Начнем, пожалуй, с этой "Травиаты" 2016 года из Ганновера:
Виолетта - Марина Ребека
Альфред - Франческо Демуро
Жермон - Томас Хэмпсон
Женский хор Ганновера
Хор имени Иоганна Брамса, Ганновер
Хористы ганноверских оперных театров
Оркестр Северо-Германского радио
Дирижер - Кери-Линн Уилсон
Ганновер, 23 июля 2016 года
Полусценическая постановка под открытым небом (точнее, под ним только зрители, действующие лица - под навесом), минимум декораций. К слову, из современных этот вариант мне нравится больше других: режиссеру тут при всем желании трудно что-то испортить, плохой актер может максимально скрыть свои недостатки, хорошему же никакой дефицит пространства не помешает развернуться. Все выгоды разом! Но, конечно, гладко было на бумаге, а на деле вышли и некоторые шероховатости:
1. И Виолетта, и Альфред одеты по последней моде. Только она - по моде середины XIX века, он - по современной.
2. Гости вообще одеты очень разнообразно: кто во фраках, кто в пиджаках, кто в мини-юбке, а Гастон вообще непонятно как прошел швейцарский фейс-контроль.
3. Вообще вся честна компания производит очень странное впечатление, - как будто доблестные работники мышки и клавиатуры решили после трудового дня устроить корпоратив, нашли на складе неликвида какие-то тряпки, облачились в них и теперь на трезвую голову изображают необузданное веселье.
Не могу понять: неужели труппа настолько бедна, что не могла одеть всех в одном стиле? Или это такой режиссерский ход? Что он должен означать? Во всяком случае, подобный винегрет очень напрягает, потому что отвлекает от главного - музыки.
Точнее, не от музыки, а от пения. Если и есть счастливцы, могущие одновременно следить одновременно за тем и другим, то я к ним не отношусь. Увертюра и отдельные оркестровые фрагменты - другое дело. Кстати, об увертюре: она прозвучала вполне прилично, а вот прелюдия к последнему акту - откровенно слабо. Но мы отвлеклись от певцов.
Итак, Альфред - удивительно безликий персонаж. В самом что ни на есть буквальном смысле: сядь он в зрительный зал, вряд ли бы кто-нибудь узнал его. Я бы точно не смог. То же самое касается голоса - спето все аккуратно, чисто, культурно и... невообразимо скучно. А ведь товарищ, судя по количеству записей, сейчас в топе. Куда катится мир...
Виолетта - уже много лучше, есть какие-то эмоции, но... Опять это проклятое "но"! Глубины этим эмоциям катастрофически не хватает, все мелко, ни малейшего намека на трагизм. А ведь только на словах: "Ah! Dite alla giovine" у каждого зрителя должно сжаться сердце (у кого оно есть, конечно). Про "Addio del passato" излишне и говорить. А что здесь? "...Попели они еще втроем, и померла Травиата. А дирижер книгу закрыл, пенсне снял и ушел. И все разошлись. Только и всего". Впрочем, не все так печально, потому что остался еще он -
Жорж Жермон в исполнении Томаса Хэмпсона! Если и смотреть этот спектакль - то только ради него. Вернемся к безликости: вот входит человек в обычном костюме, вроде бы ничем не примечательный, но с первого же взгляда на его лицо ясно, что это - Личность! Не бегает по сцене, не заламывает рук, но видно, что актер он... ну, не первоклассный конечно, но вполне добротный (что, замечу, для оперы редкость). Что касается голоса - прекрасный баритон и полное владение этим баритоном. Фразировка, нюансировка, динамизм - все на месте. Нет ни одной проходной, безликой фразы, каждое слово спето со смыслом, продуманно и прочувствованно. В общем, если не идеал - то очень близко к нему.
Есть первый блин!