На Старой Басманной (д.36)- небольшой одноэтажный неприметный дом. В девять окошек. Дом- музей известного в начале 19-го поэта Василия Львовича Пушкина. Дяди Александра Сергеевича.
Музей относительно недавно открылся. В 2013 году.
В 1998 году правительство Москвы выпустило постановление «О неотложных мерах по сохранению памятника истории и культуры „Дом Василия Львовича Пушкина“».
И вот. Не прошло и двадцати лет- сработали «неотложные меры».
В советское время- коммуналка.
Эту скромную обитель построила некая г-жа Кетчер. В 1819 году году. Строила специально для сдачи в наем. Поэтому особо архитектурными излишествами не увлекалась. Просто деньги в недвижимость вкладывала. Нажитые мужем- фабрикантом.
В 1824 году очередным жильцом стал Пушкин.
Дом с мезонином. Со двора- откуда вход- выглядит как полноценный второй этаж.
В те времена во дворе стояли конюшня, каретный сарай, людской флигель. И даже сад.
Строгая домовладелица взяла с поэта подробную расписку:
«Если что будет разбито, изломано или утрачено то при здаче исправить все своим коштом. Чищение печных труб приемлю на свой щет. Ежели последует от меня или живущих при мне людей чего, боже сохрани, пожар то я сгоревшее должен исправить своим коштом так как было или заплатить безотговорочно за большой корпус двадцать одну тысячу рублей за флигель людской с конюшнею сараем и погребом пять тысяч рублей, а всего двадцать шесть тысяч рублей. Естли же сие последует от молнии или соседей то в таком случае мне не ответствовать и платежа никакова не чинить. Неимеющих законных видов людей в доме не держать».
А почему Василий Львович жилье снимал? Папаша был человек не бедный. Поучил в наследство обширную московскую усадьбу, более трёх с половиной тысяч крепостных душ. Когда женился (второй раз)- тоже солидное приданое получил.
Так что и Васе и Саше- отцу Александра Сергеевич досталось довольно приличное наследство. По 1200 душ каждому.
Где деньги, Вась? Где деньги, Сань? На широкую ногу привыкли жить.
Племянника- сына вообще в нищете оставили.
Но пора и в музей зайти.
В передней- шинель на вешалке, цилиндр.
Хозяин дома.
На стене- герб Пушкиных.
Пушкины- старинный дворянский род.
Но вот только легкомысленный любитель словесности вдруг обнаружил. В 1799 году. В «Общем гербовнике дворянских родов Российской империи» нет такой фамилии.
Подал прошение. И, что удивительно, добился «справедливости».
Небольшой с виду домик внутри достаточно просторный. Большая зала, гостиная, кабинет хозяина.
Столовая выдает хлебосольного хозяина.
Рядом со столом- огромный гусь в яблоках. Из папье- маше.
Любил Василий Львович покушать.
Как писал современник, «Сам он был весьма некрасив. Рыхлое, толстеющее туловище на жидких ногах, косое брюхо, кривой нос, лицо треугольником, рот и подбородок a’la Charles-Quint, а более всего редеющие волосы не с большим в тридцать лет его старообразили».
Но, как говорится, женщины любят ушами. Женился, в 1795 году, на первой московской красавице. К тому же, на 12 лет моложе. Только- только 17 исполнилось.
Как- то историю племянника напоминает.
Повзрослев, вздорная красавица бросила служителя муз. Через семь лет. Собрала вещички. И съехала. К маме.
Красавица была себе на уме. Тут же подала прощение в синод. О «расторжении брака ея с оным мужем за прелюбодейную его связь с вольноотпущенною девкою».
Была «девка», нет. Синод четыре года разбирался.
Красавица, едва получив свидетельство о разводе, немедля выскочила замуж. Новый избранник тоже не был красавцем. И язык не особо подвешен. Зато имел больше десятка фабрик и мануфактур.
Злые языке утверждают, что вовсе не к маме Капитолина Михайловна сбежала. По крайней мере, меньше года прошло. А уже в семье фабриканта- первенец.
Знаете присказку. А кто виноват? Пушкин что ли?
По такому принципу синод и вынес свой приговор: «подвергнуть семилетней церковной епитимии, с отправлением оной через шесть месяцев в монастыре, а прочее время под смотрением духовного его отца».
- Ну да- скажут женщины- дыма без огня не бывает.
Тем более- главное произведение у Василия Львовича- «Опасный сосед» Как «Евгений Онегин» у племянника.
Этому произведению целый зал посвящен.
Кто не читал- про посещение борделя. Автор, конечно, не хотел. Но «опасный сосед» уговорил. Закончилось всё, как положено, мордобоем.
Не знаю насчет художественной ценности. Но произведение новаторское. В множестве слова, куда приходится многоточия вставлять.
На антресоли ведет узенькая лестница.
Там комната, посвященная детству Пушкина. Александра Сергеевича.
И гостевая. Где, якобы, Александр Сергеевич останавливался.
Сомнительно. У Александра Сергеевича свое жилье в Москве всегда было.
Даже 8 сентября 1826 года. Когда А. С. Пушкин из Михайловского был возвращён в Москву. Первым делом заехал к дяде. Но ночевать поехал в дом Ф. А. Соболевского.
Вот таким познавательным оказалось посещение музея. Много картин, предметом обихода.
Всё XYIII- XIX-век. Как написано в брошюрке- каталоге. Которую вместе с билетом на входе выдали.
Хотя поначалу конфуз вышел. Был такой авантюрист- мистификатор. Раменский. Бывший комсомольский и партийный работник. Этакий современный Хлестаков. Со всеми на дружеской ноге. Кого из светочей не взять- все его предки. По какой-нибудь запутанной линии.
Всучил музею «крестильную рубашку- распашонку А.С. Пушкина» и «полотенце Арины Родионовны».
Директор департамента культуры на открытии музея чуть не всплакнул. Это, мол, «святыни отечественной культуры».
«Святынь отечественной культуры» не обнаружил. Убрали, видимо, фейки.
А зря!
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь