Найти тему
Короче, юикс

Бизнес VS дизайн: кто кого?

Оглавление

Книга #5. Илья Сидоренко «Дизайнер интерфейсов»

Еще одна книга про UX от современника и соотечественника в одном лице – Ильи Сидоренко, у которого получилось написать книгу-мотиватор. Но в отличие от типичных изданий подобного жанра, советующих нам улыбаться новому дню и визуализировать успех, автор рассказывает о своем становлении в профессии, достигнутом благодря собственному труду. А не мантрам. Ну знаете, без вот этих вот, говори себе каждое утро в зеркало, что ты молодец и все получится.

Мотай вниз, если лень читать – там краткий вердикт.

«Дизайнер интерфейсов» – это честный рассказ автора, где каждый прыжок в карьере подкреплен реально совершенным действием. По сути это автобиография Ильи Сидоренко, его рассказ об ошибках и провалах, успехах и взлетах. Много ли вы знаете автобиографий дизайнеров интерфейсов? Вот хотя бы поэтому стоит прочитать эту книгу.

Как бизнес «ломает» дизайнеров

Законов композиции или лайфхаков по работе в Figma вы здесь не найдете. Эта книга об умении принимать правильные решения и не останавливаться в саморазвитии. Если вы решили построить карьеру в сфере продуктового дизайна, то эта книга – спойлер того, что вас ждет в следующей серии, если вы вступили на этот путь. Не знаю, поможет ли это кому-то сократить дорогу к успеху, но подсказать, где подстелить соломку – точно.

Когда я читал эту книгу, то постоянно ловил себя на мысли: черт, почему я раньше её не открыл? Иногда было обидно, поскольку некоторые вещи, до которых я доходил месяцами и годами, были уже изложены тут.

Ну, например. Первая и самая важная вещь, которая ломала многих начинающих дизайнеров на старте профессиональной карьеры: интересы бизнеса, дизайнеров и пользователей не совпадают. Как это бывает: дизайнер насмотрелся картинок с Behance и нарисовал красивое приложение. Но в итоге пользователи не смогли разобраться, куда кликать, а владельцы бизнеса расстроены: рентабельность проекта никакущая – придется его схлонуть.

Да, это первый удар под дых – красивые картинки из интернета остаются просто красивыми картинками из интернета, а реально работающие интерфейсы создаются в муках и регулярно апгрейдятся. И да, они не всегда такие, какие мы видим их в своей голове. Но собственно, когда профессиональное сообщество столкнулось с проблемой этого недопонимания, тогда и зародился ux, в котором все три вершины треугольника стали подстраиваться друг под друга. Но больше всех, конечно, пришлось прогибаться дизайнерам. Ловите еще и хук справа.

-2

И сколько подобных ударов будет у каждого дизайнера в карьере неизвестно. Но то, что они будут – факт. Можете попробовать посчитать во время чтения, сколько подобных ситуаций было у Ильи. Да, несовершенство мира превращает нас в шарик для пинг-понга, который скачет между двух ракеток – ожиданием и реальностью. И наша с вами задача не слететь с теннисного стола.

Продуктовый дизайнер – не совсем дизайнер

Увы, но дизайн – это не про красоту. Дизайн – это про удобство. Стив Джобс сказал: «Дизайн – это не то как вещь выглядит, а то как она работает». И это нужно принять. И действовать. У бизнеса есть задачи, у пользователей – боль. А у вас есть работа – найти точки соприкосновения этих двух направлений.

Безусловно, уникальность профессии продуктового дизайнера заключается в том, что эта деятельность совмещает в себе сразу несколько направлений, знаний из разных сфер и отдельно взятых навыков. Мы уже с вами поняли: пользователи будут вести себя так, как они захотят, а задачи бизнеса вполне конкретны и понятны. И между этими молотом и наковальней остаются продуктовые дизайнеры. Они изучают рынок, просматривают аналоги, составляют CJM, создают фреймворки, ищут визуальный стиль, проектируют макеты, анимируют прототипы, рисуют кнопки и плашечки… Но это не нагнетание, а скорее расширение границ представления о том, кто такой дизайнер и чем он занимается на самом деле.

