Колебания атмосферы красного Сириуса и становление человеческой цивилизации.
В результате последних публикаций, связанных с влиянием тепловых колебаний атмосферы красного Сириуса на солнечную активность, приведшим к катастрофическим засухам в Древнем Египте, мне приходится полностью пересмотреть свою работу «Вспышки сверхновых солнечная активность и ход исторического процесса». Дело в том, что я тогда, в конце 90-х годов, по-существу, знал лишь об одной надёжно установленной сверхновой 1054 г., на месте которой образовалась Крабовидная туманность. Три мощных пика на графике Эдди явно не вписывались в мою концепцию, я их и не рассматривал. Но третий пик на графике Эдди , включил в своё рассмотрение Гумилёв, я лишь скорректировал его рассмотрение. Итак, начнём с начала, воспользовавшись лишь фрагментами той статьи..
Корреляция между изменением солнечной активности и пассионарностью c начала III тысячелетия до середины II тысячелетия до н.э.
Переходя к анализу соответствия изменения кривой солнечной активности на графике Эдди с изменением хода исторических процессов, необходимо отметить, что первый пик солнечной активности, длившийся примерно 2800–2600 г.г. до н.э., действительно затрагивает шумерский период, который длился 2900–2000 г.г. до н.э., хотя шумеры жили в Двуречье еще в IV в. до н.э.
История древних шумеров разделяется на три периода [22]: 1.– протописьменный период, который длился 2900–2750 г.г. до н.э.; 2.– раннединастический период 2750–2300 г.г. до н.э.; 3.– господство Аккада и Ура 2300–2000 г.г. до н.э.
В протописьменный период в Шумере появляются города-государства. К этому периоду относятся первые письменные памятники шумерского клинописного письма. Из раннединастического периода сохранились в легендах названия таких городов, как Шуруппак, из которого происходил Зиусудра – герой шумерского мифа о потопе, Урук, из которого происходил легендарный царь Гильгамеш, и соперник Урука-Киш, из которого происходила первая династия после потопа.
По мере освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться и начинается борьба за гегемонию в Шумере. В это время появляются уже объединения городов-государств. Одна из первых таких династий укрепилась в XXVII–XXVI в.в. до н.э. в городе Уре, после потери Шуруппаком своего преобладающего положения. В числе городов, входящих в список принадлежащей этой династии городов, на первых местах находятся Урук и Киш, которые упоминаются в сказаниях о Гильгамеше.
Гильгамеш, Энкиду держат символ крылатогоСолнца и Хумбаба.
Гильгамеш и Энкиду убивают Хумбабу, звезда на небосклоне указывает, что события происходят ночью.
Раскопки гробниц I династии Ура показали высокое мастеров строителей, металлургов, ремесленников. К этому времени относятся первые упоминания о колесницах. Богатые украшения, произведения искусства и письменные документы времен I династии Ура свидетельствуют о высоком уровне развития цивилизации [17]. Так что первый пик на графике Эдди правильней было бы назвать раннединастический шумерский период, если бы мы ограничивались рассмотрением только Двуречья. Но не менее мощная цивилизация существовала в это время в Египте.
Уже на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. на территории Египта существовали два царства – Нижний и Верхний Египет. Около 3000 года до н.э. царь юга Мена покорил север и стал называть себя «царем Верхнего и Нижнего Египта». Предание предписывало Мену основание главного города нижнего Египта Мемфиса.
Период от XXX до XXVIII вв. до н. э. называется в истории Египта Ранним царством, на которое приходится правление I и II династий. В это время в Египте уже сложилась письменность с использованием иероглифов, развитая система счета. В Раннем царстве складывается система обожествления фараонов. Земледельческое божество – солнце Ра, широко почитавшееся впоследствии, упоминается в составе царского имени во времена II династии. Для захоронения правящих династий использовались подземные гробницы, но ступенчатая пирамида, широко известная из Древнего царства, в зародыше была известна при I династии. Одна из гробниц вельможи начала строиться как ряд поставленных друг на друга прямоугольных построек [17].
