Найти тему
За чашкой кофе

Выезд оперативной группы на срочное задание. Полковник милиции рассказывает

фото яндекс
фото яндекс

Иван уезжал в областной центр в раздвоенных чувствах, если так можно было выразиться. Если с Леной складывалось все хорошо. Все - конечно можно было сказать тоже с натяжкой, пришлось расстаться, пусть и на время. Вот с отцом получилось иначе.

Сирый привык всегда быть в центре происходящих событий, сам принимал в них активное участие. А в ситуации с Сычем и Ручкастым он вдруг оказался за бортом. Конечно Сирый радовался за сына Ивана. Парень учился в школе милиции и был послан Максимовым, начальником областного уголовного розыска, для выполнения розыскных мероприятий. Кстати справился с поручением хорошо. Но вот так. И у отца, и у сына осадок в душе остался.

И еще. Иван передал отцу мнение Максимова о Вертухае, которого Сирый выгнал. Сирый считал, что поступил правильно. Для него главным были отношения в артели. Вертухай, предатель, пошел против неписаных законов братвы, его могли просто ликвидировать. А Максимов считал, что надо было за ним понаблюдать.

Иван простился с отцом в Ражино. Простился не как сын с отцом, а по-взрослому, по мужицки - пожали руки, посмотрели друг-другу в глаза, а потом обнялись, не сдерживая чувств. Прощание конечно разрядило напряжение, но не полностью. Помог Султан, ткнулся мордой в людей, обратил на себя внимание. Иван потрепал коня по гриве, и прошептал в большо теплое ухо: "жди меня, скоро приеду."

- Полюбил, он тебя, - подтвердил Сирый.

- Береги его. - Попросил Иван.

- Твой конь, - Сирый похлопал Султана по лоснящемуся вороному боку.

Подъехал ГАЗик и просигналил с улицы.

- Все отец, мне пора.

- Давай, учись хорошо и возвращайся к нам. - То ли от холодного ветра выкатилась слезинка у отца, то ли растрогался он под конец, что за Сирым никогда не замечалось.

- Давай, давай, ждем тебя! - На крыльцо из дома в накинутом на плечи полушубке вышел Инютин. - А то как мы тут без милиции, страшно.

- Вернусь, дед, не бойся. - Ответил Иван, вышел за ограду и забрался в подъехавшую машину.

ГАЗик был старенький, да и водитель пожилой. Поэтому от Ражино до Юзьвы ехали долго. Местами, на открытых участках, дорога была переметена, приходилось включать все железки. И то сугробы преодолевались не с первого раза. Иван выходил и толкал машину.

- В раскачку даввай! - Кричал водитель.

- И раз, и раз! - Иван подхватывал усилия не такого и сильного мотора.

До Юзьвы Иван не поехал, а воспользовался советом Максимова и вышел на тракте у поста ГАИ, представился.

- Движения сегодня никакого, - предупредил постовой. - Так что жди. На любой машине поедешь?

- Выбирать не приходится. - Согласился Иван.

И правда что. По дороге хорошо мело. Из области машины еще шли, а из округа, как назло, не было ни одной. Двое постовых менялись, продувало в момент. А Иван то сидел внутри поста, а когда надоедало, выходил к дороге. Наконец из Буртымкара замаячил свет фар и к посту подъехал рейсовый автобус, битком набитый пассажирами. Люди даже стояли. Автобус ПАЗик считался не междугородным, шел по тракту от деревни к деревне.

Постовой махнул полосатой палочкой. Водитель занервничал, остановился, открыл переднюю дверь и начал искать на полке у лобового стекла документы. Пассажиры сначала притихли, мало ли что, а потом не выдержали и начали возмущаться. Дело было к вечеру, в автобусе в основном ехали жители окрестных деревень, приезжавшие в округ на рынок и в магазины.

- Тише, тише! - Успокоил их постовой. - Сейчас поедете. - И обратился к водителю. - Все в порядке. Осторожнее, метет.

- Спасибо, - поблагодарил водитель, - не в первый раз.

- Нашего сотрудника возьмете. - Распорядился сержант. - До отворота на федералку поедешь? - Спросил постовой у курсанта.

- Поеду, - ответил Иван. - Куда мне деваться.

- Там бывает наш передвижной пост, к ним обратись. - Посоветовал сержант. - И движение там больше. Подсадят.

- Спасибо! - Иван зашел в автобус, показал водителю удостоверение.

- Устраивайся, где удобнее, - гостеприимно отозвался водитель, закрыл дверь и поехал дальше. - Ну и служба у вас, ночь, полночь. Не позавидуешь.

"Устраивайся," - подумал Иван, свободных мест в автобусе не было. - Я вот тут, на ступеньке посижу.

- Правильно, садись, садись, к печке поближе. - Ответил водитель.

Иногда Иван засыпал, иногда просыпался, пропуская пассажиров к выходу, автобус постепенно пустел. Уже были свободные места. А курсант так и ехал на ступеньке. Водитель посматривал на парня, улыбался: "Стойкий, будет толк," понимал в таких делах.

