Найти тему
шаликов

Матрешка. История появления в России

«Матрёшка» — от имени Матрена, производное от «матерь», «матри» на санскрите (видимо по идее извлечения из нее подобных форм), «материя». Матрешка — наш русский сакральный оберег по женской линии с напутствием продолжения большого здорового рода. Игрушка будто бы рожает всё новых ребятишек, открываясь на уровне живота («живот» — жизнь).

#шаликов
#шаликов

Технология изготовления расписной деревянной игрушки из нескольких предметов, вложенных друг в друга, известна на Руси давно. В семи-, или восьмислойной традиционной русской матрешке, где похожие куклы вкладываются друг в друга, скрыта идея зерна: его маленького зародыша за слоями оболочки.

-2

Токарные станки на Руси известны аж с 7 века. В 1717 году механик Андрей Нартов изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. В 1879 году земская статистика регистрирует 111 мастеров, в Вороновской и Красно-Пахарской волостях, занимающихся производством токарной игрушки. Русские токари производят на рынок различные разъемные деревянные изделия: пасхальные яйца и коробочки. Яйца идут либо с сюрпризом внутри «писанки», либо с подобными яйцами меньше размером. Впоследствии идею перенимает как Карл Фаберже, так и компания «Ферреро» со своим «Киндер-сюрпризом» (1974). Желание прятать сакральное под слоями известно еще со старых сказаний (остров – дуб – сундук – заяц – утка – яйцо – игла).

Конец 19 века, деревянные пасхальные яйца, Сергиев-Посад
Конец 19 века, деревянные пасхальные яйца, Сергиев-Посад

«Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца; кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, — раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зелёное, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше».
Михаил Пришвин - Том 2. Кащеева цепь. Мирская чаша. 1923

Распространенная легенда, что прообразом матрешки стала деревянная разъемная кукла японского божества Фукурумы и сувенир-референс был подарен в семью мецената Мамонтова — ошибочна. Есть первое некомпетентное упоминание в книге-фотоальбоме «Матрешка» под авторством Можаевой и Хейфица (1969), после которого издания начинают повторять историю японского происхождения сувенира.

-4

По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует. Игрушка Фукурума возникает позже матрешки. Некоторую схожесть с матрешкой имеет кукла-оберег Дарума, но она не разъемная. Если и существует японская кукла, послужившая прообразом матрешки, почему-то она отсутствует в музеях и на выставках традиционной японской куклы.

«Говорят, что идея выполнения «матрешек» заимствована нами от
японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек, но всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрешку не похожи. Матрешки пользуются большим спросом как у нас дома, так и за границей. Интересно, что ряд немецких фирм подделывал наших матрешек, выдавая их за русское производство.»

Николай Бартрам, основатель и директор «Музея игрушки», отрывок из книги «Н. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике», 1979

Вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начинают производить на курорте Хаконе в Японии лишь с середины 19 века (с 1844 года) после того, как в Японию стали экспортироваться игрушки из России и у японских мастеров появились референсы (образцы для подражания).

Папа матрешки

В 1881 году предприниматель Анатолий Мамонтов (брат мецената Саввы Мамонтова) с супругой Марией открывают магазин детской игрушки. Мария Александровна является хозяйкой книжного магазина «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке, работающего при издательстве Мамонтова. Именно она организует при магазине художественную столярную мастерскую детской игрушки, и там же продает их. Наряду со своим ассортиментом, в магазине представлены и изделия Абрамцевской столярной мастерской. Впервые здесь создаются этнографические куклы в народных праздничных костюмах губерний и уездов российской империи. Именно в магазине «Детское воспитание» начинают продавать игрушки в стиле модерн, который только начал развиваться в России.

в 1899 году 22-летний токарь Василий Петрович Звездочкин вытачивает первую модель бабенки в мастерской при магазине «Детское воспитание».

Василий Звездочкин за станком, 1899
Василий Звездочкин за станком, 1899
Работники мастерской и магазина «Детское воспитание». Звездочкин - второй справа, похожий на Чапаева, 1898
Работники мастерской и магазина «Детское воспитание». Звездочкин - второй справа, похожий на Чапаева, 1898

«Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по ее образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате.

