Многие аудиторы утверждают, что представителей среднего бизнеса в большинстве своем не соблюдают все правила ведения отчетности. Такое отношение так или иначе приводит к неприятным последствиям – от налоговых правонарушений до развития корпоративного мошенничества внутри компании. Зачастую, правила ведения отчетности не соблюдаются, так как учредитель/директор не всегда могут правильно оценить действия Главбуха. В таких случаях выручает инициативный аудит, который поможет выявить ошибки при ведении бухгалтерской отчетности и уберечь компанию от возможных проблем.
В международных стандартах аудита акцент ставится на формирование отчетности. Именно показатели, отраженные во внутренней документации, раскрывают истинное финансовое состояние проверяемой компании, ее потенциал и инвестиционную привлекательность.
Если обратиться к российским стандартам аудита РСБУ, можно проследить, что они направлены на исторический подход, т.е. фиксация операций, которые происходили в прошлом. Разница в подходах колоссальна, однако и во втором случае важна правильная демонстрация показателей.
Недоверие предпринимателей к аудиту
Исторически сложилось так, что большинство российских предпринимателей малого бизнеса скептически относится к аудиторским проверкам, полагая, что они проводятся специально для налоговых органов, а в лучшем случае, для статистического учета.
Например, сотрудники акционерных обществ проводят аудит ПАО и готовят ежегодные отчеты для регулярных собраний участников и акционеров. Такие документы часто сопровождаются всевозможными диаграммами и графиками, демонстрирующими успех и процветание.
Аудитор при проведении аудиторской проверки сталкивается с явными несоответствиями. С одной стороны его встречают стеллажи типовой документации, с другой – яркое представление клиента по случаю очередного ежегодного собрания. Согласно международным стандартам, специалист обязан изучить все представленные ему сведения.
Что побуждает бухгалтера создавать отчеты с недостоверными данными и нарушать правила ведения отчетности?
Всему виной страхи и предрассудки. Прозрачность мало кто воспринимает адекватно. Информационная гигиена на предприятии важна и нужна, а до сих пор некоторые специалисты придерживаются того мнения, что лишнюю информацию раскрывать всем желающим нельзя.
Незнание руководством основных правил раскрытия информации в бухгалтерской документации – распространенная причина обнаружения аудиторами грубых нарушений в отчетности.
Как руководителю понять, что правила ведения отчетности не соблюдаются?
На собственную отчетность владельцу бизнеса следует смотреть под разными углами. Так получится определить ее сильные и слабые стороны и при необходимости корректировать весь процесс.
Попытка обнаружить самостоятельно текущие нарушения может показать результативность, если привлечь к работе сотрудников бухгалтерского отдела. Можно обратиться за квалифицированной помощи стороннего специалиста, заказать инициативный аудит.
В пользу последнего говорит тот факт, что в результате проделанной работы опытный специалист-аудитор сформирует объективное аудиторское заключение, содержащее независимую оценку состояния компании. Имея на руках подобный документ, руководитель может провести «работу над ошибками» и учесть все описанные в нем нарушения.
Правильно выстроенный документооборот может существенно повысить инвестиционную привлекательность компании и сделать ее деятельность максимально прозрачной для кредиторов и налоговых органов.
Зачем нужен инициативный аудит?
В условиях современной экономической обстановки очень важно держать руку на пульсе и своевременно реагировать на возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности проблемы. А обнаружить их как раз и помогает инициативный аудит.
Иногда за проведением подобных проверок обращаются компании, желающие подстраховаться перед визитом налоговиков. Аудиторы не только фиксируют в заключении список нарушений, но и указывают на пути их возможного исправления. Нередко инициатором выступают и руководители фирм, особенно если незадолго до обращения к аудиторам в компании сменился главбух.
Учредители – самые частые заказчики аудиторских услуг. Им всегда важно знать, насколько эффективные действия предпринимают главбух и назначенными ими генеральный директор для повышения показателей прибыли предприятия.
Часто полученную отчетность передают в руки потенциальным инвесторам для привлечения источников дополнительного внешнего финансирования.
Причиной для аудиторской проверки могут стать и регулярные обращения налоговых органов. Если инспекция заинтересовалась бизнесом, ее представителей что-то смутило в предоставляемых декларациях. Вполне возможно, налоговики уже обнаружили нарушения и обратились в соответствующие органы для запуска механизма административного или уголовного преследования.
Оперативная аудиторская проверка выявит ошибки и поможет в кратчайшие сроки исправить их и произвести выплату недостающих налоговых сумм. Это позволит избежать административной или уголовной ответственности не только организации, но и ее руководящему составу.
Во избежание подобных проблем необходимо отладить механизм внутреннего контроля за ведением документооборота и регулярно пользоваться услугами квалифицированных аудиторов:
Обратиться к аудиторам