Если вы собираетесь в Шарм-эль-Шейх и планируете совершить паломничество на гору Моисея, то эта статья для вас: что сколько стоит, как подготовиться, что привезти на память и чего ожидать.
Мы ехали в Шарм-эль-Шейх (или Шарм-эш-Шейх, как утверждает словарь) с главной целью – посетить гору Моисея и монастырь Святой Екатерины, который стоит у ее подножия. На память о паломничестве мы хотели привезти иконы, которые также побывали бы с нами там. По видеороликам из YouTube мы знали, что выбрать иконы с чувством, толком и расстановкой в лавке, куда по дороге завозят туристов, времени не будет, поэтому решили купить их в самом Шарме. Для прокладывания маршрута использовали Google-карты. Кстати, очень удобный и нужный инструмент, так вы можете выяснить, что находится рядом с вашим отелем и прикинуть, как быстро можно туда добраться.
На Старом рынке и в комплексе «1001 ночь» выбор оказался невелик, там мы купили всего две иконы – маленькую (со спичечный коробок) на металле (предположительно, серебре) за 5$, в два раза побольше на дереве в серебряном окладе – за 12$. Поэтому решили посетить Церковь Пресвятой Девы Марии и Святого Мины, которую нам услужливо подсказала карта. От отеля Albatros Sharm, расположенного в Хадабе, мы дошли до церкви пешком, попутно знакомясь с жизнью местных жителей – вдоль дороги местами стояли вполне себе презентабельные виллы. По пути встретили школу, где проводилось торжество, и узнали, что дату первого дня в школе для египетских детей ежегодно назначает министерство образования, и обычно он приходится на конец сентября, а частные школы могут сами решать, когда открывать свои двери. Во встреченной нами начальной школе первый день отмечали 9 октября.
Церковь Пресвятой Девы Марии и Святого Мины оказалась небольшой и уютной, с ухоженным двориком, окруженным пальмами, и буйной растительностью. Служитель пустил нас внутрь и подарил свечи, разумеется, мы оставили небольшое пожертвование. В глаза бросилось, что в церкви все полы в коврах, заходить надо без обуви, стоят скамейки для прихожан, как в католических соборах. Многие иконы сделаны в технике мозаики из перламутра – это удивительно красиво. Но – в этой церкви не оказалось открытой лавки.
Мы вернулись на рынок в Старый город, чтобы еще раз посмотреть, что видели вчера вечером. В итоге то, что вчера один продавец отдавал за 12$, сегодня другой продавал за 30$. Для Старого города это нормально, так что всегда торгуйтесь, ищите различные предложения. Мне понравилось, как это делают итальянцы, которых в Шарме очень много. Они сначала долго торгуются, а если предложение им не нравится, они горячо прощаются с продавцом своим емким «Чао!». Впрочем, мы решили не торговаться, а посмотреть еще. Один из продавцов манго (100 баллов ему в карму!) посоветовал нам съездить в коптскую церковь и даже сказал, как ее название будет звучать на местном. Поделюсь, вдруг и вам пригодится: «Халь эль Нур, канисад аль сама иин», что означает «район Халь эль Нур, коптская православная церковь Ас-Самаиюн». Таксист хотел довести нас за 10$, но мы-то знали, что церковь в пешем доступе, поэтому сторговались за 5$. На обратном пути мы запрыгнули в маршрутку – с нас взяли по 1$ c человека, это нормально. Но если вам важно сэкономить, смотрите внимательно, в автобусах обычно есть табличка, где указана стоимость проезда, она может быть значимо меньше в фунтах.
Копты – это египтяне-христиане. Коптская церковь, построенная не так давно, в 2010 году, оказалась довольно внушительным зданием с немаленьким двориком и КПП с металлоискателем. Это одна из самых больших церквей на Ближнем Востоке. В лавке церкви мы и купили заветные иконы. Маленькие (чуть больше спичечного коробка) на толстом дереве с наклеенным изображением за 2$, раза в четыре больше на дереве в серебряном окладе и подарочной коробочке – за 8$, здесь довольно богатый выбор атрибутики на разный вкус и кошелек, однако была проблема со сдачей, пришлось взять меньше, чем хотелось. Церковь поражает великолепием убранства, красотой росписи и витражей, величием архитектуры самого здания. Внутри также стоят лавочки, перед входом положено разуваться, а в коридоре на первом, полуподвальном, этаже можно увидеть красочные мозаики с сюжетами из Писания – одна из них как раз с Моисеем и Неопалимой Купиной.
