Прорывы в области искусственного интеллекта (ИИ) происходят все быстрее. Технологии ИИ уже нашли множество применений - от решения проблемы изменения климата до освоения космоса, разработки методов лечения рака и обеспечения реальной навигации для роботов.
Количество научных работ, посвященных ИИ, в последние годы растет настолько быстро, что кажется почти экспоненциальным. Хотя до широкого внедрения ИИ во всех сферах человеческой деятельности еще далеко, можно с уверенностью сказать, что технология уже преодолела пропасть между ранним внедрением новых и малоизвестных продуктов и массовым внедрением среди обычных пользователей.
Самым громким прорывом в области ИИ в этом году стала новая категория генеративного ИИ, основанного на больших языковых моделях. Почти за одну ночь появилось множество инструментов для генерации изображений, включая DALL-E от OpenAI, Imagen от Google, Stable Diffusion от Stability.ai и Midjourney. Несколько месяцев назад я писал о разрушительном воздействии этих инструментов на творческие профессии - от цифровых художников до программистов.
Как бы ни были драматичны эти события, возможно, более значимым является новый бот для работы с разговорным текстом ChatGPT, также созданный OpenAI и основанный на GPT-3.5. Он был обучен на огромном количестве текстовых данных из различных онлайн-источников. Среди прочего, он может общаться, отвечать на вопросы, создавать пьесы и статьи, писать и отлаживать код, проходить тесты, манипулировать данными, давать советы и обучать.
ChatGPT уже широко обсуждается в Интернете, в том числе опытными репортерами Кевином Рузом в New York Times и Дереком Томпсоном в Atlantic. Томпсон называет этот и другие последние инструменты генеративного ИИ "вторым разумом для креативного класса".
Руз написал, что ChatGPT "уже сравнивают с iPhone в плане его потенциального влияния на общество".
Однако ChatGPT находится в самом начале своего развития. Почти все, включая OpenAI, признают, что технология далека от совершенства, о чем свидетельствует "иногда неверная информация", которую она генерирует.
Тем не менее, как утверждает Джек Кларк в своем информационном бюллетене Import AI:
"Через несколько лет эти системы могут стать лучше людей, что будет иметь огромные последствия".
ИИ: новый мастер стратегии
Хотя эти заметные достижения генеративного ИИ имеют огромное значение, некоторые другие недавние разработки ИИ могут в конечном итоге оказать еще большее влияние на мир.
Одним из примеров является недавняя победа ИИ над человеческими экспертами в Stratego, стратегической военной игре для двух игроков, которая требует долгосрочного мышления, блефа и стратегирования.
Алгоритм Deep Mind DeepNash, обучаемый автономный агент, который может развивать опыт на уровне человека, лежит в основе ИИ, играющего в Stratego. В основе DeepNash лежит совершенно новый подход к алгоритмам, использующий теорию игр и безмодельное глубокое обучение с подкреплением.
В отличие от шахмат и го, Stratego - это игра с несовершенной информацией: Игроки не могут непосредственно наблюдать за идентичностью фигур противника. Она считается одной из самых сложных игр из-за кажущегося бесконечным числа возможных ходов (10535), что больше, чем даже в печально известной сложной игре Го (10360).
Чтобы победить, DeepNash смешивал как долгосрочную стратегию, так и краткосрочное принятие решений, например, блеф и риск, что является уникальной способностью для ИИ.
Как сообщает Singularity Hub, исследователи заявили:
"Создавая обобщенную систему ИИ, устойчивую перед лицом неопределенности, мы надеемся расширить возможности ИИ по решению проблем в нашем непредсказуемом по своей сути мире".
Искусство дипломатии
Говоря о непредсказуемости, Meta недавно представила "Цицерона" - систему ИИ, названную в честь классического государственного деятеля и ученого, который стал свидетелем падения Римской республики, - которая превзошла людей в другой стратегической военной игре, Diplomacy.
В отличие от Stratego, шахмат или игры Го, которые являются соревнованиями с нулевой суммой, победитель получает все, Diplomacy - это сотрудничество и соревнование одновременно. До семи игроков соревнуются, ведя переговоры, используя обман и сотрудничество, доверие и предательство, чтобы создавать и разрушать союзы в стремлении к полному господству.
Другими словами, "Дипломатия" очень похожа на реальные стратегические переговоры между несколькими конкурирующими субъектами, будь то игроки, предприятия или страны.