Можно предположить, что пассионарный толчок произошел около 2800 г. до н.э. и его действие продолжалось примерно до 2600 г. до н.э. В Египте на это время приходится начало Древнего царства.
Начало строительства пирамид
С III династии начинается стремительный подъем каменного строительства, которое было связано со стремительным ростом солнечной вследствие вспышки красного Сириуса и стремлением Джосера умилостивить бога Нила Хапи ипрекратить катастрофмческую засуху. Оно открывается возведением ступенчатой пирамиды фараона Джосера около селения Саккары, возведение которой относят к 28 в. до н.э. Строительство пирамиды было поручено первому помошнику фараона Имхотепу. До того обычно выше гробницы царей строили здание из кирпича-сырца с гладкими наклонными стенами и плоским верхом высотой с двухэтажный дом, которые назывались мастаба.
Имхотеп на большую мастабу из крупных каменных блоков поставил еще пять мастаб, каждая из которых была меньше предыдущих. Высота пирамиды Джосера составляла 60 м. Имхотепом была заложена еще одна пирамида фараона Сехемхета, но она не была закончена, по-видимому, из-за смерти фараона.
К концу III династии относят пирамиду около селения Медум (южнее Саккары), в которой уже 8 уступов и она покрыта гладкой облицовкой, придававшей ей вид правильной пирамиды. Ее высота достигала уже 118 м.
На графике Эдди допущена еще одна ошибка. Максимально высокие пирамиды были построены не во время II максимума солнечной активности в третьем тысячелетии до н.э., а во время I, или в его конце. Так что первый солнечный пик можно назвать пиком великих египетских пирамид, тем более, что фараоны IV династии называли себя «сынами Солнца» и Солнце обычно упоминалось в составе их имен.
Продолжение строительства пирамид
От первого фараона IV династии Снофу (около 2600 г. до н.э.) остались две пирамиды: южная и северная высотой соответственно 92,3 и 104,4 м. около деревни Джахнур южнее Саккары.
При сыне Снофу – Хеопсе строительство пирамид достигло наивысшего уровня. Высота пирамиды Хеопса составляла уже 147 м., площадь в основаниии 232,4х232,4 м. Строительство пирамид велось уже из больших граненых глыб весом 2,5 т. Преемник Хеопса также затеял аналогичную пирамиду, но она не была достроена. При втором преемнике Хеопса – Хефрене была построена вторая по величине пирамида высотой 143,5 м. Третья пирамида – Менкаура в селении Гизэ близ Каира преемника Хефрена знаменовала уже спад строительства пирамид. Ее высота уже сравнима с пирамидой Джосера – 66 м., а относят ее уже к середине XXV в. до н.э., т.е. к относительному минимуму солнечной активности [18].
Высокого уровня достигла в Древнем царстве астрономия. Все пирамиды были точно сориентированы по звездам. Отклонение северо-южной оси от северного полюса у пирамиды Джосера составляет 3 град. к востоку, у южной пирамиды Снофу на 9 мин. и 12 сек. к западу, у пирамиды Хефрена на 5 мин. и 26 сек. к западу, у пирамиды Ниуссера – долей минуты.
Все египтологи сходятся на том, что стремление египтян к точной ориентации пирамид относительно сторон света основывается на древних религиозных представлениях, согласно которым фараон поднимается на небо к звездам, где занимает место над Северным полюсом. Но звезда, на которую ориентировались египтяне была не Полярной, а Aльфой созвездия Дракона. Прецессия земной оси привела к тому, что направление на звезду изменилось на 2 градуса по отношению к полюсу [18].
Египтяне знали и окрестили по-своему до 30 созвездий и пять планет Солнечной системы: Меркурий, Венеру, Марс, Сатурн и Юпитер. Хотя по уровню астрономических знаний египтяне несколько отставали от жителей Двуречья, однако, не подлежит сомнению, что они умели использовать эти сведения для земных целей.
