Пророк Мохаммед сказал: «Всякий, кто дарует рабу-мусульманину свободу, не попадет в ад». Если девушка в гареме за 9 лет не привлекла внимание султана или наскучила ему, она могла покинуть гарем по своему усмотрению. Наложница, пробывшая в гареме меньшее время, также могла попросить свободы: «Желание рабыни – свобода, дарение ее – на усмотрение господина».
Всем этим девушкам давали приданое, а многих из них выдавали замуж за подходящего по происхождению государственного чиновника. Наверняка это был лучший путь для многих обитательниц гарема. Выйти замуж за обеспеченного человека, родить ему сколько угодно детей, жить в относительной свободе – поехать, например с мужем на природу, или самостоятельно ходить на рынок. В сравнении с жизнью султанши, это может быть спокойная и счастливая жизнь. Ведь если бы девушке «посчастливилось» стать султаншей, то родить ребенка скорее всего получится лишь одного, и его могут забрать (одна наложница – один шехзаде, да и султан пока она беременна про нее уже может забыть); жить в гареме, никуда не отлучаясь; и постоянно бояться потерять расположение султана и терпеть возле него других наложниц.
Вспоминается выражение, которое говорили калфы в сериале: «Если вы будете следовать всем правилам – гарем покажется вам раем, если нет – гарем станет для вас адом». Если девушка вела себя в гареме прилично, следовала всем правилам, то ее вероятно удачно выдадут замуж, а если нет, то прогонят из гарема и где там девушка будет искать себе работу, пропитание, кров. Получается, что выражение распространялось и все стен гарема.
У чиновника в Османской империи было три варианта женитьбы на девушке: жительница Османской империи, родственница султана и бывшая рабыня султана.
В случае женитьбы на местной жительнице прилагались многие правила и обычаи, которые следовало соблюдать, например: между женихом и невестой заключался брачный договор, и женщине выплачивался махр, который целиком принадлежал ей. Скорее всего, это была образованная, культурная женщина из достойной семьи.
В случае женитьбы на родственнице султана, брак с высокой вероятностью сулил чиновнику высокую должность. Но все-таки это был брак с госпожой, она выше его по статусу. В стране, где мужчина глава семьи, женитьба на своей госпоже может быть очень губительна. Этот пример хорошо показан в сериале, Хатидже как ни старалась считать себя и Ибрагима равными, все-таки в порыве гнева забылась и показала, что она думает на самом деле, что считает себя выше своего мужа. Также мужчина может потерять голову из-за слишком большой, свалившейся разом на него власти, как было с тем же Ибрагимом. А в отношениях Шах султан и Лютфи паши мы видим, что султанша просто может не любить своего супруга. А заводить отношения на стороне, ходить в бордели или заводить еще жен супруг султанши не имеет права. Также султанш нередко выдавали замуж не в первый раз, Кесем султан выдала одну из своих дочерей аж 6-7 раз. А ведь султанша может все еще любить своего прежнего мужа, как например Хатидже любила Ибрагима и после женитьбы на Хюсреве паше. Самое страшное для чиновника, что никак было нельзя отказаться от такого брака, ведь султан оказал величайшую милость, позволив чиновнику с ним породниться, таких примеров даже в истории нет, чтобы кто-то отказывался, мы сейчас даже не знаем, какое за это может последовать наказание. Может показаться, что можно жениться, чтобы избежать свадьбы с султаншей, ведь султанша не может являться второй женой, но нет, султан расторгал все предыдущие браки визиря, чтобы тот мог жениться. Такой пример нам показали с Рустемом и Нигяр, султан повелел им расторгнуть брак, чтобы Рустем мог жениться на Михримах султан. Возможно, стоит больше в этих ситуациях пожалеть именно султанш? Визири, поднимаясь по служебной лестнице делали это добровольно и прекрасно осознавали все риски. Не так уж легко подняться по службе, они очень старались добиться высокого положения. Тогда как султанши рождались, хоть и в золотой, но все же клетке, им с рождения было уготовано выйти замуж не по любви, всегда в достатке, в роскоши, но лишенные самого главного выбора в своей жизни.
Красивая, стройная, чистоплотная, танцовщица, музыкантша, поэтесса, работящая, обученная этикету, образованная, культурная – всеми этими качествами обладала каждая девушка, живущая в гареме. Также наверняка большинство из них были скромными и кроткими, все-таки они находились далеко от своего дома в новой для них атмосфере, еще и с малых лет были рабынями в гареме. Эти девушки противопоставлялись вышестоящим гордым султаншам и местным жительницам страны. Не удивительно почему паши были не против на них жениться. Даже на тех из них, кто уже проводил ночь с султаном. Вряд ли кто-то из визирей осмелился бы сказать - я не хочу на ней жениться, потому что до меня она была с султаном. Султан воспринимался как нечто святое. К тому же эти девушки имели связи в гареме, что также могло бы помочь для продвижения по службе. А если и сам вельможа в прошлом был рабом, то не было никакой разницы в статусе. Еще один факт, для кого-то это может быть плюсом, для кого-то минусом, но возле девушки, привезенной из дальних земель, не было поблизости родственников, которых нужно навещать, возможно обеспечивать или лечить (все-таки времена тогда были болезненными, то оспа, то чума). У такой девушки было больше времени, чтобы заботиться и уделять внимание родственникам мужа и самому мужу.
В введении уже говорилось о том, что о бывших рабынях султана заботились, старались обеспечить. А если учесть, что подобный брак заключается с одобрения самого султана, то вряд ли брак будет расторжен ради женитьбы на родственнице султана. Подобное случилось в сериале с Нигяр, Рустемом и Михримах, но даже если подобное и было в истории, то скорее, как исключение. Поэтому брак с бывшей наложницей может быть своеобразным оберегом от брака с султаншей.
По моему мнению брак с обитательницей гарема был выгодным для вельможи Османской империи, а вы можете поделиться своими мыслями по этому поводу в комментариях.
Картины в статье турецкого художника Kamil Aslanger 20 века.