Здравствуйте!
Этот пост — продолжение статьи о Сенной пл. Во второй части о транспортном сообщении Московского района, Шушар и Василеостровского района с Сенной пл.
Транспортное сообщение Новоизмайловского пр. с Сенной пл. Закрытый коммерческий маршрут № К-36. Троллейбусный маршрут № 17.
Закрытый коммерческий маршрут № К-36, соединявший Новоизмайловский пр. с Сенной пл., в новой маршрутной сети замены не получил. Это легко объясняется наличием троллейбусного маршрута № 17. Правда, он не идёт до Сенной пл., а только проходит рядом по Гороховой ул. и идёт до Садовой ул. через Витебский вокзал, что дольше. Но у 17-го есть и очевидные преимущества перед К-36: в Московском районе он доходит до ул. Костюшко, а в центре до Невского пр.
Но это лёгкое объяснение работает только тогда, когда троллейбусный маршрут № 17 имеет небольшие интервалы. Не стоит напоминать, что в преддверии транспортной реформы многократно декларировалось, что социальные маршруты, дублирующие и компенсирующие коммерческие, получат кардинальное усиление. С запуском новой маршрутной сети маршрут усилили, но как-то формально. Интервалы движения остаются неприлично большими. По рабочим дням до 10 часов — 12—18 минут, с 10 до 16 часов — 17—23 минуты, с 16 до 20 часов — 12—23 минуты, после 20 часов — 14—22 минуты. Интервалы движения по выходным от 17 до 25 минут и только с 16 до 20 часов — 10—20 минут. К сожалению, 17-й ни сам не начал приемлемо работать, ни пассажиропоток К-36 не смог сохранить и забрать. Ждать троллейбус 23 минуты даже днём и вечером трудно. А 23 минуты лишь плановый интервал, а ещё заторы, дтп, поломки...
Транспортное сообщение Шушар с Сенной пл. Закрытый коммерческий маршрут № К-3. Новый автобусный маршрут № 281.
До 20 июня 2021 года доехать из Шушар до Сенной пл., до Технологического института, до центра города можно было на коммерческом маршруте № К-3. Первоначально ещё в 2019 году его не планировалось заменять никаким образом, оставив Шушарам связь только с ближайшими станциями метро “Купчино” и “Звёздная”. Но общественное возмущение привело к появлению в новой маршрутной сети версии 2020 года автобусного маршрута № 281 с трассой от Шушар до Московских ворот. Первоначально новый маршрут с таким номером должен был заменить коммерческий маршрут № К-281 с трассой от Обухово до Балтийского вокзала по Митрофаньевскому шоссе. Но в это время К-281 работал уже с часовыми интервалами, даже по расписанию и с учётом наличия удачного 286-го в замене не нуждался. Под 281-й укоротили до Московских ворот и К-3. Такая подготовка к реформе. Никаких объективных причин к этому не было. После укорачивания пассажиропоток на К-3 упал. Новый автобусный маршрут № 281 унаследовал эту проблему и, несмотря на свою популярность, не досчитывается пассажиров, которым необходимо доехать до центра.
281-й нуждается в продлении за Сенную пл., потому что на самой площади Комитет по транспорту не видит возможности разворота автобусов. Хороший вариант — продление до Большой Морской ул. по пер. Гривцова, обратно по Гороховой ул. Это обеспечит связь Шушар с центром города, связь Московского пр. с Большой Морской ул., транспортное обслуживание пер. Гривцова, улучшение транспортного обслуживания Гороховой ул. Но, конечно, возможны и другие варианты продления.
Просчётом видится обслуживание 281-го автобусами среднего класса. Сомнений в популярности маршрута не было. Автобусы среднего класса хороши для решения специфических транспортных задач, но не для маршрутов с большими пассажиропотоками. Места для проезда стоя в них сильно ограничены. В автобусе среднего класса, грубо говоря, на одно сидячее место приходится одно стоячее, когда в автобусах большого класса, как минимум, два. Если в автобус среднего класса зашёл, например, пассажир с детской коляской, то места в нём для комфортного проезда стоя почти не остаётся.
Первый автобус от остановочного пункта “Старорусский пр.” в Московский район и по будням и по выходным отправляется в 5:01. Это на полчаса раньше, чем было в первых расписаниях маршрута летом. Заключительный автобус от остановочного пункта “Старорусский пр.” в Московский район и по будням и по выходным отправляется в 0:01.
Первый автобус от остановочного пункта “Станция метро “Московские ворота” в Шушары отправляется и по будням и по выходным в 5:55, а заключительный — в 23:55
Интервалы движения по будним дням от 12 до 16 минут (также в направлении Шушар несколько интервалов по 7—8 минут и один интервал — 17 минут). После 20:22 в направлении Московских ворот и после 21:16 в направлении Шушар — 17—21 минута. Здесь и далее интервалы движения приведены для первого остановочного пункта маршрута с посадкой пассажиров для каждого из направлений.