Иконы были положены в рюкзак, который заполнился теплыми вещами, термосами с чаем и перекусом с ланч-боксами. Можно пойти налегке и приобрести нужное по дороге (чай и кофе бедуины продают по 2$, перекусы и что-то, чтобы утеплиться, тоже продавали), но мы решили не рисковать. Вечером, около 20:00, за нами заехал микроавтобус, и мы поехали сначала собирать всю группу по отелям, а потом в сторону городка Санта-Катарин. Нас, как и положено, сопровождал охранник с оружием. Экскурсия обошлась нам в 25$ на человека, мы брали ее через сайт travel24.online, видео этих рябят на YouTube мы постоянно смотрим. Говорят, через «Империю туризма» можно купить экскурсии еще дешевле. Впрочем, можно купить и у отельных гидов вдвое дороже, но с гарантией, что они в курсе, где вы, и проследят за всем. Эта экскурсия проходит каждую пятницу, воскресенье и среду, но нужно уточнять заранее, в какие-то периоды график нарушается из-за погоды и церковных праздников. К слову, зимой гора Моисея – единственное место в Египте, где выпадает снег, и особенно холодно там в январе, так что утепляться надо серьезно.
Ехали мы с санитарными остановками. Надо сказать, туалеты – не самые туристические места в Египте, так что к достопримечательностям типа «сортир» надо быть морально готовыми, ну и заранее разменять доллары на фунты (стоимость посещения туалета – в среднем 5 египетских фунтов).
Большая остановка перед восхождением была сделана возле иконной лавки – кто хотел, мог приобрести здесь иконы, крестики. Выбор там был довольно богатый и интересный, однако оценить художественную и духовную ценность времени особо не было и цены начинались от 10$ за маленькую икону.
Гора Моисея, гора Синай или гора Хорив, как ее называют в Библии, – место, где Моисей провел 40 дней и где Бог дал ему 10 заповедей. Предание гласит, что тому, кто поднимется на гору и встретит здесь рассвет, Господь простит все грехи. В начале нашей эры эту часть Синая заселили отшельники, исповедовавшие христианство. Они не знали точного местонахождения горы Синай, о которой говорится в Ветхом Завете, и долго искали его. В IV веке нашей эры христиане стали почитать именно это место, посчитав его верным. Считается, что гору посещал и пророк Мухаммед.
Высадившись на подходе к горе Моисея, мы прошли проверку через металлоискатели (на гору, кроме оружия, нельзя также брать спиртное) и были встречены бедуинами, которые предлагали разноцветные пончо с надписью Sinai из какого-то искусственного материла и куртки – по 10$. Кто хотел – мог поторговаться и утеплиться. Спускаясь с горы, купить пончо можно было уже за 5$. Немного выше этих торговых рядов гиды передали нас бедуинам – только они ведут группы вверх. Бедуины дают своим группам названия, и так находят своих на подъеме, поскольку поднимается на гору одновременно множество групп. Нам дали название «Тур».
Подняться можно по трудному и короткому, монашескому, пути из 3750 ступеней, которые ведут на вершину, и по верблюжьей тропе – широкому пологому серпантину длиной более 7 км. Большую его часть можно проехать на верблюде (15–25$), но самую сложную часть пути – крутой подъем по высоким ступенькам – в любом случае нужно идти самостоятельно. В основном группы водят по верблюжьей тропе.
