Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Братья" "Пионера"

Мы смотрим гражданские суда «одевшие шинель» в годы войны. Парадокс заключается в том, что ходили они лучше военных, на своих минах не гибли. Но… Они имели слишком слабое зенитное вооружение, и гибли в основном от авиации противника. Смотрим «братьев» шхуны «Пионер», которая совсем не шхуна, а, вполне полноценный транспорт.

«Земляк» когда-то строил мой прадед (он был клепальщиком на Морзаводе) Этот корабль оказался более удачливым, чем «Пионер», он тоже был мобилизован в первые дни войны. Он получил вооружение: 2х1 76,2-мм орудия, 1х1 45-мм орудие, 2х1 7,62-мм пулемета, тралы, 120 мин. Во время Великой Отечественной войны неоднократно доставлял воинские грузы в Одессу, ставил мины (там же). Обеспечивал эвакуацию гарнизонов из Одессы, Очакова, Евпатории, Феодосии. Ходил в осажденный Севастополь, доставлял грузы Крымфронта в Камыш-Бурун.

-2
-3

С 1943 г. тральщик получил новое вооружение: остались 2–76,2-мм, 2–45-мм 21К, к ним добавились: 1–20-мм пушки, 2–7,62-мм пулемета Тралы: 1 — МТШ, 1 — МЗТ. Тральщик мог принимать на борт 120 мин. В феврале 1943 г. тральщик участвовал в десантной операции в Станичку, доставлял грузы десанту. 1944 год тральщик Т-482 (бортовой номер 32) встретил в строю, в составе 3-го дивизиона тральщиков в составе "Пионер", "Земляк", "Судком" (ремонт), "Райкомвод", "Доротея".

Возвращен в гражданский флот. С 1954 года получил новые двигатели (ДР30/50). Трудился до 1966года.

«Тракторист» был заложен 10.06.1927 г. на Севморзаводе, спущен на воду 29.11.1928 г., сдан 15.05.1930 г. под названием "Батрак". Грузовой теплоход АГМП НКМФ в составе Азовского пароходства доставлял зерно на внешний рейд для перегрузки на океанские суда. С 29.10.1939 г. по 23.11.1940 г. призывался для прохождения тральной подготовки.

-4

Был мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 29.06.1941 г. зачислен в состав Черноморского флота.

Имел бортовой номер №33. Входил в состав 3-го дивизиона тральщиков ОВР Главной базы (Севастополя). В связи с непригодностью к использованию в качестве тральщика 15.05.1942 г. он исключен из списков ВМФ.

В составе военизированных судов Черноморского бассейна осуществлял воинские перевозки в Керченском проливе, между портами Кавказа, на Малую землю. Принимал участие в эвакуации раненых бойцов Крымфронта из Камыш-Буруна.

В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года от причалов Геленджика и Туапсе один за другим отходили боевые корабли Черноморского флота и брали курс на Новороссийск. Начиналась одна из прославленных десантных операций Великой Отечественной войны, изумившая весь мир беспримерным мужеством и стойкостью защитников Малой земли. Отряд транспортов основного десанта состоял из тральщиков "Райкомвод", "Земляк" и "Тракторист". В феврале 1943 г. в течение двух недель доставлял на Мысхако войска, артиллерию, боеприпасы. За мужество и стойкость экипажу судна вручен на вечное хранение вымпел Наркома морского флота СССР.

Как указывает «Хроника»: «Безрезультатными оказались 21, 23, 26 и 27 апреля атаки вражеской авиации, торпедных катеров и подводных лодок против конвоев, состоявших из тральщиков "Земляк", "Тракторист", "Хоста" и транспорта "Тракторист", с охранением из СКР "Шквал". БТЩ "Трал". "Якорь", "Гарпун", СКА № 019, № 082 и № 098».

Рейдовые шхуны, перевозившие в мирные годы зерно из мелководных портов Азовского моря, после переоборудования оказались хорошими десантными судами. У трех шхун этого типа удалили носовую часть до первой поперечной переборки, встроили в нее широкую водонепроницаемую дверь, а снаружи установили металлические сходни. В 1947 году возвращен гражданскому флоту, с 1954 года получил новые двигатели (ДР30/50). Дата разделки на металл неизвестна.

