Выпустив философски насыщенный (и при этом коммерчески успешный!) альбом «Close to the Edge», Yes пошли дальше. И удивили слушателей четырьмя 20-минутными композициями, каждая из которых занимает сторону винила.
Погружаясь в эзотерический мистицизм, вокалист Джон Андерсон, гитарист Стив Хау, басист Крис Сквайр, клавишник Рик Уэйкман и новый барабанщик Алан Уайт создали более грандиозную и амбициозную запись, чем всё, что они делали раньше.
Толчком для «Историй топографических океанов» послужила книга «Автобиография йога» Парамахансы Йогананды, которую барабанщик King Crimson Джейми Мьюир подарил Джону Андерсону. Музыканты задумались об идее медитации, выраженной через музыку.
Работая допоздна во время тура, Андерсон и Стив Хау собирали воедино идеи, основанные на четырёх шастрических индуистских писаниях. «Шастры были настолько позитивны по своему характеру, что я мог тут же визуализировать четыре взаимосвязанных музыкальных произведения, построенных вокруг них», — объяснял Андерсон.
Вступительная 20-минутная эпопея увлекает — история творчества, рассказанная через призму прогрессивного рока, полная захватывающих поворотов:
Андерсон планировал записывать альбом в сельской местности, наедине с природой. Однако продюсер Эдди Оффорд убедил его согласиться на лондонскую студию. Чтобы настроиться на деревенский образ жизни, Андерсон заполнил помещение картонными фигурками сельскохозяйственных животных и даже установил синтезаторы Уэйкмана на тюки сена.
«Я был единственным клавишником, которому приходилось отдавать свою клавиатуру в ремонт из-за того, что в ней завелись жучки. Это было невероятно!» Рик Уэйкман
Вторая сторона «Tales From Topographic Oceans» продемонстрировала то, что Стив Хоу назвал «гораздо более лёгкой, фолковой стороной Yes». Пасторальные мелодии «The Remembering (High The Memory)» расцветают, словно цветы, среди воздушных звуковых ландшафтов:
Третью сторону альбома Хау описал как «электронный беспредел, переходящий в акустическую простоту»:
Эмоциональные гитарные партии можно услышать в заключительной композиции «Ritual (Nous Sommes Du Soleil)». Виртуоз переходит от чудесной звуковой картины к безумным мазкам в галопирующем темпе, постепенно возвращая слушателей в медитативный круговорот:
Выпущенный 7 декабря 1973 года, «Tales From Topographic Oceans» сразу занял первое место в Великобритании и был продан тиражом более 500 тысяч копий в США, где достиг шестого места. Правда, на его репутации сказался тот факт, что Рик Уэйкман покинул группу вскоре после его выпуска.
Зато Стив Хау по-прежнему гордился тем, чего добилась группа в «Океанах»: «У нас было так много пространства на альбоме, что мы могли исследовать любые территории, что было для нас чрезвычайно хорошо».
Изобилующие музыкальными идеями и спиритуалистическими размышлениями «Tales From Topographic Oceans» воплотили идею прогрессивного рока в его самом авантюрном и амбициозном проявлении. Захватывающее звуковое путешествие!
Спасибо за внимание!