ИНТЕРАКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«УМНАЯ ДОРОЖКА»
Аннотация.
Интерактивное дидактическое пособие «Умная дорожка» предназначено для осуществления познавательного развития детей 3-7 лет. Пособие соответствует принципам развивающего обучения и воспитания и требованиям ФГОС ДО.
Использование дидактического пособия в различных видах деятельности позволяет сформировать познавательные интересы детей.
Дидактическое пособие «Умная дорожка» способствует познавательному развитию детей дошкольного возраста, развивает внимание, мышление, память.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей.
Пояснительная записка
Познавательное развитие является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
В связи с введением ФГОС в дошкольное образование появилась необходимость применения инновационных методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата.
В результате поиска новых форм работы с детьми было создано игровое пособие «Умная дорожка».
Новизна этого пособия заключается в том, что его можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.
Пособие ориентирует образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми на интересы и возможности каждого ребенка. Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности через пополнения содержимого пособия.
Интерактивное дидактическое пособие «Умная дорожка» представляет собой дорожку из ткани зеленого цвета размером 200 см. на 20 см., на которой имеется 10 карманов. В карманы складываются задания для детей. На одной стороне цифры от 1 до 10 разного цвета, на другой геометрические фигуры и стрелки. Наборы карточек по 5 образовательным областям (познавательное развитие - красный цвет, социально-коммуникативное развитие - синий цвет, речевое развитие - желтый цвет, художественно-эстетическое развитие - зеленый цвет, физическое развитие - оранжевый цвет)
Принципы работы с пособием «Умная дорожка»
Принцип наглядности. Пособие содержит разнообразный наглядный и практический материал. Все это позволяет развивать познавательные интересы ребенка.
Принцип доступности. Работа с пособием строится с учетом возраста, уровня развития детей, их личным опытом, со знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют.
Дидактическое пособие соответствует требованиям организации развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС:
1)Трансформируемость: материал для игры расположен по обеим сторонам дорожки. Легко складывается и переносится в любое место.
2)Полифункциональность: возможность разнообразного использования пособия в разных видах детской активности.
Цель дидактического пособия:
Внедрение современных, эффективных форм работы по развитию познавательных интересов дошкольников через двигательную активность.
Содержание
Дидактическое упражнение «Цветные цифры».
Дети по очереди бросают кубик и делают столько шагов по дорожке, сколько выпало кружков. Называют цифру, ее цвет и выполняют задание из кармашка. Ребенок выполняет. Дети считают.
1. Топнуть правой ногой,
2. Приседания,
3. Наклоны вперед,
4. Хлопки в ладоши,
5. Повороты вправо-влево,
6. Наклоны вправо-влево,
7. Хлопки под коленом по очереди под каждой ногой,
8. Выставление ноги на пятку,
9. Руки полочкой, рывки руками,
10. Маршировка на месте.
Дидактическое упражнение «Геометрик».
Дети по очереди бросают кубик и делают по дорожке столько шагов, сколько кругов выпадает на кубике. Если попалась стрелка, делают один шаг по стрелке. Называют фигуру, ее цвет и какие предметы похожи на геометрическую фигуру.
Дидактическое упражнение «Ходилки».
Дети по очереди бросают кубик. Сколько кругов на кубике столько делают шагов по дорожке. Останавливаются и из кармашка достают карточку с заданием. Воспитатель читает задание. Ребенок отвечает или выполняет.
Вопросы по 5 образовательным областям:
познавательное развитие (карточки красного цвета)
- Какой породы был пес Мальвины? (пудель)
- Именно так звали кота, который в паре с Лисой Алисой одурачил Буратино (Базилио)
- Именно с этих слов начинается большинство русских сказок. (Жили-были)
- Этот волшебный предмет являлся прапрапрадедушкой навигатора (клубок)
- Название этой игры переводится как «хорошо играть», а на латыни это слово переводится как «Я собрал» (Лего)
- В старину их называли цирюльники и брадобреи — как называют людей этой профессии сейчас? (парикмахер)
- Кто был по профессии Дуремар из сказки про Буратино? (аптекарь)
- Именно так называлась профессия Белки и Стрелки. (Собаки-космонавты)
- Этих птиц называют «привязанными» к одному месту. Люди с древних времён пользуются этой их особенностью и используют их для передачи писем. (Голуби)
- У этой птички загнутый клюв. Она очень любит шелушить шишки. А ещё она выводит зимой в лютые морозы птенцов. (Клёст)
- У этой птицы красные штанишки и красная шапочка на голове. (Дятел)
- Для этой птички крайне вреден чёрный хлеб. Ей сложно его переваривать. Лучше подкармливать её крошками белого хлеба и семенами подсолнечника. (Синица)
- Эти птицы очень умные. Их можно научить повторять слова из речи человека. (Ворона)
- Её часто называют трещоткой или воровкой. Ей очень нравятся блестящие вещицы. (Сорока)
- Самая общительная и крикливая птица (Галка)
- Эта птичка с ярким брюшком очень любит ягоды рябины. (Снегирь)
- Самая любимая еда этой пташки пшено и просо. (Воробей)
- Эта птичка умеет передразнивать голоса других птиц. Из-за этого её прозвали пересмешницей! Ещё эти птички любят морковку, свёклу и картофель. (Сойка)
социально-коммуникативное развитие (карточки синего цвета)
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот,
Ждут, когда мигнёт зелёный.
