933 годах компанией Генри Форда «Ford Airplane Company». Всего было выпущено 199 экземпляров, а «Ford Trimotor» находился в эксплуатации до 1989 года.

Желая обзавестись собственным источником каучукового сырья для производства шин, в 1927 году Форд высадил в Бразилии на реке Тапажос плантации гевеи площадью в 10000 кв. км. и основал поселение под названием Фордландия. Большинство населения города составляли рабочие-бразильцы, занимавшиеся сбором каучука, а жизнь в нём была организована по американскому образцу: отказ от алкоголя и табака, употребление в пищу продуктов быстрого питания, строгое соблюдение рабочего графика, приобщение к американской культуре. Однако затея оказалась неудачной и, в 1934 году, Форд отказался от попыток производить каучук в Бразилии, а Фордландия быстро опустела, превратившись в заброшенный город-призрак. В общей сложности, данный проект обошёлся автомобильному магнату в 20 миллионов долларов.

О политических пристрастиях и идеологических взглядах Форда до сих пор ведутся дискуссии и для них имеются весомые основания. Всю свою жизнь Форд был сторонником теории заговора, опираясь на давнюю традицию ложных обвинений против евреев и утверждал, что еврейский интернационализм представляет угрозу традиционным американским ценностям. Часть его расистского и антисемитского наследия включает, например, финансирование танцев в американских школах, потому что он ненавидел джаз и связывал его создание с еврейским народом. Также Форд писал: «Если фанаты хотят знать, в чем проблема американского бейсбола, у них есть это в трех словах - слишком много евреев».

. В 1918 году Форд приобрёл газету «The Dearborn Independent», в которой с 22 мая 1920 года публиковались антисемитские статьи, а также по частям - полный текст «Протоколов сионских мудрецов». К антисемитским идеям Генри Форд пришёл постепенно. Изначально его заинтересовала проблема могущества денежного капитала, который он считал деструктивным, а рассуждения о еврейских банкирах, типичные для того времени, постепенно укрепили в нем эту мысль. Позже он уволил евреев со всех своих предприятий.

В ноябре 1920 года подборка статей из «Дирборн индепендент» была опубликована отдельной книгой Форда под названием «Международное еврейство», которую позднее активно использовала нацистская пропаганда. Антиеврейская кампания получила огромную поддержку не только среди простого народа. Так, например, её активно поддержал Томас Эдисон. На деньги Форда организовывается детективное агентство из отставных военных, детективов и агентов спецслужб для слежки за видными евреями - банкирами, политиками, а также для поиска у успешных американцев влиятельных еврейских покровителей.

Еврейский журнал American «Hebrew» бросил Форду вызов, предложив представить ему список пятидесяти американских лидеров, из которого он сможет выбрать двенадцать членов жюри. Форду предлагалось предъявить этому жюри имеющиеся у него доказательства существования всемирного еврейского заговора. Если жюри вынесет заключение не в пользу высказываемых Фордом обвинений, ему придется публично признать, что он ошибся.

Тем временем, американские евреи начали отказываться от приобретения любых автомобилей, несущих эмблему Форда. В начале 1921 года еврейская община штата Коннектикут устроила в честь Альберта Эйнштейна и Хаима Вейцмана парад из 400 машин: программа парада содержала оговорку: «Никаких машин Форда».

16 января 1921 года было опубликовано открытое письмо с осуждением антисемитизма Форда, подготовленное по инициативе известного американского писателя Джона Спарго и подписанное ста девятнадцатью выдающимися американцами, включая Вудро Уилсона, Уильяма Хауарда Тафта, Уильяма Кардинала О'Коннела, осудившими «привнесение нового, опасного духа в нашу национальную жизнь». Антисемитская кампания осуждалась в протесте как подрывающая американские идеалы, «неамериканская и нехристианская». В протесте говорилось также, что вызов брошен американским гражданским и демократическим принципам и что принципы эти находятся под угрозой.

Единственным ответом Форда тогда стало заявление о том, что он пытается не породить расовую ненависть, но просветить «одураченных неевреев» относительно еврейских махинаций».

Но, уже в 1927 году, Форд направил в американскую прессу письмо с признанием своих ошибок: «Как человек чести, я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершённые мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения».

Было сожжено 5 грузовиков с брошюрами, а в международные редакции отправлены письма, отзывающие право на перевод и печать «Международного еврейства».

Наследникам Форда пришлось приложить большие усилия, чтобы избавить автомобильную империю от антисемитской репутации его основателя. Генри Форд II финансировал несколько крупных еврейских организаций и, несмотря на угрозу бойкота со стороны арабских партнеров, основал сборочный автозавод в Израиле. Еще одним усилием, предпринятым корпорацией для того, чтобы мир забыл о «грехах» Генри Форда, стало спонсирование фильма «Список Шиндлера», который демонстрировался по национальному телевидению без перерыва на рекламу целых три часа. А праправнук основателя и владелец концерна Билл Форд назначил президентом «Ford America» еврея Марка Филдса, соблюдающего все религиозные традиции. Все это достигло цели - американский еврейский комитет, награждая внука основателя концерна Уильяма Клэя Форда – младшего за большие пожертвования еврейским организациям, отметил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это - лишь достояние истории».

