Слышали ли вы когда-нибудь о том, кто такой Владимир Александрович Дукельский? Нет? Сейчас расскажу. Этот человек, творивший под псевдонимом Вернон Дюк известен своими песнями, самыми популярными из которых были «April in Paris», «Autumn in New York» и «I can’t get started», созданные в 1930-ые годы. Дюк также написал много академических сочинений различных жанров. Он – один из наиболее интересных русско-американских творцов, композиторов, поэтов и литераторов. Поговорим сегодня об этом интересном человеке.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
И русский, и американский одновременно? Разве это возможно?
Да-да, вы не ослышались, это именно так. Владимир Дукельский родился в 1903 году в Псковской губернии в Российской Империи, однако, достигнув совершеннолетия, вместе с семьёй перебрался в США, где в возрасте тридцати шести лет получил второе гражданство.
Гуманитарные таланты Дукельского проявились ещё в трёхлетнем возрасте. Родители активно поддержали растущего мальчика в его начинаниях, несмотря на то, что у него не было идеального слуха. Благодаря собственным стараниям, и, конечно, поддержке родственников, Владимир Дукельский считался вундеркиндом в Киевской консерватории, где прекрасные педагоги обучали его искусству написания музыки и игре на фортепиано. Одним из его учителей был советский музыкальный педагог и музыковед Болеслав Яворский.
Первым ярким музыкальным впечатлением в жизни Дукельского стал концерт молодого композитора и пианиста Сергея Сергеевича Прокофьева в Киевском отделении РМО (Русского музыкального общества) в 1916-ом году. Позднее они стали близкими друзьями; творчество Прокофьева оказало немалое влияние на творения Дукельского. Именно он после отъезда Дукельского за границу в письмах не раз приглашал его «вернуться на родину».
Поиски себя и своего творческого «я» Владимир Дукельский переживал в непростых условиях эмиграционного быта. В США он вместе с семьёй переехал в поисках «лучшей жизни», последовав примеру многих других русских эмигрантов. Вслед за этим по предложению Артура Рубинштейна он едет в Европу, в столицу Франции, где он знакомится с русским театральным и художественным деятелем Сергеем Дягилевым и даже получает от него заказ. Несмотря на своеобразие их отношений, Дукельский всегда считал Дягилева важным человеком и чуть ли не крёстным отцом своей профессиональной репутации и карьеры композитора.
«Мое сердце перестало биться… я лежал в постели в течении двух дней, не прикасаясь к еде.»
— так Дукельский описывает в мемуарах день, когда он узнал о смерти Дягилева, находясь в Соединённых Штатах.
Именно после этого трагического события он навсегда вернулся в Америку и получил гражданство, завершив окончательное превращение из Владимира Дукельского в Вернона Дюка.
Творчество Дюка – серьёзность или развлечение?
Последний и самый оригинальный пассаж в биографии Вернона Дюка – это некоторая произошедшая с ним метаморфоза, превращение из «серьезного мэтра» в «развлекательного поденщика» (именно эти выражения использует А. Максимова, автор монографии о жизни и творчестве Дукельского).
Дукельский был фантастически везучим человеком. И это выражалось не только в том, что сначала он был неизвестным музыкантом из провинции, которому позже улыбнулась удача, и он стал участником «Русских сезонов» и завëл много новых знакомств с известными современниками.
Уже в самый первый приезд в США Вернон Дюк смог хорошо вписаться в круг братьев Гершвиных, которые ценили его как академического профессионального композитора и прекрасного пианиста и относились с глубокой симпатией и уважением. По мнению американского кинокомпозитора Бернарда Херрманна, конкуренцию Дукельскому мог составить только его друг Джордж Гершвин.
Именно эти люди показали Дукельскому, что развлекательная музыка тоже может быть высококачественной и доставлять композитору удовольствие от профессионализма и отличного результата работы, которая вызывает у публики восторг. Степень свободы в музыке эпохи Гершвина можно назвать одним из важнейших доводов для Дукельского, который крайне высоко ценил свою личную и творческую независимость.
Интересна ли вам такая музыка? Как вам Вернон Дюк? Пишите в комментариях! Они нам очень помогают.
Автор статьи: Александра Найрас-Кель
____________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.