Найти тему
Сергей Рокотов

Концессия, концессия!

Не удивляйтесь названию - я, как всегда рефлексируя над очередной новостью, вспоминаю советский кинематограф. На этот раз поводом вспомнить пронзительное соло Боярского из любимого многими поколениями фильма «Д`Артаньян и три мушкетёра» стала статья про строительные концессии в России. Но если в песне Д`Артаньян горевал о смерти любимой Констанции, то я восклицаю «Концессия, концессия!» горюя совсем по другому поводу.

Фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра» вышел в 1978 году. Больше 40 лет прошло, а я будто вчера первый раз посмотрел: мушкетеры, гвардейцы и - "Констанция, Констанция, Констанциииия!"
Фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра» вышел в 1978 году. Больше 40 лет прошло, а я будто вчера первый раз посмотрел: мушкетеры, гвардейцы и - "Констанция, Констанция, Констанциииия!"

Что такое строительство, я знаю, если помните, не понаслышке: большую часть сознательной жизни я был военным строителем. И могу сказать совершенно однозначно, что строительство новой дороги подразумевает огромные, просто гигантские материальные и человеческие затраты.

Раньше такие ресурсы были только у государства, и вся тяжесть расходов на строительство ложилась на бюджет. Но дорог в России много, а бюджет не резиновый. Поэтому региональная власть так охотно использует сейчас концессию: областной бюджет, даже если это бюджет Московской области, заведомо тощее, чем федеральный. А дороги строить и ремонтировать на что-то нужно.

И тут на помощь приходит концессионер, который готов вложится в строительство, например, той же Южно-Лыткаринской дороги. Вкладывает он свои деньги, или берет кредит у банка - это дело десятое. Важно, что область может сэкономить на этом, внимание: 2/3 стоимости строительства новой современной автомагистрали.

Это миллиарды рублей, наших народных рублей! Которые не закатаются в асфальт, а пойдут на строительство садиков и школ, больниц и роддомов, на ремонт местных дорог, в конце концов!

«Ну а чего ты тогда горюешь, Рокотов? Ведь все отлично: соглашение подписано, деньги найдены и строительство дороги уже началось». Да началось, а что происходит сейчас? А сейчас те же самые люди, автовладельцы, которые годами, да что там - десятилетиями плакались о бесконечных пробках и загруженности местных дорог, развязок и дублёров, вдруг начинают возмущаться именно тем, за что не худо спасибо сказать.

«А почему за свой счет область дорогу не построит? А зачем отдали все на откуп частнику? Да все равно все деньги разворуют, ничего не построят!» - это говорят люди, которые требуют от государства повышения пенсий, детских пособий, ремонта дорог, строительства школ. Потому что «мы ведь платим налоги в бюджет». А когда этот самый бюджет нам хотят сберечь, мы опять недовольны.

Я перестал обсуждать эту тему в чатах и в соцсетях. Потому что невыносимо видеть это вечно бубнящее: «А нам вот это все не надо! Украсть хотят дорогу, нажиться на нас! Приватизировать хотят! И вообще банк все отнимет потом за долги!». Вот и хочется кричать в ответ: ну при чем тут приватизация? Это концессия, концессия, концессия! Почитайте статью - вот ссылка, там все ясно и четко написано, даже школьник поймет!

Спойлер для самых ленивых: приватизация это передача государственной собственности в чужие загребущие руки, а концессия или концессионное соглашение подразумевает совместную работу государства и инвестора над строительными объектами, которые остаются в руках государства, а не продаются и не отдаются в собственность инвестору.

Разницу видите? Да, потому что она здесь есть!