Ровно 130 лет назад 6 декабря по старому стилю или 18 декабря по-новому в Санкт-Петербурге в Мариинском театре состоялась премьера сразу двух великих произведений П. И. Чайковского - балета "Щелкунчик" и оперы "Иоланта". Своему рождению "Щелкунчик" обязан директору императорских театров - И. А. Всеволожскому. В конце января 1890 года после триумфального успеха балета "Спящая красавица" возник замысел представления, объединившего два одноактных спектакля - опера "Иоланта" и балет "Щелкунчик" в один вечер. Такая идея была подсказана Всеволожскому примером парижской Оперы, потому новая постановка сезона 1891/92 года должна была стать "русской изюминкой", спектаклем - феерией с непременным участием иностранной прима-балерины, массой оригинальных находок в оформлении декораций и костюмов. Чайковский приветствовал такой род нового синтетического спектакля. Несмотря на то, что он высоко ценил достижения Петипа, советовался с ним при работе с эскизами, все же музыка балета оказалась довольно сложной для сценического решения - композитор все больше уходил вперед, к симфонизации балета, а мысль балетмейстера, так же, как и уровень балетного театра того времени, не поспевали за ним. В итоге - постановку балета осуществил хореограф Лев Иванов. Отзывы были весьма разнообразны, например, "Петербургская газета" писала: «Щелкунчик» кроме скуки ничего не доставил". Боюсь, что она была не совсем права, последующая история показала обратное.
Это ежедневный выпуск "Музыкального повода". Подписывайтесь и вы не пропустите информации о музыкальных датах и событиях. Попса голимая в их число не входит, это в другом месте. Да, и ваши лайки тоже не помешают проекту. Спасибо.