Найти тему
Советское Кино

"Приходите завтра"

Советский фильм, снятый в 1962 году режиссером Ташковым, имел непростую историю, хотя был в итоге удостоен премий на Всесоюзном кинофестивале. Картину пытались закрыть, съемки прерывались на год из-за болезни актрисы, которая заболела бруцеллезом, выпив парного молока на рынке. Болезнь, у многих протекающая не так серьезно и проходящая бесследно, дала серьезные осложнения на нервную систему и поставила крест на дальнейшей карьере актрисы. Погибла она в сорок с небольшим, покончив жизнь самоубийством. Что для советского кинематографа стало большой потерей. Актриса обладала серьезным дарованием и большим потенциалом, а сыграла после этого всего одну роль.

Сценарий для фильма написал сам режиссер с помощью жены Екатерины Савиновой, во многом опираясь на факты ее биографии. Фамилию героине дала подруга юности, а маленькая сибирская Ельцовка была вполне реальна. Из нее в Москву учиться приехала Екатерина Федоровна. Мамино платье и шесть стаканов чая после бани тоже ее личный опыт. Песню "Вдоль по Питерской" актриса поет сама. Она обладала хорошими вокальными данными и кроме ВГИКА училась еще и в Гнесинке. Возможно, поэтому Фрося так убедительна.

Изображение со страницы https://www.1tv.com/announce/10703?tz=16
Изображение со страницы https://www.1tv.com/announce/10703?tz=16

Девушка из алтайской Ельцовки приезжает в столицу с целью выучиться "на артистку". Останавливается она у скульптора (Анатолий Папанов), который знаком со сменившим место жительства на сибирское село школьным завхозом. Вполне себе основание для внезапного визита. Скульптор с домработницей принимают юную провинциалку, она развлекает скульптора и Наташу наивностью и неискушенностью.

Фрося сталкивается с первыми трудностями - набор в институт закончен. Она не сдается, ходит в институт каждый день, пока не попадает на прослушивание к профессору. Впечатленный ее данными, педагог добивается, чтобы Фрося была зачислена на обучение.

Тем временем у скульптора начался творческий кризис. Он приходит к выводу, что все его работы обыкновенные ремесленные поделки на заказ, ничего общего с творчеством не имеющие. Беседы с Фросей и отношение окружения помогают ему утвердиться в таких мыслях, и в один прекрасный день он разносит свою мастерскую, оставив только одну старую работу, на которой его творческая мысль и остановилась.

Фрося переселяется в общежитие и погружается в учебу. Знакомство со студентом Костей ничего не меняет в ее жизни. Костя не понимает ее одержимости музыкой и учебой, да и ей безразличны его интересы, во время встреч она погружена в мысли об учебе. То, что он каждый день ждет ее по несколько часов под окнами института, она словно не замечает. Наверное, если бы Костя обсуждал с ней ее учебу и музыку, у него были бы шансы на взаимность, но ему эти темы чужды. И отношения заходят в тупик.

Фрося срывает голос на высокой ноте, занимаясь самостоятельно, разгневанный профессор отправляет ее лечиться. Вынужденная беречь голос, Фрося молчит во время свидания с Костей и тем самым дает ему полностью высказаться.

По пути домой в трамвае она встречает скульптора. Он вполне счастлив. Много ездил, работал и вышел на новый уровень творчества.

Костя уезжает, Фросе не удается с ним проститься, хотя она бежит на вокзал и пытается его там отыскать. Заканчивается фильм предупреждением профессора, что время легких успехов прошло, извольте работать как лошадь.

Фильм по замыслу не комедия, но из-за комичных ситуаций, в которые попадает Фрося по наивности и детской вере в свою правоту, он полон моментов, когда зритель может от души посмеяться. Фрося Бурлакова стало именем нарицательным для деревенской простушки без манер. И это несправедливо. Фрося талантливая, увлеченная, а внешний лоск - самая недолгая наука при проживании в столицах в богемной среде.