Некоторые иллюстрации к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова мы уже рассматривали: Жана Лурьё (Jean Lorieux), Юрия Смирнова, Елены Мартынюк.
Сегодня предлагаю рассмотреть офорты Виктора Ефименко. Но для начала напомню, что такое офорты.
Офорты
Это разновидность печатной графики, гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати.
Это печать, при которой углубления рисунка заполняются краской, а затем под сильным давлением пресса изображение переходит на бумагу. Для офорта требуется металлическая пластина (медь, цинк, латунь и др.) в зависимости от силы травящего раствора. Пластина обрезается до нужного формата и полируется до состояния зеркала.
Эти небольшие пояснения были необходимы, потому что иногда неискушенные ценители принимают офорты за рисунок чёрной гелевой ручкой.
64 офорта к роману
Виктор Ефименко родился 10 февраля 1933 года в Херсоне. А умер в 1994 году.
Так вот почти 15 лет своей жизни художник посвятил созданию прекрасных иллюстраций к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Называют разные года, но работы велись примерно с 1978 по 1992 год. Почти сопоставимо со временем, что Булгаков работал над романом (12 лет). Известно 64 офорта, но есть мнение, что их могло быть и больше.
Интересно, что для работ по роману Ефименко выбрал такую сложную технику. Ведь он работал и с акварелью, создавал графические иллюстрации.
В. Кудлач высказал версию о том, что прототипом образа мастера в иллюстрациях послужил ученик Ефименко – Владимир Сакалюк. Также отмечают сходство и самого автора с мастером.
В 2007 году сын художника, Владимир Ефименко, издал альбом с репродукциями офортов. Купить его сейчас можно только с рук, и то только при большом везении. Так что приходится довольствоваться цифровыми репродукциями (что, как вы понимаете, совершенно не то).
Кстати, художник долгое время жил и работал в Париже. Достаточно большое количество его картин обитают не только в музеях, но и в частных коллекциях Франции, Нидерландов, Великобритании , Украины, России.
Насладимся?
Два героя
«Я – часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо»
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Бродячий проповедник
«Правду говорить легко и приятно»
Триумф Вар-Равана
(из триптиха «Триумф Вар-Равана»)
Разбойник и убийца Вар-Раван прочно восседает на плечах двух безликих функционеров. Левый одет в облачение, какое носил первосвященник Каифа. Правый в современном костюме.
Голова Берлиоза
(Из диптиха «Седьмое доказательство бытия Божия»)
Нечистая сила
(Из диптиха «Седьмое доказательство бытия»)
Диалог профессора и поэта
(Крест и шпага)
Сеанс черной магии
(Из триптиха «Черная магия и ее разоблачение»)
Явление Маргариты
(Отражение в стекле)
Маргарита
Свежесть бывает только первой
Сожжение рукописи
Человечество увидит сквозь магический кристалл незамутненную воду реки жизни
(на самом деле в романе это звучит так: «Мы увидим чистую реку воды жизни… Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл…»)
Ай да горничная у иностранца! Тьфу ты, пакость какая!
(Гелла, кстати, рисовалась с Аллы Пугачевой)
Невидима и свободна!
Все 64 офорта разместить в рамках одной статьи затруднительно, поэтому я выбрала наиболее интересные, на мой скромной взгляд. Хотя выбор чрезвычайно труден. Ознакомиться со всеми офортами можно в моём тг канале "По ту сторону волшебства". Там я делюсь с вами не только иллюстрациями и ссылками на статьи, но и своими мыслями. А также это самый простой способ быстро со мной связаться. Буду рада вашей подписке.
Ваша Есипова Оксана | Для вас мой мистический детектив "Опасная связь" и другие книги на Литрес | ❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️