А вот и я собственной персоной на фоне некоего храма.
У жены в соцсетях святилище обозначено как Базилика дель Санто-Пьеве. В интернете по-разному. Где-то – так же, как у супруги, а где-то храм назван базиликой Сан-Марино/Святого Марино (basilica minore di San Marino diacono). Поначалу я не мог понять: дескать, как так? Не ошибка ли в названии в одном из случаев? Потом разобрался. Это один и тот же храм. Или на крайний случай пусть будет так: два названия у одной сущности.
Базилика – главный католический храм этой карликовой страны.
Стоит храм в историческом центре. На площади Piazzale Domus Plebis.
Хотя здесь по сути, куда ни плюнь, – везде исторический центр. Каждый… чуть не сказал километр. Каждый сантиметр.
Раньше на этом месте, как пишут, находилась древняя приходская церковь Пьеве дороманского периода (вот откуда первое название!), возведённая ещё в IV веке и встроенная в скалу. Некий монах Евгипий впервые упомянул о горе Титано и монашеской общине здесь в своём повествовании о житии своего «коллеги по цеху», то бишь другого монаха – Базиликия (этот жил в V–VI веках, разумеется, нашей эры).
Сам древний храм именно как церковь (или католический приход дель Санто-Пьеве) в письменных источниках впервые упоминается в XII веке (даже точная дата якобы известна – 31 июля 1113 года). Он, кстати, тоже был посвящён святому Марино.
Можно сказать, церковь Пьеве простояла довольно долго, и в сравнении с тем, сколько она «прожила», снесена была сравнительно недавно. Или «недавно». В начале XIX века. Из-за своей ветхости. Никто же не думал о реставрации «старины глубокой».
Пришедший на смену старому храму новый построен в стиле классицизма и посвящён покровителю города/страны Сан-Марино. Строилась церковь с 1826 по 1838 годы. Поначалу она не была базиликой, а статус таковой приобрела почти через сто лет после завершения строительства – его ей присвоил папа Римский Пий XI.
Если приглядеться, то на фронтоне базилики прямо над колоннами видна надпись на латинском (видна даже на моём снимке не ахти какого качества): «DIVO MARINO PATRONO ET LIBERTATIS AUCTORI SEN. P.Q.» Латинский я, конечно, учил на филфаке, но самостоятельно ни за что сейчас на русский не перевёл бы. Знаний нет. «А те, что помнились, давно забылись» (с). Но мне в помощь – глубины всемирной паутины. На язык родных осин эта фраза переводится так: «Святому Марину, покровителю, принёсшему свободу. Сенат и народ».
Колонны на портике коринфские. Я научился различать архитектурные ордера, когда писал свои любительские романы о римских императорах.
Под алтарём внутри базилики лежат останки Марино (или то, что ими называют).
…Базилика входит в список ЮНЕСКО.
***
На пути к вершине горы нам попадалось много музеев – всё для туристов. В объектив мобильника супруги попал Музей пыток и/или Музей чудищ-юдищ: вампиров/вурдалаков/ликанов/оборотней и прочей нечисти. Нас он не привлёк, разве что на снимке внешний вид остался. Поэтому внутрь мы не заходили.
Очевидно же, что новодел для каких-нибудь «больных» на тему их страхов, стрессов и фобий.
***
Ближе к вершине страны пошли сплошные рестораны: буквально один за другим и один на другом. Друг у друга на головах. Иногда было сложно понять, где этот «один» заканчивается, а «другой» начинается. Разве что по уровню: типа на 10-15 см выше-ниже. Но все или почти все заведения – с чудесными видами. И на открытом воздухе.
Вот и мы с женой, дочкой и сыном выбрали для позднего обеда место, где можно было попутно насладиться горно-равнинными видами. Пили вино и смотрели на солнце, которое уже начинало заходить.
…И это было потрясающее зрелище (и эмоциональное состояние). Не сравнить со «всяким там»… например, с княжеством Лихтенштейн.
…И да, кстати! Конечно, три башни: Гуаита, Честа и Монтале. Это и бренд, и символ(-ы) республики.
P.s. Помню, что я много фотографировал, но в моём фотоархиве никаких альбомов со снимками нет. Зато есть отдельные снимки в профиле жены. Ими я этот свой текст и разукрасил/проиллюстрировал.