Как говорят, по случаю был снят в 1978 году фильм «Пять вечеров». В этот время получился неожиданный простой в съемках другой кинокартины. Речь идет о «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Снимал его Никита Михалков внепланово. Замысел не вынашивался, и ничьи мечты с подобным кино связаны никак не были.
Александр Володин, являвшийся автором созданной им пьесы с одноименным названием, не разделял решение об экранизации. Причина? Абсолютное нежелание лицезреть на экране осовремененный вариант собственного творения. Ведь Михалков был режиссером молодым, а значит, сам не прожил те годы в период с 40 по 50-ый. Его мнение все-таки переменилось, когда пришло осознание, что у режиссера весьма чистое и бережное отношение к тем временам.
Чтобы удобнее снимать картину, он быстро перенес место действие в Москву из Ленинграда. Как оказалось, не смотря на всю свою «промежуточность», фильм оказался на редкость удачным. Его до сих пор принято относить к шедеврам и классикой кинематографии. Его полюбило смотреть несколько сменившихся зрительских поколений.
Станиславу Любшину за главную роль в год премьеры было присвоено звание лучшего артиста. Это даже по его признанию одна из наиболее сильных ролей. А ведь он уже снялся в более пятидесяти картинах. Саша Ильин оказался написан автором именно для Любшина, вот что интересно. Фильм несколько подкорректировал артист, оставив прежним авторское видение персонажа. Мудрость, а также уважение и взаимопонимание тандема актер плюс режиссер дали свои плоды.
Ускоренный режим съемок наряду с практически неизменными декорациями, а также дружный и веселый настрой, царивший в коллективе, позволили создать совершенно неожиданно эпохальный вариант. Из чего он сложился?
Пьеса – камерная, этюд ретро – психологический, мелодрама – любовная, фон – черно-белый. Быт коммунальный – уютный, а на стене единственный для всех жильцов телефон.
А фильм цепляет, как и цепляет чем-то наивное и уютное название. История самая простая, а сюжет совершенно не мудреный. Два молодых человека, когда были по-настоящему влюблены друг в друга. Их встреча произошла, аж, через 17 лет после пережитого военного времени. Такая судьба. Оказалась, что она интересна и сегодня, по-прежнему занимая экраны наших телевизоров наряду с театральными подмостками. В современных постановках играют лучшие актеры современности, причем, с удовольствием.
Однако, для большинства не театралов магической остается именно кинематографическая версия. Михалковская экранизация позволила надолго оставаться Тамаре Людмилой Гурченко, а Ильину – Любшиным. Юные и абсолютно бесшабашные Катя со Славкой. Совершенно смешные и просто уморительные в этих ролях Лариса Кузьмина, а также Игорь Нефедов. Валентина Теличкина прекрасно справилась с ролью брошенной Зои, а Александр Адабашьян неподражаем в образе Тимофеева, главного инженера.
Само время выбрано не случайно. Это окончание «оттепели» и начало хрущевского периода очередных «заморозков». Полностью захватывающее бытие наряду с любовью и надеждой, воспоминаниями и эмоциональными потрясениями. Все это происходит на фоне совершенно скудной бытовой обстановки.
Если давать ответ на вопрос, про что собственно снималась настоящая картина, то однозначным он не получится. Актеры могут ответить на это своими репликами про «любовь бестолковую» и «потаенные думы», и «окаянные губы». Прекрасно за кадром звучит песня в исполнении Сергея Никитина, который озвучивает одну из наиболее душевных сцен Любшин. Тамару смогли бы повторить немало женщин словами «Как было бы ужасно, если бы я вышла замуж за кого-нибудь…».
Жизнь, оказывается, не только раздает обещания, но и жестоко обманывает. Зато и радует тоже. Постоянно на экране продолжается разговор обо всем, и не о чем. Самое главное в картине – ожидание самого настоящего счастья, которое совсем рядом впереди.