Работал токарем по дереву разных африканских пород. В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж. Мамонтов получил на нее заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.»
Е. Шульгина, беседа с Василием Звездочкиным, 1947

Такие формы в русской архитектуре зовут кубышками, на манер сосуда.

Чурки или кубышки,  коллаж: Игорь Блюм
Чурки или кубышки, коллаж: Игорь Блюм

Кубышки в архитектуре
Кубышки в архитектуре

Получилась своеобразная вертикальная шкатулка, разъемная и полая внутри.

-9

Новая игрушка настолько нравится покупателям магазина, что буквально в считанные дни первая партия раскупается. Забавы ради делается похожая модель, размером меньше, а затем ещё. Необычная форма и смысловая составляющая наталкивает на забавную мысль спрятать схожие меньшие формы внутри.

И тут наступает прояснение важного момента. Матрешка — это собирательный образ существующих идей, но в новой модерновой удачной интерпретации.

Уже почти век существуют расписные куклы кувырканы (неваляшки) из папье-маше. Существуют полые деревянные яйца, которые уже к тому времени складываются друг в друга. Идея семейства транслируется семью индийскими слониками, также известными в обиходе.

-10

У Звездочкина готовы две семьи матрешек, которых к выставке объединят в одну. Липовые болванки относят на Арбат под роспись каким-то художникам. Автором росписи первой матрешки считается советский художник Сергей Малютин, но и это не так. Малютин — профессиональный художник и иллюстратор, а данная партия расписана лубочно: примитивно и непрофессионально, неуверенными штрихами с нарушенной анатомией рук.

Художниками создается новый милый сердцу образ простой русской крестьянки в платке с румяными щеками и занятыми работой руками. Самая большая кукла-праматерь с кривой ухмылкой держит в руках петуха — символ Франции, готовясь к предстоящей поездке. Эта милая пасхалка затем продолжит традицию. Третья кукла с серпом в руке, только готовится убирать урожай, а последующее поколение уже с тарелкой каши — красивый «многослойный» юмор. Среди детей Матрешки есть один мальчик в красной рубахе. Шестая кукла учит малыша первым шагам, а седьмая — она же, уже выросшая девочка.

Первая матрешка, 1900
Первая матрешка, 1900
Первая матрешка, 1900
Первая матрешка, 1900

Первая Всемирная выставка-ярмарка 20 века в Париже (15 апреля – 12 ноября 1900 года) пользуется колоссальным успехом. 35 государств впервые строят свои национальные павильоны. За семь месяцев ее посещает свыше 50 миллионов человек. Специально к выставке устанавливается огромная башня-инсталляция и открывается первая линия парижского метро. Частью выставки становятся Вторые Олимпийские игры.

Матрешку с семейством, одобренную к экспозиции, в Париж лично везет по железной дороге Мария Мамонтова.

1900
1900
Почтовая карточка с павильоном «Русский дворец», 1900
Почтовая карточка с павильоном «Русский дворец», 1900

Российская экспозиция получает 1 589 наград: 212 высших (в том числе за парфюмерию и вино), 370 золотых медалей, 436 серебряных и 347 бронзовых. Матрешка со своим семейством получает бронзовую медаль. Никакого фурора по поводу оригинальной деревянной куклы тогда не происходит (волна популярности придет только через 4 года).

Свидетельство  артефакт: Игорь Блюм, 1913
Свидетельство артефакт: Игорь Блюм, 1913

В конце того же 1900 года Савва Мамонтов теряет почти все свое имущество в связи с судом и мастерская при «Детском воспитании» закрывается. Звездочкин переводится в Сергиев Посад. Там с его подачи производство матрешек достигает больших промышленных масштабов. В 1904 году в мастерскую приходит заказ из той же Франции на изготовление большой партии матрешек, а после участия русских кукол на Лейпцигской ярмарке, заказы льются рекой, аж из 14-ти государств, включая Новую Зеландию. В России матрешка становится знаменитостью и стоит весьма дорого: до 10 рублей за штуку (при средней зарплате рабочего в 20-25 рублей). Дело в том, что изготовление изделий сложное, с хрупкими формами + рисунок на поверхности поначалу выжигают, затем расписывают, поэтому каждый комплект выходит дорогим.

