Противостояние между видеокартами AMD, ранее ATI, и Nvidia продолжается уже более 20 лет и возглавляется то одной, то другой компаниями. Слово "лидировать" можно понимать по-разному, но AMD - отличная компания, которая оторвет продукты конкурентов и обеспечит достойную производительность в игре гораздо дольше.
Например, стоит вспомнить замечательные Radeon HD7950 и Radeon HD7970, которые были выпущены в конце 2011 года. Новая архитектура GCN представляет собой широкую 264-битную шину памяти с самой высокой пропускной способностью на тот момент - 384 ГБ/с, что даже выше, чем у GeForce GTX1070 2016 года выпуска! И самое главное, его объем составлял 3 ГБ, что по меркам 2011 года было просто запредельным. Но была версия Radeon HD 7970 с 6 ГБ видеопамяти!
Ответ Nvidia появился несколько месяцев спустя, весной 2012 года, в виде GeForce GTX670 и GeForce GTX680 с гораздо более скромными характеристиками и объемом видеопамяти.В большинстве обзоров того времени лидировали GeForce GTX670 и GeForce GTX680, но с различными успехами и некоторыми играми разрыв между Radeon HD7950 и Radeon HD7970 был значительным.
Почему это произошло?Прежде всего, из-за "сырости" AMD дров не удалось реализовать весь потенциал этих видеокарт.А возможности огромны, и с каждым годом Radeon HD7970 все дальше отдаляется от GeForce GTX680, а разница в игровых проектах в 2015-2016 годах может достигать значения в 50-70%.На кого я ставил в те годы?В Nvidia долго выбирали между Radeon HD7950 и GeForce GTX670, и в результате, из-за непредвиденных финансовых проблем, купили дешевую GeForce GTX660.
Я много раз сожалел об этом выборе, особенно к 2016 году, когда GeForce GTX660 полностью перестала тянуть новые игры даже на умеренных настройках. И уже в "Ведьмаке 3: Дикая охота" мне пришлось пойти на компромисс с настройками и частотой кадров всего 45 кадров в секунду. Но примерно в то же время я купил Radeon HD7770 на втором ПК, и эта видеокарта оставила двоякое впечатление, есть одно важное "но".
С одной стороны, это была недорогая и компактная модель, очень быстрая в игре на тот момент, с низким энергопотреблением, низким нагревом и бесшумной работой. С другой стороны, я столкнулся с кучей проблем, о которых пользователи видеокарт AMD много раз писали на нашем форуме. Я ловил черный экран, проблеммы в некоторых играх, но самым важным были срывы изображений, когда оно начинало подергиваться иногда каждые несколько минут. То, как мне пришлось с этим справляться?, - это другая тема блога, но времени на это ушло немало и пришлось и подбирать правильные HDMI кабели и даже редактировать BIOS видеокарты.
И когда пришло время обновляться в 2016 году, я, как и многие пользователи в то время, столкнулся с трудным выбором. Что купить - Radeon RX480 или GeForce GTX1060? Я решил не торопиться, подождать и посмотреть, что напишут пользователи на форуме. И форумы сразу наполнились сообщениями об уже знакомых "черных экранах" и пугающими новостями о том, что Radeon RX 480 под нагрузкой потребляет из слота PCIe в среднем 86 Вт! Проблему AMD решили, но осадочек остался и я решил не рисковать и взять GeForce GTX 1060, которая могла работать, как и прошлая GeForce GTX 660, в режиме "поставил и забыл".
Сожалею ли я о своем выборе? Да, в конце концов, в 2017 году, когда начался бум майнинга, Radeon RX480 стал приносить гораздо больший доход, чем GeForce GTX1060, и игра повторила историю Radeon HD680 с Geforce GTX7970, но как технически, так и к драйверам у меня нет претензий к GeForce GTX1060. Я стал обладателем тихой и холодной MSI GeForce GTX1060 GAMING X, а не горячей Gigabyte GeForce GTX1060 WindForce OC 6G.
В мае 2021года я продал msi GeForce GTX1060 GAMING X, в надежде, что бум майнинга скоро закончится, и 9 месяцев провел на GeForce GT 1030, играя в старые игры и проверяя курс биткоина каждое утро, который никак не падал.
