Найти тему
МИР (Море История Россия)

Сколько стоит опыт, или зачем в ХХ веке нужны были парусники?

Да. К большому сожалению, мы потеряли большое количество своих кораблей на минах. Ладно бы на чужих, но очень много БОЕВЫХ потерь на СВОИХ минах. Почему? Всему виной ее величество НАВИГАЦИЯ. Несмотря на то, что за рубежом судоводитель, это, как правило среднее образование (не высшее), этому искусству нужно учиться, и божество навигации требует своего рода поклонения. Этому божеству поклоняются точностью и аккуратностью.

Не, я конечно все понимаю, люди привыкли к тому, что у штурманов появился новый предмет поклонения на три буквы (ну, в смысле, GPS). Но предмет этого поклонения находится в руках чуждых. А, если нет этого самого… ЖыПыСы?

Что… пропадать будем? (Наш аналог ГЛОНАСС, мы пока не смотрим). Несмотря на то, что по ВУС, полученной на военной кафедре, я «командир БЧ-5 корабля 3-го ранга», учили нас и премудростям штурманского дела (мало ли чо). Ну, отключила Америка ЖПС, сбили (заглушили) спутники. Чо делать?

Есть современное решение, и статьи дают гениальные советы: «… альтернативы, конечно, есть — определять местоположение можно по ближайшим GSM-вышкам, сетям Wi-Fi и даже по IP-адресу. Точность определения у каждого из этих способов гораздо хуже, чем у GPS. Но если их скомбинировать, они вместе дадут приемлемое качество». Ну, а что делать было тогда, в 40-егоды ХХ века?

Фокус в том, что при отказе от современных средств навигации средств для ТОЧНОГО определения своего местоположения не так много. Вариантов всего два: аккуратно вести счисление своего положения, или… по звездам. И там, и там нудна точность и аккуратность. А, вот с этим…

Я в своих статьях бурчу (например) на командира тральщика «Советская Россия» ст.л-та Шатаева (он героически погиб позже, в другом десанте). Отчаянный, смелый, инициативный, но…

Да, он про(садил) свое местоположение, и высадил десант вдвое дальше, чем должен был. Почему? Потому, что имел в виду всю эту навигацию, он шел по лоции вдоль берега, но… пропустил нужную бухту (может, к лучшему). Это еще один вид навигации – каботажный. Это когда ты идешь вдоль берега, и отслеживаешь очертания. Но не всегда так можно. В Америку так не попадешь.

Нет, раньше все было намного сложнее. Итак, счисление. Выходим из точки, координаты которой известны. Пока все просто, но…

Это на машине все хорошо. Вы никогда не пробовали управлять кораблем? Мало тго, что нет дорог, нет дорожной разметки, так еще и тормозов нет. И, ладно если ты за штурвалом эсминца который хорошо держит курс, а, если это плоскодонка с малой осадкой? И, вот ту-то начинаются чудеса.

Каждый корабль (судно) имеет свои особенности, знать которые может только «старый шкипер», который много ходил на этой «калоше». Более того, у него должна быть грамотная команда, которая точно может дать скорость хода, замерять скорость течения, ветра, ну и сам штурман, который все может обсчитать и правильно выстроить на карте.

Ну, ладно, мы дошли в нужную точку. А, дальше, как? Нужно взять пеленг (точно) н6а нужные ориентиры (если они есть). А. если нет? А, если туман?

Цитирую: «Крейсер «Красный Крым» и эскадренные миноносцы «Незаможник» и «Дзержинский», следовавшие в его охранении из Новороссийска в Севастополь, попали в сплошной туман. Около 00.00 14 мая они застопорили машины у подходной точки военного фарватера № 3 главной базы и ожидали улучшения видимости. Около полудня, все еще при плохой видимости, крейсер и эскадренные миноносцы начали движение в главную базу. Эскадренный мино¬носец «Дзержинский», шедший головным, вышел на свое минное заграждение, и в 12.27 подорвался на мине и затонул. Из 170 человек экипажа и 125 человек маршевого пополнения спасено 35 человек380 во главе с командиром корабля капитаном 3-го ранга К.П.Валюхом, остальные погибли, в их числе и военком корабля политрук И.С. Осадчий».

Ширина коридора на фарватере №3 (по которому шли корабли) составляла всего два кабельтова (менее 400 метров). Тормозов нет, ориентиров нет. Пошли наугад.

Наивный вопрос: а, параван-тралы лениво было поставить? А, вот здесь вступает еще один фактор: русский «авось».

Еще одна любопытная статистика: «мобилизованные» (если они имели данные о минных заграждениях) ходили намного лучше «кадровых военных». Они привыкли к своим «калошам», они их «чувствовали».

Для чего немцы строили кучу парусников? Зачем немцы построили Gorch Fock, который стал «Товарищем» (на котором старпомом ходил дедушка моей жены). Зачем? Все просто: понятие «старый марсофлот» включало понятие того, что штурман знал течения, ветра, мог АККУРАТНО вести счисление. Чем гонять теплоходы, (или пароходы) расходуя топливо, практичнее взять парусник,который топливо не расходует...

Ну, ладно, потеряли мы точку. Есть еще астрономи́ческая навига́ция — комплекс методов определения навигационных параметров объекта. Секстанты там всякие….

Ранее астрономическая навигация являлась основным способом определения координат и курса морских судов, с использованием показаний таких приборов как секстант и хронометр (потому, «часы» на корабле предмет высокой важности).

Есть целая куча всяких способов. Если днём видно только Солнце, то можно провести два замера его высоты через некоторый промежуток времени. Поскольку Солнце перемещается по небу, то эти два замера будут эквивалентны замерам высоты двух разных светил.

Если нужно провести определение координат движущегося судна, то нужно вводить поправки на предполагаемое смещение судна за время между двумя замерами высот светил (вычисляются на основании скорости и курса судна).

В практическом смысле, для определения координат наблюдателя средствами астронавигации необходим следующий набор инструментов и справочников: 1) точный хронометр для измерения времени, 2) секстант для измерения углов на небесной сфере, 3) альманах, или справочник астрономических эфемерид с координатами небесных тел, предвычисленными на будущее время, 4) счётные редукционные таблицы для упрощения расчета высоты и азимута светила, сводящие все действия к сложению и вычитанию, 5) географическая карта. Именно таким набором средств пользовались навигаторы морских судов вплоть до развития радионавигации и спутниковой навигации; у опытного навигатора весь процесс, включая астрономические наблюдения и расчеты, занимал несколько минут. В настоящее время вместо печатного справочника астрономических эфемерид могут использоваться компьютерные программы, а вместо редукционных таблиц — компьютер или калькулятор.

-2

Ладно, все это сложно. Скажу главное: нужен опыт. Опыт стоит дорого, и подготовка опытного спеца стоит дорого. Мы спешили, и старались сделать все подешевле, ну. И как результат...