ART ZOYD - ,,Les Espaces Inquiets” (1983)
Трек-лист:
1. Légendes: La Forêt Qui Avance (3:48).
2. Cérémonie (9:08).
- Images D'Une Ville-Poussière:
3. Errance (4:47).
4. Cortège Des Officiels (4:29).
5. Au-Delà Des Vallées (4:08).
6. Migrations (13:08).
7. Légendes: Le Bruit Du Fer (3:04).
Состав:
- Theirry Zaboitzeff / vocals, bass, cello, guitars, synth, tapes.
- Patricia Dallio / Steinway piano, Yamaha electric piano.
- Gérard Hourbette / viola, violin, synth, percussion.
- Didier Pietton / alto & tenor saxes, percussion.
- Jean-Pierre Soarez / trumpet, flugelhorn, percussion.
“Мы часто продвигаемся по жизни на ощупь. Не нужно рассчитывать на готовые ответы, нужно размышлять.” - Мюриэль Купер.
ПОПУЛЯРНОСТЬ
Мы уже привыкли к тому, что популярная музыка очень проста. Она шагает рука об руку с денежными мешками в виде различных спонсоров, продюсеров, фирм звукозаписи и всевозможных СМИ. Мы уже привыкли к тому, что интересная, умная музыка давно уже загнана в маленькое пространство для избранных. Мы уже привыкли к тому, что всевозможные “звезды” каждодневно звучат изo всякого утюга, искусственно насаждая псевдокультурье, рассчитанное на умственную деградацию большинства. Увы, это так. Человек, слушающий симфонию, воспринимается большинством как “белая ворона”. А уж исполнители серьезной камерной современной музыки и не вправе рассчитывать на популярность и должное денежное вознаграждение. Потому и всякий музыкант, сознательно выбравший себе этот сложный и неблагодарный путь в современной музыке, заслуживает уважения.
Формация ART ZOYD к началу 80 - х годов 20 - го века сумела добиться невозможного, она СТАЛА ПОПУЛЯРНОЙ! Конечно, тиражи их альбомов нельзя сравнивать с поп-исполнителями, да и их лица не печатали глянцевые журналы на своих обложках, но их музыка пробилась в мировое культурное пространство, став символом французского академического RIO. У группы был достаточно плотный концертный график, а телевидение транслировало эти выступления. Удивительная особенность французов поддерживать своих авангардистов не может не внушать уважение.
После выхода в 1982 году великолепного двойного альбома Phase IV квинтет продолжил развивать идеи своего видения музыкального пространства. Надо признать, что это с успехом им удалось уже в следующем пятом альбоме Les Espaces Inquiets, записанного в августе 1983 года в швейцарской студии Sunrise Studios.
БЕСПОКОЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА
Конечно, постоянная ротация состава не позволяет назвать ART ZOYD стабильной в этом плане, но продолжение идей, записанных на Phase IV, стало органичным воплощением в практически таком же составе квинтета. Лишь вернувшаяся на свое место за клавишными Patricia Dallio вместо ушедшего Thierry Willems разбавила мужской коллектив. Как и ранее, из-за занятости в своей группе не смогли принять участие ни Daniel Denis, ни Michel Berckmans, что, на мой взгляд лишь способствовало еще большему отходу группы от рок-составляющей и уже твердой стилистической “привязки” к современной камерной авангардной музыке.
Альбом получился очень напряженным. Внутренняя энергия подчас перестает быть управляемой и перерастает в хаос, который удивительным образом концентрируется вокруг стержня музыкального повествования, способного поглотить целиком все сознание слушателя. А потому я должен позвать с собой в это пугающее, но заманчивое путешествие по образным лабиринтам только тех, кто не ищет готовых ответов в жизни, и способен воспринять новации как данность, требующую неоднократного к ней возвращения. Как обычно, я буду краток в своих комментариях, которые, впрочем, совсем не обязательны для прочтения - ведь мы все разные и образное восприятие этой сложной музыки не должно быть у всех идентично.