Значит, это — …(Переход)
Вот трёхглазый молодец.
До чего же он хитрец!
Кто откуда ни поедет,
Подмигнёт и тем, и этим.
Знает, как уладить спор,
Разноцветный…(Светофор)
Кто пешком всегда идет?
Догадались? …! (Пешеход)
Какой свет нам говорит:
«Проходите – путь открыт» (Зелёный)
Какой свет нам говорит:
«Вы постойте – путь закрыт!» (Красный)
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет,
И напомнит, что и как
Вам в пути…(Дорожный знак)
речевое развитие (карточки желтого цвета)
Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко,
Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)
А теперь про чей-то дом разговор мы заведём.
В нём богатая хозяйка припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно – этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
И, сам того не ведая, несёт её домой. («Маша и медведь»)
В этой сказке – именины, много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил. («Муха-цокотуха»)
В моей сказке, ребятишки, лошадьми вдруг стали мышки.
Была лишь девочкой чумазой, принцессой стала я прекрасной.
Когда часы вдруг стали бить, пришлось мне срочно уходить.
Отвечайте без подсказки, из какой пришла я сказки? («Золушка»)
Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки. («Три медведя»)
художественно-эстетическое развитие (карточки зеленого цвета)
Сколько сигналов у светофора?
Назовите цвета сигналов светофора по порядку.
Сколько цветов у радуги?
Назовите все цвета радуги по порядку.
Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ
Если видишь на картине чашку, кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном, или, вроде, верхолаз,
Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ
Если ты его поточишь, нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж. Что же это? - КАРАНДАШ
Он нарисует на листе,
Взяв в руки карандаш,
Или кистями на холсте
Портрет и мой, и ваш. – ХУДОЖНИК
Нарисует он картину,
И раскрасит Буратино,
Он напишет объявленье,
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Яркий тоненький - ФЛОМАСТЕР
Познакомимся: я - краска,
В круглой баночке сижу.
Волоски пушистой белки,
Окуну слегка в гуашь я.
Все картинки и поделки,
Очень ярко я раскрашу.
Нарисую солнце, листья
Мягкой шелковистой - КИСТЬЮ
Вы простым карандашом,
Нарисуйте школу, дом,
А цветным карандашом,
Свой листок раскрасьте.
Чтоб подправить всё потом,
Пригодится - ЛАСТИК
Вы меня перелистали -
Как в музее побывали.
Космос на одной странице,
На другой странице - дом,
На последней - хвост жар-птицы.
А всё вместе я - АЛЬБОМ
Хохломская посуда изготавливалась, из какого материала? ДЕРЕВО
В какой росписи использовался геометрический орнамент? ДЫМКОВСКАЯ
Какой цвет преобладает у гжельской росписи? ГОЛУБОЙ, СИНИЙ
Как называется роспись по железу? ЖОСТОВСКАЯ
Из какого материала сделана дымковская игрушка? ГЛИНА
физическое развитие (карточки оранжевого цвета).
Упражнение «Попрыгушка».
Продвигаясь вперед, прыгать на двух ногах справа и слева через шнур, повернувшись к нему боком.
Упражнение «Пингвин».
Зажать мешочек между коленями и прыгают на двух ногах по кругу.
Упражнение «Зайка».
Прыжки через кубики
Упражнение «Ловишка».
Подбрось и поймай мяч.
Упражнение «Превращение».
Покажи, как ходят звери: зайка, лиса, волк, медведь.
Упражнение «Солдатик».
Прыжки на 2 ногах с продвижением вперед до ориентира, а обратно на одной ноге.
Упражнение «Цапля».
На равновесие, стоять на одной ноге.
Упражнение «Повороты»
Налево, направо, кругом.