И снова здравствуйте, уважаемые друзья! Итак, на этот раз мы с вами оказываемся у Таврического дворца, на углу Тверской и Таврической улиц. Да, тот самый известный Дом с башней, в котором арендовал квартиру известный поэт-символист Вячеслав Иванович Иванов. Но лично меня больше всего интересует история здания и убранство квартиры владельца, в которой мы сегодня побываем. Прошу любить и жаловать! Перво-наперво, сначала мы осматриваем убранство фасада.
В угловой части комплекса расположен шестиэтажный цилиндр, схожий с башней Донжон. По краям от донжона отходят пятиэтажные корпуса.
В цилиндрической башне располагаются гостиные округлой формы.
Фасад первого этажа рустованный и декорирован штукатуркой, напоминающей грубый камень.
Вне сомнений, что когда-то на первом этаже располагались торговые помещения.
Сегодня главное торговое помещение заброшено, а его оконные проёмы заглушены. Очень жаль.
В здании расположено три парадных входа: два с Таврической улицы и один с Тверской. Этот вход ведёт в главную квартиру дома. Позже мы обязательно заглянем сюда.
Единственная проездная арка, ведущая во внутренний двор, расположена также со стороны Таврической улицы.
Так выглядит парадный вход со стороны улицы Тверской.
Донжон со второго по четвёртый этажи опоясан балконами.
Полуциркульный оконный проём второго этажа. Старые стёкла, вряд ли дореволюционные. Вполне возможно, что они послевоенные. Балконные ограждения как предмет искусства. Тонкие, ажурные, кованные. Потрясающие!
Фасад второго и третьего этажей так же рустованы гладкой штукатуркой.
Полуциркульные оконные проёмы третьего этажа сверху оформлены широкими наличниками-бровками, над которыми расположено множество округлых плавающих листьев кувшинок.
Фасад четвёртого и пятого этажей объединены парными каннелированными ионическими псевдоколоннами-пилястрами.
Оконные проёмы донжона на уровне 4-го этажа сверху декорированы прямыми сандриками и картушами с пустыми ионами внутри.
Оконные проёмы пятого этажа зажаты между пилястрами.
Сверху над ними расположены то ли бутоны цветов, то ли полуразвёрнутые свитки - картуши.
К сожалению, декор шестого этажа находится в плачевном состоянии. Видно, что в некоем состоянии ремонта.
Обратите внимание на кирпичную кладку вокруг окон.
Донжон увенчан уже современной башенкой.
Башенка в первоначальном, не воплотившемся чертеже.
Вид на башенку из 1985-го года.
Какой красавец! Не находите?
Убранство угловой части мы осмотрели, теперь кратко изучим декор боковых корпусов.
И всё-таки убранство фасада больше довлеет к модернизированной эклектике.
Модерновые орнаменты здесь соседствуют с классическим декором.
Раннеутренний вижуал!
Парадные входы оформлены порталами. Здесь гладкие круглые ионические полуколонны поддерживают мощный сандрик, оформленный триглифами и гуттами. Сюжет летний. Оригинальные дверные заполнения в виде двустворчатых дверей.
В их верхней части расположились фацетированные вставки, скорее всего из хрусталя.
Пространство по краям от фрамуги с фацетом занято ветвями, листья которых я не смог опознать. Немного похоже на каштан или даже ольхи.
На крыльце у входа в главную парадную сохранились два декроттуара для очистки обуви.
Как же удивительно, что даже оригинальные, т.е. дореволюционные дверные ручки сохранились.
Проёмы окон второго этажа украшены сверху замковыми камнями.
Из фасадов обоих лицевых корпусов выделено четыре трёхэтажных, с третьего по пятый этажи, эркеров.
По бокам от эркерного окна третьего этажа восседают драконы, держащие в лапах щиты с цветочными орнаментами.
Один из драконов ближе.
Перейдём к осмотру фасада третьего этажа.
Здесь над окнами арочного типа разместились бровки-наличники, а под ними - широкие гладкие подоконники.
Флоральные мотивы над окнами третьего этажа ближе.
Осталось обратить внимание на убранство 4-го и 5-го этажей.
Часть простенков между последними этажами занято штукатуркой, решённой под грубый камень.
Балконов на фасаде большое количество.
Из центральной части лицевого корпуса по Таврической улице выделен ризалит. На уровне 4-го и 5-го этажей простенки заняты 9-ю пилястрами. Над окнами предпоследнего 4-го этажа помещены прямые сандрики на консолях с картушами внутри.
Под массивными карнизом на расстоянии полутора - двух метров друг от друга в лавровых венках покоятся картуши.
Какое здоровское украшение фасада. Трёхэтажные эркеры сверху увенчаны небольшими башенками.
Скорее всего окна башенок когда-то принадлежали чердачным помещениями, а теперь, вероятнее всего, они являются частью квартир.
Изысканная красота. Дьявол кроется в мелочах.
Роскошный фасад, убранство. Архитектор и его художники, если таковые были, отлично постарались при проектировании здания.
