Найти тему
В поисках сути

Кто такой Святой Дух?

Святой Дух есть, по мнению христиан, вечное, активное, личное присутствие Бога. Великие христианские символы веры описывают Бога как Троицу — три Лица в Одном — Отца, Сына и Святого Духа. Христианство учит, что Святой Дух — это не мощная сила или обобщенное сверхъестественное присутствие, а личное существо, которое разделяет сущность с Богом-Отцом и с Иисусом Христом. Святой Дух называется Господом и Подателем жизни, и ему поклоняются как Богу.

В Новом Завете имена — Святой Дух (1 Коринфянам 12:3), Дух Божий (1 Коринфянам 2:11) и Дух Христа (Римлянам 8:9) — взаимозаменяемы. Еврейские писания говорят о Духе Божьем как о силе Божьей, простирающейся на мир. Слово «Дух» на иврите — Руах, что буквально означает дыхание или ветер. Дух виден с первых моментов творения, когда Дух Божий носился над миром (Бытие 1.2).

Дух помазывал израильских царей (например, 1 Царств 16:13) и наполнял израильских пророков (например, Михей 3:8), направляя и наделяя Божий народ силой исполнять волю Бога и оставаться в отношениях с Богом (Псалом 51:11). В иудейской мысли Дух был связан с видимой славой Бога, ведущего израильтян в пустыне (Исход 14:19-20), спускающегося на гору Синай во время дарования Торы (Исход 19:18) и пребывающего в Храме (3 Цар. 8.10-11).

Моисей и десять заповедей.
Моисей и десять заповедей.

В наказание за неверность народа Божья слава покинула Храм во время изгнания (Иезекииль 10), но в видении пророка слава однажды вернется (Иезекииль 43:5). Евангелия относятся к Святому Духу в личных терминах, как к Советнику или Помощнику, который, как и Иисус, был от Бога (Ин. 14:16, 15:26). Святой Дух осенил Марию, зачав в Ней Сына Божия Иисуса (Лк. 1:35).

Дух наполнил Елизавету, двоюродную сестру Марии и мать Иоанна Крестителя (Луки 1:41), и наделил Захарию, отца Иоанна, силой пророчествовать о своем призвании (Луки 1:67). Затем Дух действовал на протяжении всего служения Иисуса, от его крещения (Матфея 3:16-17) до его силы в исцелении (Луки 4:18). Дух дает новое рождение (Иоанна 3:8) и действует как река воды живой внутри верующего (Иоанн 7:38).

-3

В последних беседах Иисуса со своими учениками перед распятием он обещал постоянное пребывание Духа (Иоанна 14:16). Книга Деяний, которую автор Евангелия от Луки считает вторым томом, повествует о первых днях Церкви и показывает сильный акцент на деятельности Духа в формировании христианской общины. Во 2-й главе Деяний рассказывается история Пятидесятницы, когда Святой Дух сошел на всех верующих видимо, как огонь, и слышно, как сильный ветер, дав им силу говорить на разных языках (Деяния 2:4), смело проповедовать (Деяния 2:14-36), и совершать многие чудеса (Деяния 2:43).

Послания Нового Завета также лично говорят о Святом Духе в жизни верующих. Павел писал о Святом Духе как об источнике жизни и мира, как о проводнике и помощнике, защищающем верующих перед Богом (Римлянам 8). Он сказал коринфской церкви, что Дух дает дары всем верующим, которые позволяют им учить, проповедовать, исцелять, пророчествовать, говорить на языках и т. д. (1 Коринфянам 12:7-11). Апостол Петр учил, что все Священные Писания были вдохновлены Святым Духом (2 Петра 1:21). Дух также появляется в последней книге Библии как Тот, кто вместе с Церковью призывает Иисуса вернуться (Откровение 22:17).