Вы наверняка слышали о венгерской графине Эржебет Батори, которая во второй половине ХVI века якобы замучила сотни невинных девушек. Более того, она даже вошла в Книгу рекордов Гинесса – как женщина, совершившая самое большое число убийств.
В массовой культуре имя Батори давно стало страшилкой. Про нее пишут книги. Туристы толпами посещают принадлежавший ей Чахтицкий замок на западе Словакии. А киношники с удовольствием снимают фильмы. Но есть мнения, что графиня пала жертвой заговора. Многочисленные же злодеяния ей приписали современники.
Я не буду подробно пересказывать все те мифы о графине Батори, которыми полон интернет. Якобы Эржебет замучила 600 молодых служанок, купалась в крови девственниц, чтобы сохранить свою молодость и красоту. Если эти мифы и реальны, то лишь отчасти. Всегда стоит помнить исторический контекст. Это сегодня мы живем в травоядные времена. Рассуждаем о правах человека и прочих красивых вещах. А тогда на дворе была эпоха Позднего Средневековья. Царили дикие нравы. И издевательства аристократов над простыми людьми считались нормой.
Эржебет Батори в Венгрии была женщиной известной, богатой и влиятельной. В ней сочетались ум, жестокость, крутой нрав. И власти почувствовали в ней угрозу. Решили конкурентку устранить. А заодно забрать себе ее замок, земли и прочие богатства.
Если копнуть историю Венгрии тех лет, то эта гипотеза имеет под собой вполне реальную почву. В тот период шло жесткое противостояние с Османской империей. В религии насаждался протестантизм, а династия Габсбургов, одна из самых мощных в Европе в Средние века, стремилась распространить свое влияние и на Венгрию. Богатая соперница в лице своенравной графини ни духовенству, ни королю была совсем не нужна.
Серьезные историки пишут, что графиня стала жертвой заговора. Убийства и прочие злодеяния просто выдумали или намеренно преувеличили. Обвинить кого-то в жестокости или колдовстве тогда не составляло труда. Народ в те времена был еще более дремуч, чем сейчас. Ему можно было скармливать любые сказки. Нашли свидетелей из числа слуг графини. Запугали или дали денег. И пожалуйста – нужный вердикт готов.
Графиню замуровали в темнице в ее же собственном замке. В заточении она провела четыре года – до самой своей смерти. Со временем жизнь Эржебет Батори обросла множеством слухов, мифов и легенд. А количество ее жертв с каждым столетием удивительным образом растет. Сегодня она стала частью масскульта. В том числе и в кино. Две такие работы заслуживают самого пристального внимания.
Графиня, 2008 год
Франко-германский фильм, повествующий о жизни Эржебет Батори, сняла известная французская актриса и режиссер Жюли Дельпи. Она же сыграла в нем главную роль. Кинокартина снята красочно и богато. Режиссура, актеры, костюмы, атмосфера – все это достойно высших похвал. Но, увы, это кино эксплуатирует все те же расхожие мифы о графине, которые все знают и так.
Жюли Дельпи делает упор на любовной линии. После смерти супруга Эржебет наследует его родовое поместье и земли. Став одной из самых могущественных женщин в Венгрии, она вызывает у окружающих восхищение, страх и жгучую, испепеляющую зависть. Но даже такой влиятельной женщине ничто человеческое не чуждо. Однажды она влюбляется в красивого парня, который значительно моложе ее. А когда тот ее бросает, то графиня впадает в безумство. Прибегает к колдовству, начинает истязать служанок.
Женщина-режиссер пытается оправдать графиню. Дескать, чего не сделаешь ради любви. Но повторюсь, здесь эксплуатируются лишь давно известные мифы, которые едва ли соответствуют истине. Реальная же подоплека событий показана намёками. Однако за красоту, богатую постановку, великолепную операторскую работу и актерскую игру этому фильму можно простить многое.
Кровавая графиня – Батори, 2008 год
Пожалуй, ближе всех к правде подобрался словацкий режиссер Юрай Якубиско, снявший об Эржебет Батори почти трехчасовой эпос. В роли графини – британская актриса Анна Фрил, убедительно воплотившая образ сильной женщины, раздираемой страстями. В этом фильме актриса для меня раскрылась с неожиданной стороны. С тех пор с интересом слежу за новыми проектами с участием Анны Фрил.
Кинокартина получилась, пожалуй, еще более красочной и богатой, и более жесткой, чем версия Жюли Дельпи. С отличной актёрской игрой. Хотя и здесь постановка не идеальна. Так же как и франко-германское кино, данный фильм далек от исторической достоверности. Местами смотрится как красивая сказка. Режиссер зачем-то приплел сюда итальянского художника Караваджо, в которого якобы была влюблена графиня.
Зато в фильме показано главное. Заговор и интриги, которые умело плели против Батори духовенство и высшая аристократия. Однажды ей сделали предложение, от которого не отказываются - передать свои земли церкви. Но Эржебет посмела сказать нет. Тогда заговорщики провернули то, что на современном языке называется рейдерский захват. А против самой графини сфабриковали дело о серийных убийствах. Как все это знакомо, не правда ли? Аналогии с сегодняшним днем напрашиваются сами собой.
Чахтицкий замок, где когда-то жила графиня, сегодня представляет собой грустное зрелище. Развалины лишь недавно отреставрировали и пустили туда туристов. Сама же Эржебет так и вошла в историю маньячкой. А ведь всего лишь оказалась жертвой интриг. Просто родилась не в том месте и не в ту эпоху.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.