Фото с видом на бывший доходный дом Ивана Ивановича Дернова, сделанная в 1978 году. Осмотрев здание снаружи, предлагаю изучить историю участка, на котором оно (здание), было построено.
На плане, датированном 1753 годом в интересующем нас месте располагались светлицы (слобода) Конной Лейбгвардии.
Спустя 45 лет, на Сенатском плане Санкт-Петербурга 1798 года участок был пустопорожним, вообще без каких-либо построек на нём.
В 1809 году владельцем участка представлен Иван Фёдорович Янкович-де-Мириево. Он скончается в 1811 году.
Вероятнее всего, указанный в 1822 году действительный статский советник Янкович-де-Мириево являлся сыном Ивана Фёдоровича.
Через два года, в 1824-ом, то ли владельцем, то ли проживающим здесь записан коллежский советник Михайло Алексеевич Карцов.
В справочнике на 1836 год очередной домовладелец - перчаточный мастер Энгельгард.
В 1844 году всё тот же Энгельгардт владеет исследуемым нами местом.
Через 5 лет, в 1849 году участок перейдёт в собственность купца Ивана Васильевича Лукина
Выдержка из справочника за 1849 год.
В справочнике 1854-го года Иван Васильевич записан купцом 2-ой гильдии, проживающим в собственном доме на Невском проспекте.
Следующим владельцем представлен полковник Пётр Осипович Шумлянский.
Всё в том же 1854 году Пётр Осипович служит в звании подполковника, старшим адъютантом при дежурном генерале. Проживает в Литейной части в доме вдовы генерала-майора Веригиной на Моховой улице.
На участке Шумлянского расположены следующие постройки. Чертёж подписан 1858 годом.
Однако в следующих справочниках домовладелицей, вплоть до 1875 года, представлена Лукина Ольга Антоновна ,проживающая в собственном доме на Тверской улице, в доме 1 и даже в квартире под номером 9.
Ольга Антоновна являлась супругой Ивана Васильевича Лукина, умершего в конце 1850-х - начале 1860-х годов. Ольга Антоновна скончается в 1891 году в возрасте 67-ми лет.
В 1888 году очередной домовладелицей упоминается вдова архитектора Аркадия Павловича Шестакова, Ольга Викторовна. В девичестве она носила фамилию Лукина. Внучка купца Ивана Васильевича.
Аркадий Павлович Шестаков скончается в 1888 году.
Главный дом на участке показан каменным двухэтажным.
Ольга Викторовна будет указана домовладелицей вплоть до 1897 года. В 1893 году она проживает на Тверской улице, в доме под номером 8.
С 1897-го года и до 1902-го участок находится в собственности дочери действительного статского советника Марии Дмитриевне Грязевой.
В старом доме Мария Дмитриевна содержала паровую механическую прачешную.
Заголовок одного из чертежей.
В 1903 году участок приобретёт купец 1-1 гильдии Иван Иванович Дернов.
Портрет Ивана Ивановича Дернова. Он скончается в 1905 году. Успел ли он застать свой вновь построенный дом и жил ли он в нём - неизвестно.
В период с 03-го по 10-е марта 1903 года в Санкт-Петербургскую городскую управу будет подано ходатайство о постройке каменного 4-х этажного здания. Подпись на проекте архитектора Михаила Васильевича Миланова.
Правда на представленном чертеже спроектированный дом пятиэтажный, с круглой башней. Вид с Тверской улицы.
Вид на здание со стороны улицы Таврической.
В феврале 1906-го года в ту же управу будет подано ходатайство о перестройке дома. Владельцем указывается Дернов, вероятно брат Николай Иванович или кто-то из старших сыновей самого Ивана Ивановича.
Автор нынешнего проекта, воплощённого в жизнь - архитектор Михаил Николаевич Кондратьев.
Архитектор Кондратьев крайний на снимке в нижнем ряду по левую руку.
Купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин Иван Иванович Дернов был владельцем усадьбы «Елизаветино» и прилегающих участков, которые он с 1902 года продавал петербургским дачникам. И.И. Дернов имел большую семью - десять детей. Помимо сиверских земель ему принадлежали обширные участки в Озерках, Коломягах, Удельной, Лигове и других местах. После его смерти в 1905 году владельцем усадьбы «Елизаветино» стал его брат Николай Иванович Дернов. Вплоть до самой революции активно продающий земли в Сиверской. Созданный дачный посёлок ещё долгое время даже на картах назывался Дерновским.
Семейство Дерновых расстанется с домом в 1907-ом году. Домовладельцем в этом году представлен Василий Васильевич Змеев.
Василий Васильевич - потомственный почётный гражданин, проживающий в Фуражном переулке, здесь же на Песках.
С 1912-го года и до самой революции владелицами представлены дочь Ивана Ивановича Дернова - Елизавета, сестра Ивана Ивановича Мария. А вот Ольгу и Серафиму идентифицировать не получилось.
В 1917-м году жена полковника Елизавета Ивановна - последняя владелица нашего дома.
Портрет Александра Дмитриевича Далматова.
Роскошнейший дом с не менее интересной историей. ура, пришла пора идти осматривать парадные.
Но сначала заглянем во внутренний двор.