А Иван во сне и наяву видел Лену. Они простились утром. Девушка собрала его в дорогу и не пошла провожать, зачем было давать повод для лишних пересудов. Теперь оставались только письма.

- Приезжай, - предложил Иван.

- Мне отца не оставить. Как он один, без мамы, без меня. Может тебя еще к нам пошлют?

- Может, не знаю.

- Я тебя всегда жду.

- Вставай, курсант, приехали! - Водитель разбудил Ивана в последней по маршруту деревне.

Иван встал, поднял с пола рюкзак и посмотрел вперед. В свете фар пролетал снег, по прежнему мела поземка. - До федералки в какую сторону?

- Ладно, довезу, тут рядом. Объяснять дольше. - Водитель выехал из деревни и поехал дальше.

Рядом не рядом, но от деревни до федеральной трассы было с километр.

- Повезло тебе, курсант! - Водитель показал на ЗИЛ 131 с кунгом, стоящий на перекрестке со стороны федеральной трассы. Автобус подъехал и остановился сзади.

- Что случилось? - Спросил постовой у водителя через открытую дверь.

- Курсанта вашего в область захватите?

- А где он?

- Здесь. - Иван вышел из автобуса и показал удостоверение.

- Мы снимаемся в два часа, подождешь?

- Подожду. - Согласился Иван и крикнул водителю автобуса. - Спасибо!

- Бывай! - Раздалось в ответ.

- Полезай в кунг, там тепло, и чай у ребят есть.

В общем до школы Иван добрался чуть ли не под утро. Спать уже было некогда. Курсант успел привести себя в порядок и поспешил к начальнику школы, доложить, что вернулся из неофициальной командировки.

- Все сделал, о чем Максимов просил? - Поинтересовался начальник.

- Так точно! - Отрапортовал Иван.

- Давай к нему, я позвоню.

У Максимова в приемной как всегда толпились сотрудники. Но секретарь пропустила Ивана вне очереди.

- Полковник ждет, - объяснила она остальным.

Разговор Максимова с курсантом затянулся надолго. К тому же он попросил два стакана чая.

- Сказал освободиться через полчаса, - строгим голосом объявила секретарь, - не толпитесь. - Тут же нажала кнопку селектора и вызвала Гурина, начальника отдела розыскников.

- Ну, опять затевается что-то. Пошли. - Безнадежно сказал майор с толстой папкой.

- Максимов решает все вопросы без бумаг, - заметил еще один посетитель, - а ты с такой папкой.

- Так тут же финансовые документы, - оправдывался майор. - Без его подписи никак нельзя.

- Все, тихо. - Попросила секретарша. - Сказал через полчаса, значит через полчаса.

В приемную стремительно вошел Гурин и, оглянувшись на молчаливый кивок секретарши, тут же скрылся в кабинете Максимова. В его руке тоже была папка, только совсем тонкая.

- Видишь, как? А ты тут со своими документами. Пошли. - Приемная опустела.

Иван еще раз рассказал о событиях в северном крае, достав из весьма помятой картонной папочки фотографии Косого, Сыча и письмо, найденное у Вертухая. Гурин тоже раскрыл свою папку, в ней оказались материалы на Вертухая, его фотография и короткая справка, в который были отмечены все его подвиги.

А дальше произошло самое интересное, так и оставшееся в тайне для нас с вами. Максимов, Гурин и курсант Иванов сидели рядом с торца длинного стола для совещаний, наклонившись друг к другу, и говорили очень тихо. Между ними пропала разница в положении, званиях и возрасте. Эта троица решала, что делать дальше. Вряд ли человеку, далекому от оперативно-розыскной деятельности, из этого тихого разговора можно было что-либо понять. Да и не надо.

- А можно мне тоже? - В конце разговора спросил Иван.

- Что, майор, возьмешь курсанта с собой? - Спросил Максимов.

- Возьму, смышленый парень. - Ответил Гурин.

- Ты только его не перехвали, ругай больше, - посоветовал Максимов в шутку и продолжил. - Как приедете, доложишь! - Скомандовал Максимов вслед выходящим из кабинета сотрудникам.

- Чай так и не попили? - Секретарь заглянула в кабинет, поправила стулья за длинным столом и спросила, - свежего сделать?

- Да, пожалуйста, - попросил Максимов, не оборачиваясь. Он стоял у окна и смотрел на улицу. Наверное в мыслях полковник был вместе со своими ребятами, отправившимися на настоящее дело.

- Начфина приглашать? - Спросила секретарь.

- Приглашай, - с тяжелым вздохом ответил Максимов и может в очередной раз пожалел о своем положении и должности.

Между тем оперативная группа выехала на основной железнодорожный вокзал областного центра. Был еще один, старый и теперь вспомогательный. В камере хранения лежал чемодан, оставленный Сычу.

Группа ехала на "буханке" обычного зеленого цвета, без мигалок и сирены. И в машине сидели с виду обычные люди в гражданской одежде. Они говорили о всякой ерунде, шутили, смеялись. Иван, единственный в форме, сидел молча, волновался. Этот выезд был его первым в составе оперативной группы. И у него уже было свое задание.

1 глава, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12