Преемник Менкаура Шепсескаф вовсе отказался от пирамиды и построил себе надгробие в виде большой мастабы. Последние цари IV династии не смогли построить себе сколько-нибудь значительных памятников. Считается, что внутри страны началась какая-то борьба, либо народ не выдержал напряжения строительства мощных пирамид, но, возможно, это просто объясняется снижением солнечной активности.
При пятой династии в XXIV в. до н.э. строительство пирамид вновь возрождается, но самые высокие из них Усеркафа (44,5 м.), Нефериркара (73,5 м.) и Униса (48 м.) уже не могут сравниться с великими пирамидами [18]. Правда отмечается, что в большей степени в это время развивается строительство гробниц знати.
Во время VI династии власть фараонов стала терять свою силу, самая большая пирамида Пиопи II около XXIII в. до н.э. достигла 52 м. Рост же провинциальной знати привел в конечном счете к распаду Египта после Пиопи II на полунезависимые области и царства. Здесь мы наблюдаем, по-видимому, процесс пассионарного перегрева во время II cолнечного пика III тысячелетия, продолжавшегося 2400– 2100 г.г. до н.э.
Центральное место в религиозном культе в начале Древнего царства занимает обожествление носителя верховной власти, фараон объявлялся живым подобием бога Ра. Но богов в религиозном культе было очень много, у каждого города их могло быть несколько. Как воплощение божества почитались животные, растения, светила небо, земля, вода и т.д. Так бог Луны Тот, покровитель города Гермополя, почитался как бог письменности, олицетворением этого бога были собакоголовая обезьяна-павиан и птица ибис. Солнце-Ра в храме города Гелиополя представлял каменный столб. Большим почитанием в Мемфисе пользовался бык Апис.
Тесно связанным с культом фараонов было почитание бога умирающей и воскресающей природы Осириса. Если Солнце было богом живого царя, то Осирис – умершего.
К середине третьего тысячелетия в связи с ростом влияния знати встречаются уже надписи на гробницах вельмож как об Осирисе таком-то.
В Двуречье середина третьего тысячелетия характеризуется обострением борьбы шумерских городов за гегемонию и проникновением на север Двуречья семитических племен. После довольно длительного периода господства Лагаша в начале XXIV в. до н. э. власть переходит к правителю Уммы Лугальзагисси, который в союзе с Уруком разбил войска Лагаша. На короткое время Лугаль-загисси подчинил себе весь Шумер, север Двуречья и ряд соседних стран. Из надписей на сосудах, которые хранились в Ниппурском храме следует, что его владения простирались от Персидского залива до Средиземного моря.
Но вскоре у Лугальзагисси появился серьезный враг – царь, находившихся на Севере Двуречья семитических племен Аккада, Саргон. Пользуясь враждой и соперничеством шумерских городов, Саргон к середине 24 в. до н.э. овладел всеми городами Шумера, объявив себя «царем Шумера и Аккада, властителем четырех стран света».
Вершина могущества Аккада приходится на царствование Нарамсина (2290–2254 г.г. до н.э.). При нем Аккад подчинил государства Элама, Мари, его войска доходили до гор Армении, Курдистана и Загара. Ему сопутствовал успех в Сирии и победа над властителем Магана (Египта) по имени Маниум. Возможно, походы Аккадского царя в Египет способствовали ослаблению его в период упадка Древнего царства. Но преемнику Нарамсина достается уже тяжелое наследство в виде натиска новых семитических племен амореев с запада и с северо-востока горных племен кутеев. Около 2200 г. до н.э. Двуречье было завоевано кутеями, разграбившими богатые города Шумера и Аккада.
Недолгое господство кутеев закончилось поражением в войне с Уруком, а с 2132 г. до н.э. гегемония в Двуречье переходит к III династии Ура. Цари этой династии по-прежнему называли себя «царями Шумера и Аккада» и «властителями четырех стран света».
Конечно, в летописных источниках III тысячелетия до н.э. трудно ожидать указаний на сверхновые звезды, но обращает внимание на себя тот факт, что если в Египте основным божеством было Солнце – Ра, то в Шумере, а затем в Аккаде и других семитических племенах пиктограмма звезды – Ú, служила обозначением понятия «бог» и «небо» [17].