Форд был также большим поклонником Адольфа Гитлера и национал-социализма и в свой 75-летний юбилей, 30 июля 1938 года, получил самый большой орден Третьего рейха, которым мог быть награждён иностранец – «Большой крест ордена германского орла». На праздничный ужин для 1500 тысячи гостей, специально прилетел немецкий консул, чтобы торжественно вручить такую высокую награду. Данная награда являлась партийной, а не государственной и вручалась на за какое - то конкретное достижение, а как признательность нацистского режима.

 Награждение юбиляра
Награждение юбиляра

Генри Форд оказывал серьёзную финансовую поддержку НСДАП, его портрет висел в мюнхенской резиденции Гитлера. Форд был единственным американцем, которого Гитлер с восхищением упоминал в своей книге «Моя борьба». «Генри Форда я считаю своим вдохновителем», - отзывался Гитлер об американском автомобильном магнате.

Когда Гитлер пришел к власти в 1933 году, то включил «фордизм» в свои планы по поднятию автомобильной индустрии в Германии. Нацисты построили завод «Volkswagen», который должен был повторить успех «Ford Т», для чего пригласили инженеров с заводов Форда. С 1929 года в Кельне функционировал завод Форда, на котором с 1938 года стали производить 3–х тонные грузовики. Около 50 тыс. таких грузовиков было продано немецкой армии в период с 1941 по1945 годы. В докладе юридического комитета Сената США в 1974 году отмечалось, что в общей сложности, дочерние предприятия GM и Форд построили приблизительно 90% бронированных 3–х тонных полугрузовиков и более 70% средних и больших грузовиков Рейха. В канун Второй мировой войны, Форд вложил в экономику Германии 17,5 миллионов долларов.

С 1940 года завод Форда, расположенный в Пуасси, на оккупированной немцами территории Франции, начал производить авиационные двигатели, поступавшие на вооружение вермахта. На допросе в 1946 году, нацист Карл Краух, работавший в годы войны в руководстве филиала одного из предприятий Форда в Германии, заявил, что, благодаря тому, что Форд сотрудничал с нацистским режимом, «его предприятия не были конфискованы». Форд так же владел большей частью капитала химического концерна «IG Fаrben», производившего газ «Циклон-Б», который нацисты использовали в газовых камерах. На европейских предприятиях семьи Форда использовался труд заключенных из концлагерей.

Форд оставался во главе своей компании до 1930-х годов, когда из-за разногласий с профсоюзами и компаньонами, он передал дела своему сыну Эдселу, но после его смерти от онкологии, в 1943 году, вновь вернулся на пост главы фирмы. Генри Форд, которому, к тому времени, было около 80 лет, был болен, страдал сердечно-сосудистыми заболеваниями, был психически неуравновешенным человеком. В этот период компания начала приходить в упадок, теряя более 10 миллионов долларов в месяц. Администрация президента Франклина Рузвельта рассматривала возможность государственного поглощения компании, но эта идея так и не была реализована.

В сентябре 1945 года, из-за ухудшения здоровья, Форд передал руководство компании своему внуку - Генри Форду II и ушел в отставку.

Генри Форд умер в возрасте 83 лет в своем поместье Фэр-Лейн, в Дирборне, 7 апреля 1947 года. Причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг. На время похорон Форда, работа на всех его заводах была приостановлена. Отпевание состоялось в соборной церкви Святого Павла в Детройте. Могила Форда находится на фамильном кладбище в Детройте.

Могила Форда
Могила Форда

Жизнь Генри Форда представляет из себя воплощенную американскую мечту. В его жизни были и победы, и общественное порицание, но сложно отрицать достижения Генри Форда - человека талантливого и трудолюбивого, одержимого своим делом.

В 1928 году Форду была вручена медаль Эллиота Крессона Института Бенджамина Франклина за революционные достижения в автомобильной промышленности и индустриальное лидерство, в мае 1946 года - почётная премия за заслуги перед автопромышленностью, а в конце того же года, Американский институт нефти вручил ему золотую медаль за заслуги перед обществом. В 1975 году Форд был посмертно включен в Зал славы бизнеса США за достижения среди молодежи. В декабре 1999 года Форд, был в числе 18-ти человек, включенных Гэллапом в список широко почитаемых людей 20-го века, согласно опросу, проведенному среди американского народа. Почтовая служба Соединенных Штатов наградила Форда почтовой маркой серии «Выдающиеся американцы», стоимостью 12 центов.

С его смертью завершилась целая эпоха в истории компании «Ford Motor», которая, несмотря на кончину своего основателя, продолжает активно расти и развиваться.

Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации