Ученики десятого класса одной из школ обратились с коллективной петицией к учительнице русского языка и литературы, чтобы она разрешила им не читать произведение Льва Николаевича Толстого "Война и мир". Та предложила пояснить позицию, обосновав её по пунктам в письменном виде.
Вот петиция. Почти не переделывала, потому что и так получилось... свежо и необычно. (Я репетитор, несколько ребят из этого класса ходят ко мне на занятия и делятся разными новостями.)
Почему мы не хотим читать "Войну и мир" и просим разрешить нам не читать этот роман
- Большой объём страниц. Мы готовимся к ЕГЭ, что отнимает у нас время. За каникулы мы прочитать не успели, так как отдыхали от сдачи ОГЭ.
- Трудно читается. Очень много описательного текста, сложных метафор, витиеватых эпитетов. Смысл за ними теряется.
- Иностранная лексика. Мы не учим французский язык, у нас английский язык.
- Устаревшие интересы персонажей, архаичный сюжет (по фильму).
- Много незнакомой лексики. Приходится использовать словарь, что окончательно отбивает и без того не складывающийся интерес к прочтению романа.
- События перекликаются с историей, мы уже проходили это в восьмом классе.
- Л. Н. Толстой был графоманом, поэтому роман должен был быть короче (узнали из интернета).
- Мысли и поступки взрослых людей нам пока не понятны. Возможно, мы позже сможем лучше их осознать.
- Тема, освещаемая в романе, не вызывает у нас симпатии в связи с последними событиями.
Пожелания:
- Мы готовы смотреть фильм на уроках с последующим обсуждением.
- Мы готовы прочитать краткое содержание.
- Мы не хотели врать и выкручиваться.
Пункт №8 выделила, потому что косвенно была к нему причастна. Пришедший ученик вскользь задал вопрос. Ответила.
Местные школьники молодцы. Петиция получилась по-детски трогательная (на мой взгляд) и, вместе с тем, обоснованная. Люди не хотят врать и выкручиваться. Крайне приветствую.
"Правду говорить легко и приятно..." (вспомните, откуда цитата?)
***
За последние десять лет участились дискуссии вокруг некоторых литературных произведений: надо ли продолжать заставлять их читать или заменить эти сложные во многих смыслах опусы на более короткие и понятные детям рассказы, повести и т. д.
Все знают, что школьников, честно прочитавших "Войну и мир" от начала до конца, можно по пальцам пересчитать. Остальные знакомятся с кратким содержанием, а учителя впоследствии привычно готовят выпускников к ЕГЭ по определённым шаблонам.
Действия учительницы
Да-да, той самой, которая заставляет старшеклассников... пересказывать. Она большая умница. Пошла навстречу ребятам, но с одним условием: они прочитают в её присутствии (на уроке) определённое количество страниц романа. Выборочно.
Её действия объяснимы. Думаю, она хочет попытаться заинтересовать молодых людей литературой.
***
Я готова идти на уступки и оставить хотя бы краткое содержание, хотя на правоту не претендую. Но если совсем убрать серьёзную литературу из школы, то где гарантия, что мы вообще не потеряем эти шедевры? Возможно, лучше включить их в программу начальных курсов вузов.
Эх, если бы классики знали, что ими будут "мучить" школьников, увидели бы мы их бессмертные творения?
Дорогие читатели! Какие бы отрывки вы выбрали из разных произведений, чтобы сразу "зацепить"? Первый бал Наташи Ростовой? А у Достоевского, Пушкина, Чехова? Жизнь стала очень быстрой. Наверное, надо сразу заходить с козырей, чтобы удержать внимание молодых читателей. А вы как думаете?
Приходите, обсудим😊👍