Высокого искусства достигло во времена III династии Ура строительство храмовых башен. Храм бога Луны, построенный из кирпича-сырца в XXI в. до н.э. в городе Уре и сохранившийся до сих пор может поспорить по своей величественности с египетскими пирамидами, строившимися в то же время.
Вообще необходимо отметить, что в Шумере большое значение имели небесные светила, отдельные звезды и созвездия связывали с богами. Во всем Шумере почитались бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Центром почитания Энлиля был Ниппур, ставший общешумерским святилищем. За пределами своих городов почитались также главный бог города Сиппара – бог Солнца Уту (аккадский Шамаш), главный бог города Ура – Син, отождествлявшийся с Луной, богиня Урука Инанна – Венера.
Сравнительно высокое развитие именно астрономии, возможно, связано с особенностями употреблявшегося лунного календаря. Первоначально каждое государство-город имело свой календарь, но после возвышения Вавилона на всю страну был распространен принятый в Вавилоне календарь Ниппура. Из-за того, что солнечный год длиннее лунного приблизительно на 11 дней, для устранения этого несоответствия вводился дополнительный месяц. Действительная величина расхождения года лунного с солнечным могла быть установлена лишь путём астрономических наблюдений [17].
На рубеже III–II тысячелетий до н.э. вслед за спадом солнечной активности произошли события, повлекшие за собой серьезные изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена система централизованных царских хозяйств и страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств.
В первой половине II тысячелетия до н.э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилон. Около 1895 г. до н.э. вторгшимся западно-симитическим племенам амореев удалось создать самостоятельное государство, столицей которого стал Вавилон, который играл значительную роль еще при III династии Ура.
Максимум могущества Вавилона приходится на царствование Хаммурапи (1792–1750 г.г. до н.э.). За время правления Хаммурапи подчинил своему влиянию государства Мари, Ларсу, Ашшур и значительную часть Элама. Необходимо отметить, что Хаммурапи законодательно попытался установить и оформить общественный строй государства. 2-й год его царствования назван годом, когда «он установил право стране». Эти законы были увековечены на большом черном базальтовом столбе. В верхней части лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца – Шамашем – покровителем суда. Законы Хаммурапи создали в Двуречье сильное централизованное государство, которое сохранило свое могущество и при его сыне, но в правление внука натиск горных племен касситов и царей «Страны моря», т.е. береговой полосы Персидского залива, привели к ослаблению Вавилона и его разгрому хеттами около 1600 г. до н.э.
В Вавилоне получила свое развитие тенденция обожествления небесных светил, имевшая место в Шумере. К богам Солнца и Луны – Шамашу и Сину и богине Иштар – (шумерской Инанне) добавились Нергал – Марс, бог войны, главный бог города Куту. Бог Набу (пророк позападносемитски), почитавшийся в Борсиппе, сопоставлялся с Меркурием, с планетой Сатурном сопоставлялся бог удачной войны Нипурта. Бог Мардук сопоставлялся с самой большой планетой – Юпитером и становится главным божеством Вавилона. В честь астральных богов храмовые башни строились или в три этажа (небо, земля и подземная вода), или в семь (семь планет) [17].
Обработанные вавилонскими жрецами шумерские мифы о сотворении мира, о Гильгамеше и потопе в последующей обработке иудейских жрецов вошли в Библию.
И в заключение краткого обзора первых почти 1500 тысяч лет развития двух колыбелей цивилизации обратимся вновь к Египту. В последние века III тысячелетия в соответствии со спадом солнечной активности приходит в упадок и общественная жизнь в Египте. VII династия известна тем, что «70 царей правили 70 дней». VIII династия была мемфисской и контролировала она лишь Верхний Египет.
Пора правления IX–XI династий была полна смутой и различными грозными событиями внутренней борьбы. Но при последних царях XI династии Египет был вновь объединен. Расцвет Среднего царства начинается при XII династии, которая воцарилась около 2000 г. до н.э. и обладала прочной властью до начала XVIII столетия до н.э. При фараоне XII династии Сенурсете III произошло покорение Северной Эфиопии и части Палестины. При XII–XIII династиях Египет контролировал финикийский город Библ.
