Давайте признаем: почти никто, кроме семей с маленькими детьми, больше не наряжает елку дома. Мало кто сейчас дарит и подарки друг другу, если нет в семье детей, опять же. Люди в массе своей больше не покупают фейерверки. А зачем? Городской все равно запустят. С балкона посмотрим.
Грандиозное новогоднее застолье у многих превратилось в скромные кухонные посиделки до часу, иногда до двух. Нет денег, нет новогоднего настроения, нет видения завтрашнего дня.
А что тогда есть?
Ну как что? Оглянитесь вокруг.
Есть тлен. Уныние. Отчаяние. Принятие.
А что, скажете, не так?
Живем как в армии. День прошел - ну и ладно. Год прошел - а что, уже целый год пролетел? Ну и ладно...
Вы сами знаете, что 31-го вечером включите ящик фоном, послушаете дежурный текст про тяжелый год от безымянных спичрайтеров в привычной безэмоциональной озвучке от бессменного диктора.
Вы сами знаете, что спичрайтеры даже не стараются, а просто набрасывают который год нужные дежурные фразы, потому что всем понятно, какие плюс-минус дежурные фразы должны быть в этом году. Так зачем напрягаться?
Дежурный Новый год, дежурный текст... разве что не будет у многих на следующий день дежурного тяжелого похмелья, ведь даже пить большинству уже лень. Кому-то на работу, у кого-то возраст уже не тот - отпились, а у большинства просто нет настроения. Вы и сами все без меня знаете.
Но как же так получилось? Как незаметно умер праздник? Кто похитил новогоднее настроение?
Ищем Гринча
Для тех, кто постарше и не знает, кто такой Гринч - по легенде, это злобное зеленое существо, которое, в отместку за какие-то свои обиды, похитило Рождество. В общем, продукт американского фольклора, нам не близкий. Я сам лично фильм не смотрел, но осуждаю. Тем не менее, сама идея Гринча в данном контексте очень уместна.
Первое, что хотелось бы отметить, история не локальная российская, нет смысла искать ее корни в недостаточно добросовестной работе российских спичрайтеров или недостаточно пушистой елке, которую выбрала для главной городской площади местная мэрия.
Конечно, в российской версии угасания праздника свою роль сыграли введенные Госдумой два десятка лет назад десятидневные новогодние каникулы. В итоге, кто побогаче, уматывал в конце декабря на южные курорты, где снега нет, а кто победнее - так долго и обильно "праздновал", что все здоровье оставил на этом поприще.
Ну и обстановка с многолетним падением реальных доходов российского населения не располагает к реальному выбору дорогих подарков друг другу с удовольствием, как это принято в США, например.
У них там другие проблемы. Потребление в декабре в последние десятилетия стало настолько масштабным, что не справляются мусорщики, наносится колоссальный вред экологии от выброшенной упаковки, люди обезумели от подарочной рождественской феерии и потом аж арендуют склады для хранения подаренного барахла - это целая индустрия, погуглите, кому интересно. Безумие общества потребления во всей красе.
Дешевые китайские товары с доставкой с Амазона + высокие местные зарплаты + доступные дешевые кредиты + коммерциализация Рождества = рецепт убийства праздника по-американски. А все американское становится глобальным, американцы задают тренды в мире.
Да, глобально это история эта про коммерциализацию праздника в первую очередь. Причина на поверхности, на самом деле. Вы увидите ее, когда прислушаетесь и присмотритесь.
Ща срубим бабок по-легкому!
Когда присмотритесь к городской елке, которая стоит с конца ноября зачем-то. Когда прислушаетесь к одним и тем же новогодним песням, которые начинают крутить на радио и в ТЦ с начала того же ноября. Когда увидите повсеместное дежурное новогоднее оформление витрин, где надо и где не надо. Когда обратите внимание своего замыленного рекламой глаза на дежурные надоевшие новогодние акции. Когда со вздохом смахнете сотое пересланное уведомление в Ватсапе с очередной картинкой с елкой с банальной надписью "С Наступающим" от дальних знакомых.
Алло! Новый Год 1 января! Оставьте ноябрь в покое.
Но нет. Эффективные менеджеры давным давно проанализировали статистику продаж, и увидели, что в декабре продажи растут.
Так почему бы не начать предпродажную подготовку в ноябре?
Гениально, правда?
Набивший оскомину праздник
Месяц назад зашел я в тайский супермаркет купить продукты. Кассиры стоят на ногах целый день. Целый день у них над ухом играет на повторе песня "Jingle Bells".
Неделю назад зашел снова - у меня уже продукты давно дома кончились, а бедные люди все стоят за нищенскую зарплату на кассах и слушают злополучный "Jingle Bells". Как не сойти с ума в такой обстановке? Как не пропитаться отвращением к празднику? И кто после этого на полном серьезе захочет праздновать? У меня голова начинает болеть от этой песни, пока я только тележку собираю!
Я в детстве очень любил Доширак (люди любят Доширак). Знаете, как меня отучили от Доширака?
Когда мне было 13, родители плюнули ограничивать меня, и стали давать Доширак каждый раз, как я попрошу. А просил я, не будь дурак, на завтрак, обед и ужин. Мы как раз были в Туапсе на отдыхе, готовить было негде, даже удобно было провести эксперимент. Вернулся я из Туапсе спустя 3 недели без особого желания есть Доширак. Не сказать, чтобы он мне совсем разнонравился, но я стал обращать внимание на отвратительное послевкусие и тяжесть в желудке, когда съешь больше одного. С тех пор я его ем редко.
Вот вам и весь секрет, кто украл Новый год. Скажите "Спасибо" жадным Гринчам-капиталистам.
Доступность убивает эксклюзивность. Все стало доступным, все покупается и продается, праздника, который бывает лишь раз в году, больше нет.
А может, мне все это показалось, и мы просто... старые уже? Не знаю. Кажется, все потеряло ценность. Так и живем. С Новым годом.