-3
НеСлучайная цитата: «Продуктовый дизайнер – не совсем дизайнер. Он может неделями не открывать графический редактор и не сделать ни одного макета за месяц. При этом его не уволят, потому что у него другие задачи: он работает в продуктовой компании (не студии), где глубже погружается в цели и задачи бизнеса, изучает целевую аудиторию, регулярно общается не только с разработчиками, но и с руководством, а также с отделами маркетинга, продаж и техподдержки; он берет на себя больше ответсвенности, отстаивает свои идеи и предлагает решения, так как отвечает за ключевое направление компании».

Обладать всеми навыками перечисленными выше необходимо. Мне, кстати, именно поэтому нравится направление ux-дизайна. Широкий кругозор и безграничные компетенции – эти два качества помогают решать нетривиальные задачи и находить новые решения не только в работе.

О том, из чего строится весь дизайн-процесс, Илья рассказывает во второй части книги. Да, это скорее галопом по Европам, нежели глубокий разбор, но этого скелета достаточно, чтобы в будущем нарастить на него мясо вашего собственного опыта.

Прав тот, кто платит деньги

Как вы поняли, один из основных лейтмотивов книги – понимание приоритета задач бизнеса. Именно с оглядкой на этот аспект создается и функционирует большинство успешных сервисов. Наличие случайных решений в таких продуктах сводят к минимуму. За счет чего это достигается? Конечно, за счет упорной работы... и понимания бизнес-процессов, исследования аудитории и конкурентов. Вот, например, как происходит работа над главной страницей сервиса такси:

НеСлучайная цитата: «У нас есть два типа пользователей: пассажир и водитель. Для обеих ролей нужна отдельная страница, так как привлекать их будут по разным каналам. Кому в этом случае отдать главную страницу? А может быть, стоит сделать одну разводящую? Почти все компании со схожей механикой отводят главную страницу под тех пользователей, которые платят деньги. У Airbnb главная предназначена для путешественников, а страница владельцев жилья спрятана в меню (деньги сервису платят постояльцы)».

Главное, не останавливаться

Проживая свой опыт, подглядывайте в книгу Ильи Сидоренко. Здесь вы найдете подсказки и полезные наставления, на каком бы жизненном этапе вы не находились: создаете портфолио или решаете работать в старт-апе, ищите работу или уже презентуете проект коллегам, решаете повысить свой авторитет в компании или знакомитесь с командой разработки на новом месте. Даже если вы не знаете, как повысить свой доход, даже если у вас проблемы со сном или вы не умеете вести деловую переписку – в книге найдется дельный советец и по этим вопросам.

В общем, эта книга должна стать для вас (новичков и уже опытных дизайнеров) не просто стопкой страниц с буквами, а надежным товарищем, с которым можно посоветоваться (это, если что, метафора))).

-4

Особой находкой в этой книге для меня стала последняя глава – приложение. (Вот это поворот!) В нем автор собрал список литературы, которая повлияла на него. Здесь собраны как книги по дизайну, так и книги из других сфер, способные изменить ваше мышление и вдохновить на новые и важные решения. А гибкость ума и умение смотреть на вещи более широким взглядом дизайнеру, и не только продуктовому, пригодятся как никому другому. Сам Илья человек начитанный, он успешно участвовал в челлендже «100 книг за год»! Как это возможно – я не знаю. Если вы в таком же ступоре от этого факта как я, то можете попробовать, например, прочитать за год весь список от Ильи Сидоренко. Там порядка 40 книг – осилите?

Если лень читать обзор:

книга о личном опыте и карьере от дизайнера до арт-директора, о том как строятся дизайн-процессы в продуктовых командах, кто такой продуктовый дизайнер, почему задачи бизнеса в развитии продукта являются основополагающими, о том как развивать себя, принимать правильные решения в своей карьере и не терять вдохновения и силы.

Доступность языка: 9/10
Актуальность: 8/10
Глубина погружения: 6/10
Словарь терминов: нет