Ли Шиминь.
Второму сыну императора Гао-цзу (такое имя взял себе Ли Юань после восшествия на престол) Ли Шиминю было двадцать три года. Молодой талантливый полководец, уже увенчанный славой побед, вёл двухсоттысячное войско на Лоян - столицу государства Чжэн, правителем которого объявил себя Ван Шичун.
Ли Шиминю исполнилось двадцать, когда он разгромил армию Сюэ Жэньгао и присоединил его государство Цинь к землям первого императора династии Тан. В двадцать два года он одержал победу в войне длившейся семь месяцев, разбив в решительном сражении войска Лю Учжоу, а созданное им государство Динъян сделал провинцией империи.
Этот несомненно выдающийся молодой принц обладал двумя редкими качествами : во-первых, способностью находить и притягивать к себе таких же талантливых людей как он сам, и во-вторых, он умел слушать их советы. Благодаря этому его имя сохранится в истории Китая, а многие посвящённые ему хвалебные эпитеты будут употребляться в превосходной степени - "самый".
Чанъань, совсем недавно стал столицей и ему ещё предстоит превратиться в величайший город на Земле. На месте где некогда стоял город Саньян, бывший столицей первого китайского императора Цинь Ши Хуанди, молодая империя Тан создаст шедевр архитектуры, который окажет влияние на планировку многих великих городов Азии.
От Чанъаня до Лояна пятьсот ли (250км). Для императорской почты это один световой день бешеной скачки. Лихие наездники, плотно перемотанные под одеждой шёлковыми ремнями, чтобы не вытрясло внутренности, несутся на быстрых как ветер степных жеребцах. Возле почтовых станций они передают друг другу на всём скаку сумку с драгоценным грузом. Сбруя коней обвешана серебряными колокольчиками, и каждый слышащий их, должен сойти с дороги, чтобы пропустить курьера.
Другое дело армия. Пятьсот ли для войска это десять дневных переходов. Чтобы солдаты не стёрли в кровь ноги, чтобы пришли к месту сражения сытыми и здоровыми, чтобы лошади на марше не потеряли подковы и не разбили копыта, чтобы не развалились колёса у телег, чтобы не отстал обоз, в котором не только продовольствие, но и осадные машины, без которых не взять город-крепость Лоян.
До Жёлтой Реки двести ли по своей территории. Потом триста ли придется двигаться по территории противника. Чтобы не угодить в засаду, чтобы не отравили источники и колодцы на пути армии, нужно на десятки ли вокруг марширующих колонн рассылать отряды конной разведки. Для этого хороши тюрки из мунгальских степей. Их маленькие лошадки, хоть на вид и неказисты, зато очень выносливы.
Фан Сюаньлин.
Знание - сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (кит. нар. пословица.)
С юности обладавший поистине государственным умом, большими литературными способностями, прекрасно образованный представитель служилого сословия Фан Сюаньлин был мировым судьёй в уезде Суй. В смутное время он предложил свои услуги армии Ли Юаня. По удачному стечению обстоятельств был замечен и приближен Ли Шиминем и очень скоро стал его доверенным советником и личным другом.
Ему сорок два года и время уже украсило его виски серебром. Он сухощав и бодр. Трудолюбивый, старательный, он не позволяет себе быть небрежным. Ему не жаль потратить время на разговор с человеком. Неважно, кто перед ним - аристократ из древнего рода или простой крестьянин, Фан Сюаньлин внимательно выслушает, обязательно найдёт несколько тёплых слов. Как старатель, перемывает массы песка и ила с речного дна, чтобы найти несколько золотых крупинок, так мудрый советник ищет среди людей тех кто сможет стать его помощником. Иногда попадаются настоящие самородки.
Когда-нибудь историки назовут Фан Сюаньлина выдающимся государственным деятелем, сыгравшим одну из ключевых ролей в становлении династии Тан. А сейчас он советник принца Ли Шиминя и ему очень нужна победа в предстоящей военной кампании, он готов трудиться для этого, не покладая рук и не смыкая глаз.
На закате второго дня с начала похода караульный, стоящий у входа в шатёр, доложил, что к советнику на аудиенцию просится монах. Представился настоятелем монастыря Шаолиньсы Цзэ Хунбэем. Ну что же, великий мастер кунг-фу личность известная, даже легендарная. Приму.
Лет тридцать пять на вид, но может казаться моложе из-за обритой налысо головы. Умное лицо, взгляд обращённый внутрь себя. Одет в новый жёлтый сэнъи, простое монашеское одеяние открывает мускулистое правое плечо и жилистую руку.
Известие, которое принёс Цзэ Хунбэй было, без преувеличения, архиважным. Ван Шичун, правитель Чжэн и Доу Дзяньдэ, правитель Ся заключили военный союз для борьбы с империей Тан. Ван Шичун боится встретиться с принцем Ли Шиминем в открытом сражении, поэтому он не поведёт армию к границе своих земель, а готовит Лоян к осаде. Доу Дзяньдэ уже собрал войско в триста тысяч бойцов и ждёт сигнала, чтобы выступить. Когда армия Тан увязнет в осадной войне, правитель Ся проведёт свои войска через горный проход Хулаогуань и принц Ли Шиминь окажется между двух огней.
Всё остальное монах хотел сказать лично принцу, причём без лишних свидетелей. Оставив монаха у себя, под присмотром охраны, Фан Сюаньлин поспешил в ставку главнокомандующего.
Продолжение следует.
Подписывайтесь, оставляйте комментарии.