Найти в Дзене
kittyk_art

Как выбрать кисти для живописи

Краткое руководство если вы решились рисовать, но потерялись в многообразии выбора

Долго тянуть не стану. Первое, что нужно знать, что кисти бывают мягкие (белка, колонок, мангуст, коза и т.д) и жёсткие из щетины. Мягкие кисти подходят для водорастворимых красок, таких как акварель, щетина - для масла, гуаши и т.д. Т.е. чем гуще краска и техника её нанесения, тем жёстче кисть. Наносить белкой сочные мазки акрилом весьма проблематично

Слева кисть мягкая из имитации мангуста, справа жёсткая - из щетины
Слева кисть мягкая из имитации мангуста, справа жёсткая - из щетины

Второе: кисти бывают синтетические и натуральные. Когда дело заходит про акварель, то ходят слухи, что имитация (она же синтетика) хуже впитывает воду и саму краску. Лично на своём опыте я бы не сказала, что это так: моя любимая синтетическая кисточка прекрасно справляется со своей работой, к тому же технологии не стоят на месте и в этом вопросе. Так что если для вас важен этический вопрос, то можете пользоваться кисточками имитирующими мех, сейчас они хорошего качества. Кто под сомнением: есть кисти в которых используются оба материала

Слева направо: имитация мангуста, колонок + синтетика, кисть из нейлона
Слева направо: имитация мангуста, колонок + синтетика, кисть из нейлона

Третий важный критерий для кисточки это её форма

Слева направо: круглая, овальная и плоская
Слева направо: круглая, овальная и плоская

• круглая - для акварели это обязательная кисточка. Практически все делается ей. Советую с острым кончиком на конце: так вы можете не только прорисовать основную форму, но даже детали, что удобно

• плоские - если вы хотите рисовать мазками маслом или акрилом, то тогда присмотритесь к этой форме: для вас она базовая. В акварели используют такие кисти, когда рисуют большие фрагменты: фон, кожа на портрете. Можно обойтись без неё, но при таких задачах с ней проще

• овальная (отнесла бы её тоже к плоским, потому что способ работы с ней такой же)

• скошенная, веерообразная, с зубчиками... назову их кистями для эффектов. Можно найти много видео как ими рисуют, но полностью нарисовать ими картину нельзя. Исключение если у вас своя авторская техника. Многие говорят, что покупают их, один раз используют, повторяя какой-нибудь видеоурок, а потом они красиво лежат

Есть ещё кисти-валики, но для меня они тоже не первоочередные в покупке: либо сделать фон или большой кусок, либо для какого-нибудь эффекта

Пункт четыре: размер кисти. Чем меньше цифра, тем меньше ворсинок у кисти. 0,1 и 2 идут для очень мелких деталей: прожилки у листьев, ворсинки, малюсенькие блики... иметь хотя бы одну такую стоит. Далее все зависит от формата и деталей. 3 и 4 - маленький формат. Использую их для деталей на листе а5 и меньше. 5, 6, 7 подойдут для крупных фрагментов на а5, а4. Для а3 я использовала кисточки с номерами 6 и 7, но для небольших фрагментов, таких как листья. Кисточки после 8 подойдут для больших форматов или для заливки фона. Думаю суть здесь ясна: чем больше рисуемый фрагмент или формат листа, тем больше кисточка

Кисти с номерами 6, 2 и 25
Кисти с номерами 6, 2 и 25

В пункте пять упомяну, что у кистей есть ещё разные крепления. Крепко держат все (тут скорее качество фирмы влияет). Разница, что во французском креплении кисть может вобрать больше воды. Может в моей технике это не так важно, но это свойство мне оказалось не нужным

Слева кисть с французским креплением, справа с металлическим
Слева кисть с французским креплением, справа с металлическим

Ну и небольшое послесловие: главное в кисти, это чтобы она не начала пушиться. Потому что когда это произойдёт кисть испорчена. Чем позже - тем лучше. Поэтому моем и рисуем бережно ❤ и пожалуйста, не оставляйте их в стаканчике с водой. У круглых кисточек с острым концом, также может пострадать кончик, например, загнуться

На этом всё. Поздравляю, все что нужно знать о кистях вы теперь знаете 😉