Вид на двор-колодец.
Эти окна освещают роскошнейшую парадную лестницу.
Днём не рассмотреть витражи, прячущиеся во мраке вестибюля.
Но в будние дни, начиная с 07 утра можно насладиться красотой наборных паечных витражей.
Это конечно удивительное явление.
Дневной лук.
Утренний, со светящимися проёмами.
Сначала осмотрим главную парадную. Заходим!
Лично меня удивил косметический ремонт.
Оригинальный деревянный тамбур.
Вестибюль двухуровневый, разделённый друг от друга тремя ступенями.
В стеновых панелях устроены массивные горельефные вставки.
Интересно, что за сюжеты.
Категорически интересно!
А эти фото сделаны в 2014 году.
Эх, где же ты, мой волшебный 2014-й год.
Кадр 2015-го года. Двери-то какие, правда?
Вот они ближе. Когда-то в заглушенных филёнках были устроены витражи. Часть из них сохранилась в верхней части дверных полотен.
Модерниссимо в лучшем его виде.
В проёмах витражи с тюльпанами, а над нишей прячется маскарон.
Знакомьтесь, парадная лестница!
Перильное ограждение украшено бараньими головами - атрибутами бога торговли Гермеса.
Лестница мраморная!
Лестничные ограждения кованные.
Кованные цветочные украшения чередуются с буквой "Д". Удивительная красота.
Вид на парадный вестибюль снизу вверх!
Знакомые нам витражи. Кто бы мог подумать, что в доме может прятаться красотища в таком объёме и по содержанию!
Павлин, которого мы видели на одном из утренних снимков.
Общий вид на вестибюль с межэтажной площадки.
Богатый потолочный декор
В стеновых нишах, друг против друга ,скорее всего были установлены скульптуры почитаемого среди купцов бога.
Кадр на вестибюль с противоположной стороны.
На верхней этажной площадке на пьедестале установлены скульптуры трёх граций.
Изящество!
Вид на полуциркульные проёмы с витражами.
Три грации.
Предполагаю, что знатоки смогут расшифровать
Изображение с текстом ближе.
Надписи с другой стороны пьедестала.
Напишите в комментариях, если сможете перевести.
Отражение в зеркалах.
Первая гостиная детского сада. Это игровая комната. Представляете?
Потолочные живопись и декор.
Сад, в который хотели бы ходить все взрослые.
Напротив окон, выходящих на Таврическую улицу устроен двухъярусный камин. Обратите внимание на круглые колонны и занавес, закрывающий стенку, разделяющую огромную гостиную на две части.
Уникальное место.
В гостиной много света благодаря большим окнам и зеркалам.
Полукруглые переходы от стен к потолку (падуги) объединены в углах живописными картушами.
Сюжетами служат флоральные мотивы.
Или как здесь, дорога идущая между пальмами и кипарисами.
Направляемся в следующую часть этой некогда большой гостиной.
Воспользуемся коридором.
А вот и та, отделённая советской стенкой часть гостиной комнаты.
Окна так же выходят на Таврическую улицу.
Спасибо за детский сад в этой квартире.
Хранение вещей. Детский сад находится на каникулах.
Множество стеновых панелей и заглушенный анфиладный проход.
Потолочный декор.
Идём осматривать следующие помещения.
Узкий коридор и двери. Открытая дверь ведут в круглую комнату.
Помещение используется работниками детского сада, в том числе здесь работает заведующая.
Когда-то печь отапливала это помещение.
Изразцы с позолотой?
Комната в объективе "Рыбий глаз".
Плафон живописный вкупе с лепным декором.
Глаза радуются и даже немного устают от лобзания всего встречающегося на пути.
Ну и на закуску - кухня, с сохранившимся керамическим фартуком по всему периметру помещения. Интересно, настенная керамика дореволюционная?
По карнизу над оригинальным оконным заполнением можно сделать вывод, что помещение может быть так же разделённым в советское время.
ФФФух! Покинув это царство красоты и эстетики, нужно отсидеться, прийти в себя и идти осмотреть хотя бы ещё одну парадную.
Например эту, на стороне Тверской улицы.
В эту парадную вы сможете совершенно свободно попасть, так как здесь располагается некий образовательный центр подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Не стесняйтесь и проходите внутрь. Я снимал эту часть поста в субботу и за стойкой охранника не было, как и следов его присутствия вообще.
Потолок кессонированный.
И вид на него сверху вниз. Роскошь!
Уже знакомые нам горельефы.
Правда с другими сюжетами.
И в лучшей сохранности.
Друзья, пришло время заканчивать знакомство с этим произведением искусства.
Летний лук! Надеюсь вам как всегда понравился пост!
Конечно же этот дом известен под название "Башня Иванова", но я не стану описывать то, что вы точно сможете самостоятельно обнаружить в сети Интернет!
И ещё, мои дорогие друзья! Вдруг вы пожелаете помочь моему каналу финансово, то можете прислать любую удобную для вас сумму на одну из моих карт банков. Если у вас нет такой возможности, то просто поставьте лайк и подпишитесь на мой канал!
До новой встречи, Друзья!