Сергиево-Посадская матрешка, Музей игрушки, 1904
Сергиево-Посадская матрешка, Музей игрушки, 1904

В 1904 году товарищество «Русские кустари» открывает в Париже свой магазин.

Литография И. Лапина 24,5×13,5 Буклет-реклама: «Русские кустари приглашают вас посетить их магазин на 11, авеню Опера». 1904
Литография И. Лапина 24,5×13,5 Буклет-реклама: «Русские кустари приглашают вас посетить их магазин на 11, авеню Опера». 1904
Литография И. Лапина, фрагмент. 1904
Литография И. Лапина, фрагмент. 1904

Свидетельство о награждении Звёздочкина Большой серебряной медалью за «хорошую точку и полировку деревянных игрушек». 1913
Свидетельство о награждении Звёздочкина Большой серебряной медалью за «хорошую точку и полировку деревянных игрушек». 1913

В последующих моделях у Матрены появляется небольшое новшество —усиленная площадка-основание на манер рюмки для лучшей устойчивости дорогого изделия (видимо игрушки часто падали и разбивались).

Сергиево-Посадская матрешка, Музей игрушки, 1908
Сергиево-Посадская матрешка, Музей игрушки, 1908
Артель «Детское воспитание», Музей игрушки, 1910
Артель «Детское воспитание», Музей игрушки, 1910

Забавы ради появляются различные вариации игрушек: военные генералы, рыцари, персонажи сказки «Репка».

-22

С 1909 года матрешка становится постоянной участницей европейских выставок. Популярность и узнаваемость логотипичного образа приводит к тому, что игрушку начинают производить и в других городах России. Матрешка становится настоящим брендом, но это приводит и к снижению качества игрушки, выпускаемой массово.

Почтовая карточка издательского товарищества «Голике и Вильборг», Петербург. 1915
Почтовая карточка издательского товарищества «Голике и Вильборг», Петербург. 1915

На волне оглушительного мирового успеха, а значит и невероятных продаж, появляются разностилевые деревянные игрушки: Семеновская, Вятская, Хохломская, Федоскинская, Городецкая, Кировская, Полхов-Майданская и Нолинская матрешки.

Семеновский Музей матрёшки и традиционной игрушки
Семеновский Музей матрёшки и традиционной игрушки

Появляются высокохудожественные авторские изделия, а так же такие жанры, как портретная и сатирическая матрешка. В СССР матрешка прочно оседает на рынке, пользуясь у иностранцев особым спросом. А в конце столетия, на рубеже слома страны, матрешка иллюстрирует шаржи советских партийных руководителей, став карикатурой, снизив градус достоинства и позабыв смысл своего величия.

Это история о том, как простая деревянная игрушка с человеческим лицом стала сакральным национальным символом единства, многопроявленности мира, и большого здорового рода. Модерновая матрешка становится не столько популярным, известным во всем мире брендом, сколько символом всего русского, главным визуальным символом России.

 Гарегин Бурнучян, неизвестный автор - плакаты к Олимпийским играм «Москва-80». 1980
Гарегин Бурнучян, неизвестный автор - плакаты к Олимпийским играм «Москва-80». 1980

Антон Шнайдер, Андрей Зубрилов - набор «Матрешкус неро», «Студия Артемия Лебедева», 2008
Антон Шнайдер, Андрей Зубрилов - набор «Матрешкус неро», «Студия Артемия Лебедева», 2008

Спасибо за помощь в составлении статьи специалистам, историкам и исследователям материала по данной теме.

Игорь Блюм - Подлинная история Матрешки в восьми частях, 2020, канал «СергиевГрад»

Камни Карелии (karvin.ru) - О Матрешке, Мировом яйце и русских сказках