1. “Légendes: La Forêt Qui Avance” (Theirry Zaboitzeff). Открывающая альбом пьеса “Легенды: движущийся лес” начинается сказочными звуками и шумами, наполняемая постепенно лишь фрагментарными мелодическими отрывками, способными лишь дать общий вектор зримости этого образа. Развития нет, все статично и оставляет предчувствие непонятного, которое далее выльется в россыпь разнообразия.
2. “Cérémonie” (Theirry Zaboitzeff). “Церемония” - величественная пьеса, будто пришедшая к нам из средневековья. Но последующая вторая тема ритмична, современна и с джазовой изюминкой. Фортепианный контрапункт Patricia Dallio не устает напоминать о многовековой традиции. Общая третья тема же здесь воспринимается как некое единение, вскоре разрушаемое дисгармониями и рок-гитарой Theirry Zaboitzeff, но окончание вновь возвращает к первоначальному образу, вновь разрушаемое ударами хлыста неумолимой истории.
3. “Images D'Une Ville-Poussière: (Gérard Hourbette). “Изображения города-пыли”: 3a. “Errance”. 1 часть “Скитание”. Расслабленная двухаккордовая тема у фортепиано сначала дополняется звуками далекой трубы, а затем обрастает аранжировкой. Состояние безграничного простора сменяется тяжелым городским звуковым пейзажем, где изломанное соло саксофона Didier Pietton обрамлено атональной импровизацией Patricia Dallio.
4. “Cortège Des Officiels”. 2 часть “Кортеж официальных лиц”. Громкие звуки органа и колоколов вещают о важном прибытии. Но нет радости, нет всеобщего веселья: музыка напряжена до предела и предвещает недобрую развязку. Мерные аккорды органа сдерживают до поры, но все-таки общее недовольство прорывается, вновь вскоре склоненное пред недосягаемой властью.
5. “Au-Delà Des Vallées”. 3 часть “За пределами долин” вновь уводит слушателя в пейзажное настроение, которое очень быстро сменяется бездушным ландшафтом утреннего человеческого муравейника. Моторный гармонический ритм, хоть и piano, но уже зловещ и не сулит ничего доброго в этот ранний полусонный час. Эти три пьесы можно по-праву считать образцом современной камерной музыки, отображающей многообразие городского быта.
6. “Migrations” (Theirry Zaboitzeff). Кульминация альбома “Миграции”. Многоплановая фантазия, наполненная постоянными контрапунктами на фоне минималистического арпеджированного аккомпанемента, вскоре трансформируется в неудержимое зловещее tutti, имеющее лишь надоедливую попевку вместо полноценной мелодии. Череда контрастных образов складывается в неуютную картину постоянного ненужного кругового движения, не приводящего к самой цели, а лишь создающего видимость. Нервная резкая труба Jean-Pierre Soarez как голос одинокого потерянного человека, над которым в недосягаемой выси находится орган Gérard Hourbette, напоминая нам о высших силах. Композиция необычайно эмоциональна и талантлива.
7. “Légendes: Le Bruit Du Fer” (Theirry Zaboitzeff). Заключительная миниатюра “Легенды: звук железа” проводит параллель с начальной темой. Но она изменена, а электронный бездушный ритм делает ее прямолинейной. Пьеса не дает выхода накопившемуся напряжению и оставляет его в душе каждого слушателя, удаляясь, чтобы вновь вернуться уже в других работах ART ZOYD, столь же интересных, но дающих всякому думающему человеку пищу для размышлений о сложности и непознаваемости духовного мира.
И ВНОВЬ О ПОПУЛЯРНОСТИ. Так может ли такая музыка быть популярной?
Конечно, если само понятие популярности уже трактовать не как искусственно насаждаемые однообразные образцы музыкального попкорна, а как необходимую звуковую поддержку всякого мыслящего человека, стремящегося не только к постоянному познанию безграничного количества талантливых опусов, но и как основа для многократного в нее погружения.
Именно такая сложная и неоднозначная музыка и предназначена для вневременного существования. Если очередной хит будет вскоре забыт и сменен другим, то эта музыка рассчитана на многократное к ней обращение.
В 1989 году Les espaces inquiets был переиздан в виде двойного компакт-диска с Phase IV и Archives 2 (1984-1987).
© Вадим Соседко, 2022
© Prog Island, SPb, 2022