Интервалы движения по выходным дням от 13 до 17 минут (также по одному интервалу 20 и 11 минут в направлении Шушар). Первые 5 интервалов в направлении Московских ворот 18—23 минуты, первые 6 интервалов в направлении Шушар 11—23 минуты. Заключительные 2 интервала в направлении Московских ворот 30 минут.
Если к расписанию будних дней существенных замечаний нет, то расписание выходных дней содержит явные проблемы. Речь идёт об интервалах ранним утром и получасовых интервалах поздним вечером. Здесь можно возразить, что в это время автобусы пассажирам особо и не нужны. Но проблема в том, что пассажиры не имеют возможности узнать, что автобус придётся ждать так долго. Комитет по транспорту не публикует интервалы движения ни на остановках, ни на Портале общественного транспорта Санкт-Петербурга. Только средние интервалы, которые никак не могут подсказать пассажиру время ожидания автобуса. Учитывая, что интервалы движения на 281-м хорошие, то пассажир будет ожидать подобных интервалов и ранним утром, и поздним вечером. Как пассажир может догадаться, что первые три автобуса прошли с интервалом 12 и 11 минут, а следующего автобуса придётся ждать 23 минуты? В итоге такие необычно большие интервалы приводят к ощущению того, что автобус пришёл невовремя, и к опозданиям, особенно опасным именно поздним вечером, ведь многие маршруты заканчивают работу довольно рано, и можно не успеть сделать пересадку.
Транспортное сообщение Авиагородка и Средней Рогатки с Сенной пл. Закрытый коммерческий маршрут № К-213
Закрытие коммерческого маршрута № К-213 — одна из самых болезненных тем транспортной реформы. К-213 соединял Авиагородок, Пулковское шоссе с Московским пр., Сенной пл., Технологическим институтом, с центром города. Что такое Пулковское шоссе? С одной стороны гипермаркетовый кластер общегородского значения: ТРК “Лето”, Окей, Metro, Максидом, Hoff, Оби. С другой стороны активно развивающийся крупный жилой район с более чем 20 000 квартир.
К-213 был очень популярным маршрутом. Трудно сомневаться, что если бы в новой маршрутной сети появился маршрут по трассе К-213, то его популярность стала бы ещё больше за счёт пользователей суточными и месячными проездными билетами. И даже если бы К-213 никогда не существовало, то очевидно, что крупной части Московского района, расположенной вдоль Пулковского шоссе, необходима связь с районными центрами притяжения и центром города. В условиях, когда прогнозируются пассажиропотоки, достаточные для отдельного полноценного маршрута, аргументов против него быть не может.
В следующем году планируется установление нового автобусного маршрута № 263 от Авиагородка до Балтийского вокзала через Парфёновскую ул. Это следует из проекта изменений в документ планирования регулярных перевозок. Для Авиагородка и Средней Рогатки это плохое решение. Для замены К-213 новый маршрут нужно проектировать через Сенную пл.
Транспортное сообщение Московского и Василеостровского районов. Транспортное сообщение Василеостровского района с Сенной пл. Закрытый коммерческий маршрут № К-350. Новый автобусный маршрут № 262
Закрытие коммерческого маршрута № К-350 — ещё одна из самых болезненных тем транспортной реформы. К-350 соединял Московский район и пересадочный узел станции метро “Купчино” с Василеостровским районом, а также Василеостровский район с Адмиралтейским районом и Сенной пл. Естественно, автобусы по такому маршруту почти всегда ходили заполненными. К-350 не теряет популярности даже после закрытия. В “ВКонтакте” есть видное сообщество, борющееся за замену К-350 продлением автобусного маршрута № 50 на Васильевский остров. Его можно найти по хештегу #50доНаличной.
Нужно сказать, что сейчас продлить автобусный маршрут № 50 в Василеостровский район объективно трудно. Чтобы полтинник заменил собой К-350 его нужно продлевать до автобусной станции “Наличная ул.”. Эта автобусная станция, как и многие другие в Санкт-Петербурге, работает на пределе своих возможностей. Если её реконструируют и расширят, тогда можно будет говорить о таком продлении. Продление 50-го на Васильевский остров требует автобусных станций и в начале, и в конце маршрута из-за получающейся большой протяжённости.
Я не считаю хорошей идеей замену К-350 продлением 50-го. Время в пути по продлённому полтиннику будет настолько большим, что отпугнёт пассажиров. Социальные автобусные маршруты в большинстве случаев медленнее, чем коммерческие. Чтобы сохранить время в пути, которое было у К-350, нужен маршрут с полуэкспрессным режимом работы. То есть новый маршрут. Новому маршруту не нужно будет идти до автобусной станции “Малая Балканская ул.”, что сделает его короче. Есть проблема с тем, какие остановки пропускать, потому что на Московском пр., в центре пассажиры пользовались К-350 почти на всех. Но путём кропотливых наблюдений, работой с обращениями пассажиров можно сформировать пакет остановок, устраивающий почти всех. Часть остановок может производиться по требованию. И вот такой быстрый маршрут сформирует большие пассажиропотоки.
