Рем Васильевич Балакирев родился в 1927 году, в семье партийного работника. Никакой массовой паники в Москве октября 1941-го года он не запомнил. Запомнились бомбёжки Москвы. Однажды Рем с балкона видел, как бомба попала в пруд усадьбы Кусково, где был дворец графа Шереметева, и оттуда вверх поднялся фонтан водяных брызг. Видел, как наши зенитчики сбивали немецкие самолёты.
Осенью 41-го завод «Фрезер» (по выпуску режущего инструмента для металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности), на котором работал отец, эвакуировали в Томск. До возвращения в столицу (в 1943 году) Рем тоже работал на этом заводе, несмотря на подростковый возраст.
А январе 1944-го года – пошёл добровольцем в Московскую объединённую школу Военно-морского флота. Окончил её и стал краснофлотцем. В действующую армию попал в январе 1945-го, на сторожевой катер Днепровской военной флотилии, которая тогда базировалась на реке Висле. Было ему всего 17 лет – но это уже не юнга, а матрос.
Служил рулевым сигнальщиком. А в боевой обстановке – командир за рулём, а Рем – вторым номером у пулемётчика. Вооружение было – крупнокалиберный, 12-мм пулемёт на носу, на тумбе. И спаренный «Максим» на рубке.
Это на сторожевых катерах. На тральщиках был только пулемёт «Максим». А на бронекатерах впереди сотка и сзади сотка, а потом уже вместо сотки и сзади стали устанавливать «Катюшу».
В районе Кюстрина катера флотилии участвовала подвозили боезапас нашим артиллеристам. Те стреляли там так интенсивно, что даже стволы пушек красными становились.
Потом на Шпрее катера переправляли десант. Под огнём: с того берега всё время строчили из пулемётов и автоматов немцы. Много там погибло наших солдат и краснофлотцев.
В операции по переброске десанта под Одербергом погиб командир отряда, в котором служил Рем, и был ранен его друг. Флотилия перебрасывала части 62-й армии ночью. Но всё видно было – луна как раз светила. Два катера немцы подбили. В том числе и тот, на котором служил Балакирев. В мотор засадили очередь из крупнокалиберного пулемёта, он заглох. Катер вылетел на дамбу и стал идеальной мишенью для немецких пулемётчиков и миномётчиков. Пришлось краснофлотцам с катера прыгать в воду:
«Все спрятались за катер, потому что строчили из пулеметов невозможно, весь борт был пробит. А на втором катере командир погиб. Потом там пулеметчика тоже убили. А у нас в команде только пулеметчик был ранен и командира немного задела пуля. Мой друг был ранен. Его перетащили – один матрос, тоже раненый, шесть человек на себе вытащил!», – рассказывает Рем Васильевич.
Но потом наши ударили из «Катюши» туда, оттуда немцы стреляли, и это заставило их замолчать. Наша артиллерия всё время этот укрепрайон немецкий обстреливала. И утром всё закончилось. Катер сняли с мели и отбуксировали на базу.
На стоянке тоже спокойной жизни не было: регулярно появлялись немецкие самолёты и пытались поразить катера с воздуха. Поэтому краснофлотцы маскировали их, как могли. Потерь от авианалётов ни разу не было.
«Ребята спрятались от разъяренных лётчиков в катере: закрыли люки и сидели»
Был ещё дивизион зенитных катеров. Они работали хорошо, регулярно сбивали немецкие самолёты. А однажды произошёл казус: сбили наш Пе-2. Лётчики, приземлившиеся на парашютах, видели, откуда по ним стреляли, и в ярости напали на катер. Зенитчики спрятались на катере, закрыли люки и сидели «в осаде». Лётчиков успокаивал сам командир бригады, капитан II ранга Комаров.
Когда Берлин был почти захвачен, их отправили на Балтику. Впереди шёл тральщик, тащивший штабную баржу бригады. И он подорвался на мине. Причём на тральщике было 5-6 глубинных бомб, и они детонировали. Рвануло так, что и у баржи оторвало нос.
В заливе стояли немецкие корабли, которые не успели выскочить в Балтику, они были заминированы. А также – германский линкор «Шеер», который был атакован авиацией: нашей, американской и английской. И наш лётчик – полковник, Герой Советского Союза его подбил. В трюм корабля попала вода, и он сел на банку. Но когда бронекатера проскочили к нему и взяли на абордаж – на линкоре из команды ни одного человека не оказалось. Все бежали, возможно, их эвакуировали подлодки.
Но Рем Васильевич в абордаже «Шеера» не участвовал:
«у нас катер был плоскодонный, ему особенно нельзя было по морю… Нам дали команду развернуться и идти опять на Одер».
Когда война закончилась, их катер выводил полуглиссера, уцелевшие на Шпрее. Там рейхстаг около канала близко был. И Рем Васильевич получил возможность расписаться на нём, как многие другие бойцы.
Немало было взято трофейных кораблей, особенно в Штетине. Немецкий крейсер был переименован в крейсер «Киров». Катеров немецких было – база целая. Их забрали, и на Балтику все отправили.
В Днепровской флотилии всегда только свои отечественные катера были. Сначала эта флотилия вообще была Волжской, а потом, по мере продвижения наших войск на запад, все катера и бронекатера с Волги перебросили на Днепр, а далее – на Вислу, Одер.
После войны Балакирев продолжил службу на Черноморском флоте. «Это тоже была война – столько мин мы там тралили!»
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько эффективны были катера с реактивными установками?