Как сообщает Gizmodo,
"чтобы "победить" в "Дипломатии", [ИИ] должен как эффективно понимать правила игры [так и] фундаментально понимать человеческие взаимодействия, обманы и сотрудничество".
Эта богатая способность проникает в суть того, что стремилась разработать Мета:
"Можем ли мы создать более эффективные и гибкие агенты, способные использовать язык для ведения переговоров, убеждения и сотрудничества с людьми для достижения стратегических целей подобно тому, как это делают люди?".
Компания утверждает, что Cicero более чем в два раза превысил средний результат людей, игравших на сайте webDiplomacy.net, и вошел в 10% лучших участников, сыгравших более одной игры.
Meta позиционирует Cicero как исследовательский прорыв, объединяющий две различные области ИИ: стратегическое мышление и обработку естественного языка.
По словам трехкратного чемпиона мира по дипломатии Эндрю Гоффа:
"Cicero устойчив, безжалостен и терпелив".
Он добавляет:
"Он принимает наилучшее решение не только для себя, но и для людей, с которыми работает".
Обобщенный ИИ
"Узкий ИИ" включает в себя алгоритмы, которые делают только одну вещь, хотя и очень хорошо - например, дают рекомендацию о том, какая книга вам может понравиться, основываясь на книгах, которые вы ранее просматривали на сайте электронной коммерции. Узкий алгоритм ИИ не может эффективно передавать полученные знания другому алгоритму, предназначенному для выполнения другой конкретной задачи.
Другой конец спектра ИИ считается "сильным ИИ" или, по-другому, искусственным интеллектом общего назначения (ИИОН). Вероятно, каждый эксперт в области ИИ согласится с тем, что сегодня такого интеллекта не существует, и он остается в области научной фантастики.
Если и когда AGI будет достигнут, это будет единая система ИИ - или, возможно, группа связанных систем - которая может быть применена для решения любой задачи или проблемы, поскольку она может действовать и мыслить подобно человеку.
Мюррей Шанахан, профессор когнитивной робототехники в Имперском колледже в Лондоне, сказал в подкасте Exponential View, что AGI
"в некотором смысле так же умны, как люди, и способны на тот же уровень обобщения, на который способны люди, и обладают здравым смыслом, который есть у людей".
Это очень похоже на возможности новой волны алгоритмов стратегии.
Однако единого определения AGI не существует.
Например, Илон Маск не считает, что ChatGPT подходит под это определение, поскольку он не изобрел ничего удивительного:
Чтобы называться AGI, он должен изобрести удивительные вещи или открыть более глубокую физику - многие люди уже сделали это. Я пока не вижу такого потенциала.
- Элон Маск (@elonmusk) 7 декабря 2022 г.
На пути к искусственному интеллекту общего назначения (ИИОН)
По крайней мере, по этим критериям ChatGPT не является AGI, как и DeepNash или Cicero. Однако их объединяет то, что они явно продвинулись в этом направлении.
Как отмечает Стюарт Рассел, профессор информатики Калифорнийского университета и ведущий исследователь в области искусственного интеллекта:
"Фактическую дату появления ИИ общего назначения вы вряд ли сможете точно определить; это не один день. Это также не тот случай, когда все или ничего. Влияние [ИИ] будет возрастать. Поэтому с каждым новым шагом ИИ значительно расширяет круг задач".
С каждым годом мы можем ожидать появления все больших возможностей на пути к ИИ, поскольку эти модели становятся все более сложными и появляются новые системы.
Учитывая темпы и масштабы последних прорывов в области ИИ и огромный рост числа научных работ, мы можем ожидать, что развитие будет происходить все быстрее и будет иметь глубокие последствия для работы и жизни.
Например, в течение нескольких лет ChatGPT или аналогичная система может стать приложением, напоминающим Саманту из фильма "Она".
ChatGPT уже делает кое-что из того, что делала Саманта:
"ИИ, который запоминает предыдущие разговоры, развивает понимание на основе этих разговоров, дает полезные рекомендации и терапию и может делать это одновременно с тысячами пользователей. Или представьте, что НАТО использует такие инструменты, как DeepNash или Cicero, со своими членами или в переговорах с конкурентами."
Мы являемся свидетелями набирающего обороты движения к AGI, хотя эксперты оценивают время его появления в 2045 году. AGI или нет, технологии ИИ становятся все более совершенными и глубоко проникают в нашу жизнь.