В начале февраля 2022 года у меня было плохое предчувствие, когда процентные ставки по доллару и евро начали расти и стали появляться все более негативные новости. А цены на видеокарты, несмотря на упавшую доходность майнеров, даже не думали снижаться.. Geforce GTX1060 приносила жалкие 50-60 рублей в день, GeForce RTX3060 на тот момент - чуть больше сотни. Согласитесь, это не тот доход, за который майнеры покупают видеокарты по и без того завышенной до предела цене.
Я стал понимать, что хороших цен вполне можно и год ждать, и больше, а как показали последние две недели, можно не дождаться и вовсе. И снова стал вопрос - AMD или Nvidia? Простым этот выбор назвать было нельзя при всем желании, ведь преимуществ и недостатков хватало у обеих. На стороне видеокарт Radeon RX 6600 и Radeon RX 6600 XT отличная производительность, в некоторых играх даже Radeon RX 6600 обходит GeForce RTX 3060, и этот разрыв, зная как подходит к оптимизации драйверов AMD, только увеличится в будущем.
Видеокарты Amd были намного дешевле: цена простой модели Radeon RX6600 от PowerColor начиналась от 48 000 рублей, а стоимость Radeon RX6600XT составляла около 55 000 рублей. Однако, когда я начал читать отзывы пользователей на форумах и в магазинах, я снова наткнулся на "черный экран", которого я боялся гораздо больше, но сообщения о проблемах с синхронизацией изображения, что так мучили меня на Radeon HD 7770 . И даже купив модель без проблем, мне пришлось бы потерять часть производительности на своей системе с PCIe 3.0, ведь AMD зажали линии PCI Express и в некоторых играх падение достигало 10% и более.
Еще одна проблема - небольшой объем памяти, составляющий всего 8 ГБ. Для производительности Radeon RX 6600 XT этого уже впритык и даже играя сейчас с 12 ГБ VRAM в не самую новую игру Horizon Zero Dawn, я вижу, что потребление переваливает за 8 ГБ даже в разрешении 1080p. Глядя на это, можно только посочувствовать пользователям более мощных видеокарт с 8 ГБ видеопамяти, например, GeForce RTX 3070, и "поаплодировать" Дженсену Хуангу, сократившему срок актуальности линейки RTX 3000 до минимума.
И, конечно же, знаменитая технология "лучи" или трассировки в игре.Конечно, этот прием все чаще используется в играх, так что было бы лучше, если бы это было так.Но, честно говоря, мне все еще лень устанавливать какую-то игру с "лучами", чтобы посмотреть на них, это не тот прорыв, что сделали в свое время в графике технологии шейдеров или рельефного текстурирования.
Но больше всего меня напрягли сообщения ремонтников видеокарт, о большом количестве внезапно умерших видеокарт Radeon RX 6000, что вполне созвучно отзывам пользователей в магазинах. А учитывая то, что видеокарт этой серии продано в разы меньше, чем GeForce RTX 3000, это может говорить о высоком уровне брака. Чтобы разобраться в этом, достаточно взглянуть на количество видеокарт AMD в Steam, которое в феврале 2022 составляет менее 15%.
А количество, например, Radeon RX 6700 XT - всего 0.22%. Что меньше, чем совсем недавно вышедших GeForce RTX 3050, которых уже 0.78%. А вот Radeon RX 6600 и Radeon RX 6600 XT в статистике еще нет вообще.
В этот раз за то, чтобы встать на сторону Nvidia, взяв Palit GeForce RTX 3060 Dual, мне пришлось дорого заплатить, почти 25%, если смотреть от цены Radeon RX 6600 XT, но на фоне шокирующего роста цен последних дней это выглядит уже не так пугающе. Покупка GeForce RTX 3060 даже не принесла особых эмоций, какие мы обычно испытываем от апгрейда, особенно после его долгого ожидания.
Но вот возможность поиграть в игры - это другое дело и пара часов в Horizon Zero Dawn позволяет полностью отключиться от грустных мыслей. А вот если бы я не успел купить GeForce RTX 3060 даже по той высокой цене, что была в конце февраля 2022 года, то, скорее всего, чувствовал бы себя сейчас ужасно, ведь даже GeForce GTX 1650 стоит уже дороже 50000 рублей.