«Судком» грузовой теплоход Азовского пароходства. Был заложен 15.01.1929 г. на Севморзаводе, спущен на воду 06.11.1929 г., сдан 07.10.1930 г. под названием "Судком". В составе Азовского пароходства перевозил зерно на внешний рейд для перегрузки на океанские суда.

Был мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 24.06.1941 г. зачислен в состав Черноморского флота. Получил №505. Вооружение: 2–76,2-мм, 3–45-мм 21К. С 1943г . вооружение 5–45-мм 21К, 1–20-мм, 3–12,7-мм. Выполнял траление, постановку минных заграждений, осуществлял воинские перевозки в Одессу, Севастополь, Керчь, Камыш-Бурун и порты Кавказа. В 1944 году имел бортовой номер №35. Входил в состав 3-го дивизиона тральщиков. 23.09.1944 г. частично разоружен и переформирован в транспорт. В 1944-м частично разоружен: с октября 1944 г. вооружение: 3–45-мм 21К, 1–20-мм; 2–12,7-мм пулемета.

В 1947 году передан в гражданский флот (Азовское морское пароходство / Азовское морское пароходство ММФ СССР / Углерудовозное управление ЧМП ММФ СССР / Азовское управление ЧМП ММФ СССР / Азовское районное управление ЧГМП ММФ СССР / Азовское районное управление ЧГМП ММРФ СССР / Азовское государственное морское пароходство ММФ СССР / Азовское государственное морское пароходство НКМФ СССР / Азовское управление морского флота НКВТ СССР / Азовская контора Совторгфлота НКПС СССР). С 1954 года получил новые двигатели (ДР30/50) и новое имя «А.Гайдар».

Вспомогательный тральщик "Т-506" ("Местком") имел то же происхождение. Он тоже был «севастопольцем». Бывший грузовой теплоход Азовского пароходства. Был заложен 31.10. 1929 г. на Севморзаводе, спущен на воду 26.02.1930 г., сдан 12.10.1930 г. под названием "Местком". С 29.10.1939 г. по 23.11.1940 г. призывался для прохождения тральной подготовки. Был мобилизован 22.06.1941 г., переоборудован в тральщик и 29.06.1941 г. зачислен в состав Черноморского флота. Вооружение: 3х1 45-мм орудия, 2х1 12,7-мм пулемета, 1х1 7,62-мм пулемет, тралы, 120 мин.

-5

В связи с непригодностью к использованию в качестве тральщика 15.05.1942 г. он был исключен из списков ВМФ. Причина проста: вышел из строя МАНовский дизель, а, запчастей не было. До октября 1942 г. использовался в качестве несамоходного лихтера, а затем - в качестве военного транспорта.

Среди «севастопольцев» погиб только один .

Тральщик "Т-504" ("Работник") 05.11.1941 г. при переходе из Балаклавы в Туапсе с грузом с грузом запчастей, авиамоторами ГАМ-34, испытательным стендом и полуторками мастерской Охраны водного района Главной базы и 80 членами семей комсостава, в 16 ч. 24 м. на расстоянии 6 миль по пеленгу 168° от Ай-Тодорского маяка корабль был торпедирован и потоплен авиацией противника. Груз погиб полностью, часть людей удалось спасти.

Экспедиция Минобороны России обнаружила Тральщик Т-504 "Работник", потопленный авиацией противника 5 ноября 1941 года.

В период с 17 по 27 июля 2015 года гидрографическое судно Черноморского флота ГС-86 со специальным оборудованием и экспедицией на борту работала в районах гибели в годы Великой Отечественной войны подводных лодок, кораблей и судов различного класса и предназначения. "В первый день поисковых работ в акватории черного моря экспедиция Минобороны России обнаружила Тральщик Т-504 "Работник", потопленный авиацией противника 5 ноября 1941 года", — сказал А.Л.Таранов. Андрей Леонидович, человек очень интересный, и и услышать подробности от него было достаточно любопытно.

Вот только причина гибели не очень понятна. Вроде бы как его торпедировали, но в отчете немецкого авиакорпуса четко сказано, что транспорт был потоплен бомбардировщиками. Обследование обломков ничего не дает: надстройки были деревянными.

Ладно, смотрим «одесситов»?