Найти в Дзене

Как строился Беломорско-Балтийский канал

Оглавление

Грандиозное сооружение, крупнейший в мире канал построен за 21 месяц исключительно заключёнными Беломорско-Балтийского лагеря ОГПУ. Канал строился сверхударными темпами, строителями были преодолены огромные трудности. Самая главная из них чрезвычайное разнообразие грунтов. С одной стороны, скалы, которые приходилось взрывать аммоналом, с другой – плывуны, почвы, не поддававшиеся никакому воздействию лопаты. В течение целого дня, скажем, рыли котлован шлюза, снимали слой почвы на метр. На утро оказывалось: исчезли следы снятого грунта и сверх того ещё прибавилось полтора метра этого грунта... Вся работа оказывалась напрасной.

На строительство приезжала специальная экспертная комиссия, но и она не нашла никакого способа преодолеть плывуны. Долго бились над решением этой задачи инженеры из числа заключённых и, в конце концов, они сами изобрели способ преодоления плывунов.

Сначала пробовали прорыть вдоль котлована две узких траншеи и завалить их камнем, для того, чтобы в них стекала вся грунтовая вода. Но траншеи эти никак не удавалось сделать они заплывали грунтом, как и весь котлован. Тогда решили: снимать весь верхний слой котлована и затем сделать выемку только у краёв. Дно котлована стало выпуклым, и к утру плывуны доделывали работу землекопов: грунт расплывался от середины котлована к краям и сам выравнивал дно.

Когда этим путём удалось продолжить земляные работы, на дне котлованов прокладывались траншеи, заваливались камнями, и по ним стекали грунтовые воды. Их откачивали насосами. Котлован высыхал, мокрый грунт превращался в твёрдый и сухой песок.

Дамбы насыпались преимущественно из песчаных и супесчаных грунтов. Эти так называемые моренные грунты, представляющие собой плотную массу, содержащую песок разных фракций, т. е. с примесями, причём самой неприятной примесью был щебень и валуны. Когда-то здесь сползал, растирая скалы, огромный ледник; валуны камни, обточенные льдом, диаметром от нескольких сантиметров до 10 и даже 16 метров. Такие валуны нельзя было за один раз даже разбурить и разорвать. Валуны чрезвычайно затрудняли работу; заключённые дали им своё имя: «карельская репа».

Такими же следами ледникового периода являются в Карелии узкие длинные холмы так называемые озы. Эти озы было решено использовать как основание для сооружаемых дамб. Главное сомнение, возникшее при решении этой крайне интересной технической задачи, заключалось в том, не будут ли эти озы фильтровать, т. е. пропускать воду. На этих озах сейчас уже стоят величественные дамбы Беломорского канала. Озы не фильтруют или же фильтруют в таких незначительных размерах, что не вызывают ровно никакой опасности для прочности сооружений.

-2

На строительстве канала применялся главным образом ручной труд. Перевозка грунта производилась лошадьми на узкоколейной железной дороге «костромскими» опрокидывающимися двухкубовыми вагонетками. Разгрузка составов производилась с рекордной быстротой в 2 мин. Загрузка не более 5 мин.

Для перевозки камня использовались так называемые каппелевские метровые вагоны. На отдельных крупных участках канала камень вывозился по небольшой железнодорожной ветке.

Каналы требовали выемки значительных количеств грунта. Основная мучительная трудность заключалась здесь в том, что каждый из сооружаемых каналов соединял собой два каких-нибудь естественных водоёма. Так как вся система канала требовала заблаговременного накопления воды, то каналы рылись под защитой временных перемычек, которые не давали скопившейся воде хлынуть в зону прорываемого канала и сорвать напряжённую работу. На некоторых участках, однако, напор воды оказался значительно сильнее, чем предполагалось. Перемычки не удерживали напора, начались прорывы. Каждый день вода могла перелиться через перемычку, либо обойти её и погубить всю работу.

Наиболее серьёзное положение создалось на канале протяжением около 6 км. Там было изъято около 1600 тыс. кубометров грунта, в том числе 300 тыс. кубометров плывуна и 3 тыс. скалы. Канал этот начали рыть с декабря, но под конец стройки он сделался узким местом всего ББВП. Победа на этом канале была достигнута исключительно за счёт ещё большего числа заключённых, пригнанных на этот участок.

Канал начал свою работу со 2 августа 1933 года.

Уважаемый читатель, поддержи нас переходом на наш сайт - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».

Мы в «Тelegram», в VK»

___________________________________________

Возможно Вам будут интересны другие каналы:

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» - информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей.

Рады, что вы с нами!

Спасибо за внимание!