В новой маршрутной сети пассажирам предлагается вместо К-350 пользоваться связкой автобусного маршрута № 50 и нового автобусного маршрута № 262. Я замечаю, что связка эта успехом у пассажиров не пользуется.
Сам по себе 262-й получился хорошим маршрутом. Интересная, нужная трасса до Подъездного пер. через Витебский вокзал и Звенигородскую ул. Трасса очень похожа на трассу закрытого ещё в 2020 году коммерческого маршрута № К-124. У Обводного канала вообще не было никакого транспортного обслуживания. У ул. Марата был только трамвайный маршрут № 16 с очень немаленькими интервалами движения. Неплохое расписание, за исключением раннего утра по выходным дням.
Но в качестве замены К-350 для пассажиров, едущих в Московский район, дальше Технологического института он не подходит. Во-первых, как я писал выше, ехать по связке 50-го и 262-го заметно дольше, чем по К-350. Во-вторых, у 262-го слишком большие интервалы движения для пересадочной модели. По отдельности интервалы 50-го и 262-го примерно такие же, как были у К-350, но если нужно ждать два автобуса, то время ожидания возрастает вдвое и становится чрезмерным.
Первый автобус от остановочного пункта “Ул. Кораблестроителей” по будням и по выходным отправляется по 262-му в 5:31, самый поздний — в 22:42.
Первый автобус от остановочного пункта “Подъездной пер.” по будням и по выходным отправляется по 262-му в 5:30, самый поздний — в 23:35.
Интервалы движения по будним дням от 13 до 18 минут (также по одному интервалу 10, 12 и 21 минута в направлении автобусной станции). Интервалы движения по выходным дням от 15 до 21 минуты (также два интервала 13 минут и один интервал 22 минуты в направлении автобусной станции). Но два первых интервала в направлении автобусной станции 26 и 25 минут!
Автобусный маршрут № 50
По моему мнению, автобусный маршрут № 50 — самый удивительный в новой маршрутной сети. Он должен заменить собой все четыре коммерческих маршрута, о которых я рассказывал в этом посте (К-3, частично К-36, К-213, К-350), и ещё К-195, о котором я рассказывал в предыдущем посте и повторюсь в следующем. Комитет по транспорту предлагал добираться до Сенной пл. на автобусном маршруте № 130 с пересадкой на автобусный маршрут № 50 вместо К-195. Казалось бы, автобусы по такому маршруту должны ходить с интервалами 5—10 минут и быть переполненными пассажирами. Но на деле всё не совсем так.
Маршрут усилили и он, безусловно, стал работать лучше. Правда произошло это не сразу после запуска новой маршрутной сети в июле. Первые усиления летом были весьма ограниченными, а заметное усиление по сравнению с дореформенными временами маршрут получил уже осенью.
Интервалы движения по будним дням от 11 до 15 минут (несколько интервалов по 16-19 минут; два интервала по 7 минут в направлении центра; 4 интервала по 10 минут и 1 интервал 4 минуты в направлении Купчино). Интервалы движения по выходным дням от 15 до 22 минут (по одному интервалу 14 и 27 минут в каждом из направлений).
Для такого маршрута интервалы большие, но при этом нельзя сказать, что автобусы переполнены, и это при том, что на маршруте всё более заметны автобусы большого класса вместо сочленённых. Это говорит о том, что 50-й не смог стать заменой или хотя бы альтернативой для многих пассажиров закрытых коммерческих маршрутов до Сенной пл.
Новые маршруты на Сенную пл. нужны не только для жителей Шушар, Авиагородка, Средней Рогатки, но и для обеспечения транспортной связи Московского пр. с Сенной пл. До транспортной реформы уехать с Московского пр. на Сенную пл. можно было каждые несколько минут. Сейчас только на 50-м. Если один автобус по каким-то причинам сходит с маршрута, то даже при минимальном плановом интервале в 11 минут фактический интервал достигает 22 минут. А если это происходит тогда, когда интервал 22 или 27 минут?
С 15 июля 2022 года из автобусного маршрута № 50 исключили заезд по ул. Ленсовета и ул. Орджоникидзе. Теперь автобусы поворачивают прямо с ул. Ленсовета на пр. Юрия Гагарина. На пр. Юрия Гагарина, на углу с ул. Ленсовета появилась новая остановка. Понимаю, что некоторым пассажирам такое спрямление неудобно, но в данном случае это единственно верное решение. Магистральный маршрут с самой долгой между “Звёздной” и “Московской” трассой среди других маршрутов — это ненормально.
Спасибо за прочтение)