У художника Алексея Кившенко (автор знаменитой картины "Совет в Филях") есть довольно-таки бравурное полотно под названием "Вступление русской армии в Париж". Вот оно, любуйтесь. Как видите, показано, как русские войска едут по парижской улице, где их приветствуют парижане, притом путь в буквальном смысле устлан розами.
Мне стало интересно — неужели французы действительно так встречали оккупационную армию, которая разбила войска их обожаемого императора?! Обратился к источникам.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Что ж, судя по воспоминаниям участников событий, включая императора Александра I, вступление русских войск в Париж действительно было триумфальным. Впереди процессии на белом коне (которого царю когда-то подарил, кстати, Наполеон) ехал Александр. Рядом с ним были король Пруссии и генералы. На улицах клубились толпы. Нет, цветы под копыта они все-таки не бросали, но многие приветствовали русских и пруссаков как освободителей.
Царь потом рассказывал князю А. Н. Голицыну:
Наше вхождение в Париж было великолепное. Всё спешило обнимать мои колена, всё стремилось прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги. Хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями.
Во как.
Традиции войны (любой) таковы, что войска, вступив в захваченный город, начинают его грабить, а местные женщины массово становятся жертвами сексуального насилия со стороны победителей. Это суровые реалии войны, и лицемер или дурак тот, кто отрицает этот факт или закрывает на него глаза. Исключения редки, и одним из приятных примеров такого является поведение русских войск в Париже.
Причиной такого благородства могло быть то, что в начале XIX века русские дворяне (и значит, все офицеры), а также сам царь, были франкофилами. Они росли на французских книгах, их воспитывали французские гувернеры, они говорили по-французски не хуже (а то и лучше), чем по-русски.
Вступая на французскую землю, Александр I строго приказал не трогать мирное население и вообще проявлять максимальную доброжелательность. За нарушение этого приказа сурово наказывали. В результате пребывание русской армии в Париже оставило у французов приятное впечатление. Даже страшные казаки, дикостью которых пугали парижан, оказались не такими и страшными.
Командующим оккупационным корпусом в Париже был граф Михаил Семёнович Воронцов. Когда армия покидала Париж, оказалось, что русские офицеры остались должны французам порядка полтора миллиона рублей (хотя им было выплачено жалование в тройном размере), ну, там, куртизанки, попойки, карты... короче, развлекались и наделали долгов. Узнав об этом, Воронцов продал одно из своих имений и расплатился с французами.
Кстати, ведь именно русские не дали снести Вандомскую колонну, поставленную в честь побед Наполеона, которую сами французы хотели убрать с площади. Она и сейчас стоит.
Читайте еще на моем канале:
Один из самых знаменитых поцелуев в мире, к которому я равнодушен
Чем же привлекательно советское изобразительное искусство?