Распад СССР произошел в 1991 году, ему предшествовал ряд реформ Горбачева, которые должны были спасти страну от кризиса. Однако, инициативы оказались провальными, а некогда союзные республики начали выходить из состава страны. В то же время десятилетиями ранее, другая коммунистическая страна – Китай провела достаточно успешную реформу своей экономической системы. Это позволило сохранить целостность страны и правление действующего режима, и более того вывело страну в мировые лидеры.
Почему же у Китая "получилось", а у СССР нет?
Стартовые точки отчета
В первую очередь стоит отметить разные стартовые точки отчета для двух стран. Китайские реформы начались раньше советских, то есть фактически на 7 лет раньше затеянной перестройки Горбачева, что дало хорошую фору китайским властям. К моменту распада всей социалистической системы Китай уже был в реформированном виде. Стоит отметить, что к моменту реформ коммунисты в Китае правили всего 29 лет, а в СССР около 70, благодаря этому традиционная для коммунизма экономика не успела ликвидировать все рыночные институты.
В Советском Союзе в этом плане было гораздо хуже – выросли целые поколения людей, которые не жили при другом режиме и не знали, что такое рыночная экономика.
Китай подошедший к рубежу изменений через реформы, являлся отсталой аграрной страной, именно из-за этого первые преобразования были направлены именно на сельское хозяйство, где вместо коллективизации стали развивать семейные подряды, им позволяли распоряжаться своими ресурсами, что по сути развивало самостоятельность крестьян. Поэтому распространение частной собственности в Китае связанно в первую очередь с сельскими жителями.
Еще одним немаловажным фактором являлась дешевая рабочая сила, которая стимулировала иностранных инвесторов приходить именно в Китай.
Советский Союз же к моменту осознания необходимости реформ, сильно отличался от Китая, поэтому их изначальные условия даже нельзя сравнивать. К началу 80-х СССР был очень урбанизированным государством с развитой индустриальной базой, в частности огромный сектор занимали военная и тяжелая промышленности. Поэтому проводить аналогичные реформы было попросту невозможно.
Направленность реформ
Важным отличием реформ КНР от СССР было их направленность и темп осуществления. Преобразования Горбачева в основном были направлены на политическую сферу, например, политика гласности и демократизация. Советская власть надеялась, что вместе с демократией придет нормализация в социальную и экономическую сферы государства. Однако все получилось наоборот, изменения породили нестабильность в Союзе, малые народы стали требовать независимость, а люди начали критиковать власть и просить больше свобод.
Экономические реформы были невнятными и запоздалыми, они начали проходить только к 87 году, но они в основном коснулись лишь расширения полномочий предприятий.
Китайские же преобразования, как раз-таки были сугубо экономическими и фактически не касались политической сферы, разве что в ротации кадров. Поэтому Китай до сих пор сохраняет политический строй, а коммунистическая партия стоит во главе страны. Все благодаря тому, что Дэн Сяопин направил все усилия на реформирование экономической системы страны и по сути перевел ее на капиталистические рельсы. Хотя в КНР это как правило отрицают, называя скорее социализмом с китайской спецификой.
Так или иначе, китайская экономика стала реформироваться, зародился частный сектор, стали появляться рыночные институты, а в страну хлынули иностранные инвестиции.
Отдельно стоит отметить, создание особых прибрежных экономических зон, специализирующихся на внешний рынок, там были созданы льготные условия налогообложения, что отлично привлекало инвестиции в такие районы.
Кстати в Китае тоже были требования демократизации и смены режима в 1989 году, которые правда были решительно подавлены властями.
Почему в СССР не провели реформы раньше?
На самом деле, в Союзе не раз пытались проводить различные преобразования для повышения эффективности производства, оптимизации и внедрения инноваций. Так самой известной и отчасти успешной, стала так называемая «Косыгинская реформа», начатая в 1965 году. Еще тогда ряд советских деятелей, стали осознавать проблемы социалистической экономики и пытались их решить с помощью реформ.
Она была направленна на децентрализацию системы и расширение самостоятельности предприятий. Благодаря ей организации могли сами планировать, формировать свой бюджет, а также им полноценно распоряжаться. Были внедрены рыночные показатели прибыльности и рентабельности, чтобы определить эффективность существующих предприятий.
В целом инициатива принесла положительные результаты – восьмая пятилетка стала одной из самых утешных в СССР, но и у нее были недостатки - повышение цен и стремление к сиюминутной выгоде. Реформа была свернута в 70-е годы во многом по политическим мотивам, ее часто критиковали консервативная партийная номенклатура, зачастую говорили, что она ведет к отклонению от социализма и заигрыванию с Западом.
Также можно отметить «Пражскую весну», которая по сути стала точкой отсчета к «консервации» режима.
Цены на нефть.
70-е и начало 80-х стали для СССР крайне благоприятными во многом из-за роста цен на нефть, Союз на тот момент уже являлся крупнейшим экспортером, а экономика тотально завесила он «черного золота». Что сыграло злую шутку с советским руководством - подсев на нефтяную иглу оно попросту перестало заботиться о развитии остальных секторов экономики.
Как мы видим, СССР и КНР прошли абсолютно разный исторический путь, а из-за ряда причин повторение китайского опыта не представлялось возможным.