Характеристикой степени общественной активности древнего Египта является строительство пирамид. Во время Среднего царства было построено 9 пирамид, которые уступали пирамидам Древнего царства и по размерам и по качеству строительных материалов. Они в основном строились из кирпича-сырца и лишь облицовка была из известняка. Правда они отличаются разнообразием в архитектуре. Погребальное сооружение фараона XI династии Ментухетепа III представляло собой причудливое сочетание храма, пирамиды и верхнеегипетской пещерной гробницы.
Спокойная и размеренная жизнь египтян с регулярными разливами Нила наложила отпечаток и на их духовную жизнь. Верования египтян медленно эволюционируют на протяжении Древнего и Среднего царств. В Среднем царстве на первый план выходит бог Амон, олицетворением которого был баран, а его культ имел некоторые черты верхнеегипетского бога плодородия Мина.
Сосредоточием культа Амона стал город Фивы, он отождествляется под именем Амона-Ра с царским культом бога Солнца-Ра. Женой и сыном Амона провозглашаются фиванские божества Мут и Хенсу. В качестве отклика на общественную обстановку Среднего царства Амону приписывают характер защитника и покровителя простых людей.
До XVIII в. до н.э. Египту, в отличие от Двуречья, никто серьезно не угрожал. Но пассионарный толчок, который привел к расцвету Среднего царства, создал и его врага – объединение западно-семитических племен с центром в Палестине известных под названием гиксосы, в которое входили также племена, находившиеся в Финикии и Сирии. Пользуясь распрями и смутой, возникшими в конце XIII и XIV династий гиксосы завоевали Египет.
Со временем гиксосские цари выступали уже в роли фараонов. Они приняли их титул, назывались «сынами солнца» и объявляли себя почитателями египетских богов. Это, впрочем, им удавалось плохо, так как они явно предпочитали своего нового государственного бога, который хотя и именовался по-египетски Сетом, но был, возможно, только отождествленным с ним иноземным божеством. Позже в Новом царстве было принято называть сирийских и малоазийских богов «сетами» [17].
Объединить Египет под своей властью гиксосы по-настоящему так и не смогли. Над Фивами и соседними областями царствовали египетские цари. С XVII династии начинается упорная борьба за изгнание гиксосов, XV династия была гиксосской.
Влияние солнечной активности на зарождение двух цивилизаций: итоги
Корректировка концепции пассионарных толчков Гумилева с середины II тысячелетия до н.э. и до рождества Христова.
Третий солнечный пассионарный толчок на графике Эдди около 1700 г до н.э. занимает первое место в классификации Гумилева. Вот как описывает его Гумилев [3]:
«I. (XVIII в. до н.э.) 1. Египтяне 2 (Верхний Египет). Крушение Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство. Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Осириса. Прекращение строительства пирамид. Агрессия в Нубию и Азию. 2. Гиксосы (Иордания. Сев. Аравия). 3. Хетты (Вост. Анатолия). Образование хеттов из нескольких хаттохурритских племен. Возвышение Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона».
В этом кратком описании выпукло проявляются все те трудности описания пассионарных процессов, которые характерны для всей концепции Гумилева, но которые ждут и любого другого исследователя. По существу, в этот период закончилась эпоха изолированного существования двух регионов, из которых произошла современная цивилизация. Египет был завоеван союзом гиксосов, а Вавилон был сокрушен новым для него врагом – индоевропейскими племенами хеттов.
В такой ситуации Гумилев не заметил пассионарного толчка Среднего царства в Египте, а заметил лишь крушение Древнего царства. Более того, он вообще не заметил пассионарного толчка Старо-Вавилонского царства, а обратил лишь внимание на хеттов, которые пресекли этот толчок в Вавилонии.
Образно говоря, мировая история данного региона после XVIII в. до н.э. перешла из задачи с двумя неизвестными к задаче со многими неизвестными.