Уже не раз я проводил параллели между сегодняшней ситуацией и двумя мировыми войнами в ХХ веке. Первая война завершилась для нас позорным Брестским миром. Вторая — триумфальной победой с водружением красного знамени над Рейхстагом.
В основе победы абсолютно понятная государственная идеология и национальная идея, основанная на принципах справедливости, равенства и дружбы народов. И, несмотря на некоторые минусы плановой социалистической экономики, она показала себя в военное время с самой лучшей стороны.
Сейчас Россия и Беларусь оказались не по своей воле втянутыми в серьезное глобальное противостояние. На кону — само наше существование. Но мир сегодняшний — это уже не ХХ век. Враг вооружен мощными политическими технологиями, идет системное промывание мозгов людям в наших странах с целью создания пятой колонны. Включены новые механизмы экономического давления. И реагировать на все это нужно грамотно, оперативно и эффективно. Времени на раздумья и сомнения уже нет.
Периодически мы делимся размышлениями на эту тему с известным российским политологом Владимиром Лепехиным. Недавно он записал новое видео, где озвучил свое видение эффективного противостояния Западу. По мнению Владимира Лепехина, оно должно базироваться на трех китах: деолигархизация, солидарная экономика и принятие новой формы банкинга, в основе которой будет уже проверенный временем исламский банкинг.
Две первый позиции взаимосвязаны в реализации, поскольку одно с другим в жизни уживаться не может: или шкурный и циничный «рынок», или солидарная экономика, основанная на принципе справедливости.
Если для Беларуси проблема деолигархизации практически сведена к нулю, то в России — все очень серьезно. Так называемые олигархи сосредоточили в своих руках львиную долю национального богатства страны. Капитал Топ 200 богатейших россиян перевалил отметку в $485 млрд долларов и превысил стоимость всего золотовалютного запаса Центробанка ($433 млрд). Суммарно это больше, чем деньги всех остальных россиян вместе взятых.
Как появилась это «каста» на постсоветском пространстве, мы все прекрасно помним. Грабеж осуществлялся под строгим контролем западных спецслужб. Запад через это реализовал две задачи — присвоение ресурсов, значительная часть которых через этих самых олигархов стала утекать из страны, и проведение деструктивной политики в бывших советских республиках, цель которой — колонизация. Практически везде это Западу удалось. Исключение составляет лишь Беларусь, которой повезло с лидером.
В нынешних условиях эта «каста» выглядит уж совсем гадко. Что с этим делать? Вопрос очень серьезный. Объявить незаконной приватизацию? Тоже сложно. Ведь практически все граждане приватизировали жилье, а некоторые и земельные участки. Понятно, что речь должна идти о предприятиях и природных ресурсах, которые были «прихватизированы». Необходима политическая воля и безотлагательные решения. Это трудно, но решать проблему нужно.
В отличие от навязанного нам Западом «свободного рынка», ставящего во главу угла наживу и взращивающего в людях все низменное, солидарная экономика строится на принципе справедливости. Во главу угла ставится удовлетворение потребностей коллектива, например, в создании рабочих мест, реализации гражданских инициатив, защите окружающей среды, в сфере культуры и образования. Это конечно, не социализм, ну по сути нечто близкое.
Изменение традиционного, а точнее привычного банкинга тоже необходимо. Ведь нынешний банкинг — это в чистейшем виде ростовщичество. А во многих религиях — это грех. Владимир Лепехин с некоторой осторожностью рекомендует присмотреться к исламскому банкингу. Полностью поддерживаю эту инициативу. Я много раз писал об исламском банкинге и опыте его применения. Чем же исламский банкинг отличается от привычного нам? Тем, что там нет процентов ни на вклады, ни на кредиты. Как же тогда может существовать банк? Все просто. Банк является инвестором, разделяет риски, прибыль же делиться на основе договоренностей. То есть свою часть прибыли заемщик получает, по сути, за реализацию проекта. Во всем мире эта форма банкинга показала себя не только эффективной, но и устойчивой к кризисам. Возникает вопрос: а могут ли немусульмане пользоваться услугами исламских банков? Могут, но соблюдая определенные условия. Необходимо соблюдать нормы шариата. То есть на строительство свинофермы кредит вы вряд ли получите. Равно и на ликероводочное производство. Но тут возможны компромиссные решения. Например, лет десять назад Русская православная церковь говорила о необходимости создания православного банкинга. Финансовая суть его та же — отсутствие ростовщичества. Можно, например, назвать такой банкинг без религиозной окраски альтернативным.
Что же касается национальной идеи, то давайте будем честны, ее нет сегодня ни в Беларуси, ни в России. Помню, лет 15 назад в Беларуси была широкая общественная дискуссия на эту тему. Завершилась она незаметно и безрезультатно. И, на мой взгляд, проблема в том, что для государственной идеологии и национальной идеи нет нужного экономического базиса. И здесь крайне важна реализация тезисов Владимира Лепехина. Но даже несмотря на отсутствие экономического базиса процесс выработки национальной идеи идет. В Беларуси я бы отметил активную деятельность в этом направлении профессора Международной Славянской Академии Владимира Сацевича и его соратников. Они возродили широкую общественную дискуссию на эту тему, и сейчас к ней примыкает все больше интеллектуалов Беларуси, России и Украины. Очень интересное течение появилось в России. Это новый взгляд на интеграционные процессы в рамках Союзного государства. Основной тезис — не Беларусь должна интегрироваться с Россией, а Россия с Беларусью. Прогрессивно мыслящие люди в России видят социально-экономическое устройство нашей страны образцовым и единственно возможным в условиях противостояния с Западом.
Вопросы это серьезные, требуют непростых решений. Но решения нужно принимать жестко и незамедлительно.
Текст: Юрий Уваров