Лучшей среди женщин-пилотов времен Великой Отечественной войны считают Лидию Владимировну Литвяк, которая одержала в воздушных боях 12 личных побед над немцами. На втором месте по результативности идет ее лучшая подруга Екатерина Васильевна Буданова, записавшая на свой счет 6 сбитых вражеских самолетов. Вот о ней мы сегодня и поговорим.
Екатерина Буданова появилась на свет под Смоленском в 1916 году. С малых лет судьба ее была очень тяжелой - рано не стало отца, и от учебы в школе пришлось отказаться. Юная Катя отправилась зарабатывать хоть какие-то деньги, присматривала за чужими детьми, чуть позже перебралась в Москву. В столице она трудилась на заводе, а как появилась возможность поступила в местный аэроклуб, где проявила себя во всей красе. Девушка стала одной из лучших летчиц (даже выступала на различных праздниках в составе пилотажных групп), а потому ей предложили место инструктора - так вот оно и связала окончательно свою жизнь с небом.
Надо сказать, что не только увлечения Екатерины Будановой были, скажем так, мальчишескими, но и внешний вид (высокая, с короткой стрижкой), и характер тоже (никому спуску не давала, была очень бойкой и задорной, эдакой душой компании). В общем, все ее любили, и почти со всеми с легкостью она находила общий язык.
Когда началась война до Екатерины Будановой дошла информация о формировании женских авиаполков. Ее, как человека очень опытного, направили на переобучение - так она освоило управление самолетом Як-1. После обучения девушка отправилась в 586-й ИАП ПВО, который был одним из 3 женских полков, созданных в СССР.
Первое время, с апреля по сентябрь 42-го года, Буданова выполняла задачи по сопровождению транспортников и по патрулированию прифронтовой зоны. После этого ее полк был передислоцирован под Сталинград, где и принял самое активное участие в одной из величайших битв войны.
Тогда же Екатерина Буданова и одержала свою первую воздушную победу - случилось это 6 октября 42-года. Получилось так, что девушка осталась одна против 13 самолетов Ju-88. Это ее ничуть не смутило, и она ворвалась прямо в их строй, уничтожив одну из машин. Вообще, с октября-ноября 42-го года именно такие воздушные бои, где враг имел серьезно преимущество в количестве самолетов, были уже делом обычным. Так что Будановой и в дальнейшем часто приходилось атаковать врага, во много раз превосходящего по силе. Причем делала девушка это так удачно, что в конечном итоге ее наделили особым статусом "свободной охотницы". По итогу на конец 42-го года в числе лично уничтоженных Будановой числилось уже 4 немецких самолета. Кроме того, несколько машин она сбила в составе группы.
Новый 43-й год принес Будановой и новые победы, и первую боевую награду - орден Красной Звезды. Описывать обстоятельства каждого сбитого Екатериной Васильевной самолет я не стану, кому интересно, тот найдет и сам, но расскажу про последний ее бой.
Все случилось 19 июля 43-го года. В тот день Буданова сопровождала группу штурмовиков Ил-2. Самолеты провели удачную атаку наземных целей противника и начали возвращаться на аэродром. Екатерина Васильевна шла самой последней, то есть была замыкающей, и совершенно неожиданно обнаружила рядом 3 немецких Me-109. Все случилось так быстро, так внезапно, что даже предупредить остальных о появлении опасности у Будановой времени не нашлось, а потому она встретила противника в одичноку. В этом бою она одержала свою последнюю победу, но и самолет летчицы получил критические повреждения. Она усадила его в поле на глазах у местных крестьян, которые сбежались к машине. Когда они вытащили летчицу, та была еще жива, только без сознания, однако вскоре ее не стало.
Екатерину Буданову представили к званию Герой Советского Союза, однако по каким-то причинам его она так и не получила. Лишь в 93-м было решено присвоить ей звание Герой России, что и было осуществлено 1 октября того же года.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.зв