Восхождение мы начали уже глубокой ночью. Какое-то время группа шла вместе и бодро. Через часть пути мы отстали и догнали уже поредевшую группу на первой стоянке. После стоянки мы отстали окончательно. И это было просто супер – горы и дорогу ярко освещала луна, и без толпы рядом можно было идти в своем темпе, погрузившись в размышления и молитву. Иногда, в тени горы, нужно было подсвечивать дорогу фонариком. В безлунную ночь фонарики просто обязательны, и лучше взять свои. Периодически на пути попадались спускающиеся сверху бедуины. Они предлагали: «Кэмэл, кэмэл», «Кэмел не надо, тогда верблюд». Но как бы тяжело ни было идти, перспектива сесть на верблюда казалась еще страшнее. После третьей стоянки, представляющей из себя навес со скамейками и комком, где можно купить чай и перекусы, а также сходить в туалет, в некоторых случаях просто зайдя за навес, мы поняли, что самое тяжелое – впереди. Здесь была «парковка» верблюдов, дальше они не шли – предстоял подъем по лесенке из 750 гранитных ступеней, выдолбленных за долгие века отшельниками и монахами.
Постоянно казалось, что вершина уже впереди, но лесенка все продолжалась и продолжалась (высота горы 2285 м, это вторая после Джебель Катрин, горы Святой Екатерины, гора Египта). Вот уже стало светать, а ведь мы шли, чтобы встретить рассвет на горе Моисея. Нас уже пошатывало, и это, учитывая отсутствие перил и крутизну ступенек, напрягало. К слову, нам с мужем по 45 лет, и физическая форма у каждого из нас похуже средней, есть незначительный лишний вес. Кстати, некоторые из поднимающихся, особенно стройная молодежь, забрались на вершину очень шустро, некоторые воспользовались верблюдами, а кто-то и вовсе, как мне показалось, передумал подниматься. Рядом с нами шла женщина средних лет с палками для ходьбы и плакала от тяжести подъема, кто-то молился вслух о прощении, но была и бодрая сухощавая старушка, которая обогнала многих.
Наконец, спустя где-то 3,5 часа после начала подъема, мы дошли до вершины. Здесь есть небольшая часовня, которая носит имя Святой Троицы. Она построена в 1934 году на развалинах древней церкви, возведенной еще при римском императоре Юстиниане. Рядом с часовней – небольшая мечеть, возведенная в честь паломничества, совершенного на гору Синай пророком Мухаммедом. Рассказывают, что жившие в то время у подножия горы христианские монахи оказали основателю ислама достойный прием и получили его благословение. Вид у этих сооружений снаружи весьма аскетичный и дикий, как и у самой горы, внутрь ни одного из них мы не заходили.
Кульминационный момент этого восхождения – рассвет. Занять место в «первом ряду» на встречу солнца было уже невозможно. Люди облепили место на вершине, некоторые забрались на холодный каменный выступ часовни и сели, словно птицы, прямо там. Благо, рост позволил нам насладиться видом и со «второго ряда». В это утро напротив восхода солнца можно было наблюдать и заход луны – потрясающая картина! Марсианский пейзаж со всеми оттенками рассветных красок на простирающихся вокруг в несколько рядов горах без растительности! Нам повезло, температура воздуха в ночь с 9 на 10 октября 2022 года на горе Моисея была 12-14 градусов тепла, поднимаясь, мы не замерзли (взятые ветровки, шапки и перчатки не пригодились), однако на вершине дул сильный холодный ветер и пришлось утепляться (пригодился плед). Здесь можно взять в аренду видавшее виды одеяло – за 10$, а также купить на память разные натуральные камни – от простеньких со следами древних растений за 1$ (спокойно вывезли в Алматы) до самородков драгоценных камней, в частности турмалина, топаза за 5$ и выше. Проблема – у бедуинов нет сдачи.
Встретив рассвет, мы двинулись обратно. Довольно мудрое решение – проводить экскурсии на гору ночью – когда мы взглянули на эту лесенку при свете дня, то удивились, как смогли остаться целыми-невредимыми, преодолевая ее ночью. Точно не без помощи высших сил... Идти вниз было легко, мы спустились без остановок часа за полтора. На обратном пути бедуины также предлагали верблюдов, а бедуинские дети – просили денежку или что есть. Мы угостили их алматинскими яблоками, которые брали с собой на перекус. Чай мы выпили почти весь, а вот есть почему-то особо не хотелось.
