Найти в Дзене
Она такая разная

«Нигде кроме, как в Моссельпроме»

Один из самых ярких образцов конструктивизма, ярких – не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова - здание Моссельпрома. На углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков в начале 20 века размещался трактир и стоянка извозчиков. Этот участок в 1912 году покупает купец Александр Иванович Титов для постройки на нем доходного дома в семь этажей. Автором проекта и руководителем строительства был Николай Дмитриевич Струков. Строительство велось в спешке, использовались некачественные строительные материалы, что привело к обрушению одной из стен здания после окончания строительства в 1913 году. Титов был оштрафован, а Струков даже приговорен к полутора месяцам заключения. Начавшаяся первая мировая война внесла коррективы в судьбу здания – построить, исправив недочеты, решили только пять этажей. В 1923 – 1925 годах у доходного дома начинается новая жизнь – в нем Совет Народных Комиссаров решает разместить склады и конторы Моссельпрома – пищевого треста Московского Совета Народног

Один из самых ярких образцов конструктивизма, ярких – не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова - здание Моссельпрома. На углу Калашного и Нижнего Кисловского переулков в начале 20 века размещался трактир и стоянка извозчиков. Этот участок в 1912 году покупает купец Александр Иванович Титов для постройки на нем доходного дома в семь этажей. Автором проекта и руководителем строительства был Николай Дмитриевич Струков. Строительство велось в спешке, использовались некачественные строительные материалы, что привело к обрушению одной из стен здания после окончания строительства в 1913 году. Титов был оштрафован, а Струков даже приговорен к полутора месяцам заключения. Начавшаяся первая мировая война внесла коррективы в судьбу здания – построить, исправив недочеты, решили только пять этажей. В 1923 – 1925 годах у доходного дома начинается новая жизнь – в нем Совет Народных Комиссаров решает разместить склады и конторы Моссельпрома – пищевого треста Московского Совета Народного Хозяйства. Эта организация объединяла различные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: мукомольные, кондитерские и шоколадные фабрики, пивоваренные и табачные заводы Москвы. Для такой серьезной организации необходим был новый облик здания. По проекту архитектора Давида Моисеевича Когана происходит полная реконструкция доходного дома: укрепляются возведенные ранее этажи, перестраивается их внутреннее пространство, надстраивается еще два этажа, т.е. дом наконец-то становится семиэтажным. На углу здания возводят по проекту Артура Фердинандовича Лолейта железобетонная шестиугольная башня с зубцами. Декор фасадов был выполнен Александром Михайловичем Родченко.

Родченко окрасил фасады в яркие цвета и разместил рекламные тексты, включая знаменитый слоган Маяковского «Нигде кроме, как в Моссельпроме» и панно с изображением продукции московских пищевых предприятий. Здесь кроме продуктов повседневного спроса, типа молока и дрожжей, рекламировались пиво «Друг желудка», папиросы «Герцеговина Флор» и даже конфеты «Мишка косолапый». И неудивительно – в Советской России процветал нэп! Вот несколько образчиков рекламы Маяковского:

Где наилучшее
производство монпансье?
Запомните все:
нигде
кроме
как в Моссельпроме.

Печенье не черствеет!
Питательнее, -
выгоднее булки!
Продает Моссельпром.
Отделения в любом переулке.

Если вы
давно
удовольствий не имели,
купите
здесь
Моссельпромовской карамели.

Столовое
масло!
Внимание
рабочих масс!
Втрое
дешевле
коровьего,
питательнее
прочих масл.
Нет нигде
кроме -
как в Моссельпроме.

Где
покупали-ели
самые вкусные
макароны
и вермишели?
Нигде
кроме
как в Моссельпроме.

Панно и надписи выполнялись прямо по неоштукатуренным кирпичам.

-2

Но НЭП закончился, наступила другая эпоха. Моссельпром реорганизовали, надписи на стенах здания уничтожили, а сам дом снова стал жилым. Сейчас в здании располагается один из факультетов Российского институт театрального искусства — ГИТИСа и мастерская Ильи Глазунова.

В 1997 году внешнее оформление здания было воссоздано по проекту историка искусства, исследовательницы архитектуры советского авангарда Елены Борисовны Овсянниковой. Снова появились надписи и реклама, но сделаны они по штукатурке… И хотя фасады периодически подкрашивают, местами надписи вместе со штукатуркой осыпаются. Вечная беда наших реставраций!