У подножия горы нам во всем своем древнем величии предстала крепостная стена монастыря Святой Екатерины, той самой очень почитаемой святой, к которой в песне обращается Кэт – Елена Цыплакова в советском фильме «Три мушкетера»: «Святая Катерина, пошли мне дворянина…».
Монастырь был основан в шестом веке нашей эры по указу византийского императора Юстиниана. Скачала он назывался монастырем Преображения или Неопалимой Купины.
Это одно из наиболее посещаемых паломниками мест, причем паломников можно встретить всех вер и со всех концов земли. С нами шли итальянцы, египтяне, корейцы, африканцы. Монахами же монастыря по его уставу могут быть только греки. Атмосфера в монастыре умиротворяющая, здесь, во дворике с оливами, наверное даже больше, чем на горе Моисея, чувствуется какая-то благодать. Гора – суровая и холодная, а здесь уютно. В стенах монастыря хранится Синайская библиотека – вторая по размеру после Ватиканской библиотека древних книг, и огромная коллекция икон. Великие покровители, в числе которых был Наполеон, постоянно спасали монастырь от разграбления. В десятом веке, после того, как в Египет пришел ислам, на территории монастыря была возведена мечеть – как напоминание о том, что Он един для всех.
В наше время паломники, чтобы взбодриться после бессонной ночи, могут выпить капучино или американо, приготовленный колоритными монахами в кафе при монастыре – хоть из кофемашины, и купить там перекусить. В отличие от Шарма, где почти все свободно говорят на русском, монахи, встреченные нами, говорили только на английском. При монастыре также есть иконная лавка с вполне приемлемыми ценами, правда небольшим выбором и хронической для этих мест проблемой – отсутствием сдачи. Здесь продается один из символов монастыря – колечки с именем и изображением Святой Екатерины – по 6-8$ серебряные. Колечки монахи также дарят паломникам, которые поклоняются мощам Екатерины.
Имя Святой Екатерины, или Екатерины Александрийской, монастырь получил в XI веке – в честь великомученицы за веру Екатерины, жившей в 287–305 годах, мудрой и прекрасной, которая многое претерпела за веру и была казнена. По преданию, тело Екатерины после казни было перенесено ангелами на высокую вершину на Синае, ныне гору Кэтрин, самую высокую в Египте (2629 м), и монахи монастыря Преображения, нашедшие позже останки святой, опознали ее по кольцу, данному Екатерине Иисусом Христом во сне после крещения. С тех пор мощи святой Екатерины находятся в церкви монастыря.
Одна из главных святынь этого места – куст Неопалимой Купины, тот самый горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, призывая вывести соплеменников в обетованную землю. Около этого куста еще в начале I века нашей эры стали жить первые монахи-отшельники. Здесь находится единственный в мире престол, расположенный над корнями растения, а не над частицами мощей святых. Неопалимая Купина, как место явления Божества, является такой же святыней, как и мощи.
Здесь же можно испить и набрать с собой святой воды из колодца Моисея (считается, что она помогает не состоящим в браке найти свою половинку), а также поставить свечу (их нужно заранее приобрести в иконной лавке) и оставить записку в церкви. Правда, это сделать могут только христиане, за перегородку в церкви представителей других вер не пускают, но просто помолиться и поставить свечу могут все. Девушки, помните, что здесь приветствуется платок и юбка или хотя бы повязка вроде нее – выгонять за отсутствие этого никто не будет, но все же лучше соблюсти эти правила. За 2$ могут провести дополнительную 10-минутную экскурсию в библиотеку, но мы не стали ее брать, поняв, что в этот монастырь лучше приезжать наподольше – и такие экскурсии, только в монастырь, без горы Моисея, тоже есть.
Гид торопил, пора было ехать в Шарм, в отель мы вернулись последними из группы, в 14:30.
P.S. Из Шарма есть однодневная автобусная экскурсия в город трех религий Иерусалим стоимостью от $120, однако сейчас казахстанцам нужно предварительно оформлять израильскую визу, чтобы попасть туда, россиянам, белорусам и украинцам эта не нужна, но все стоит уточнять.
Видео об этой поездке, а также о Шарм-эль-Шейхе, вы можете посмотреть на канале VIKTOR FISHERMAN по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Cnj-1Rzwp4k.