Советское кино. Кажется, ни один фильм в мире не сравнится с душевностью, наивностью и простотой этих фильмов. Они действительно близки даже нам, современным; показывают ту самую искренность, которая, кажется, потерялась в бесконечной суете XXI столетия.Взять любой советский фильм, и там мы найдем идеализированную, кое-где утопичную любовную линию – но на самом деле все ею восхищаются. В чем секрет?
Возьмем, к примеру, фильм «Высота» (1957, режиссер Александр Зархи): рабочая группа монтажников-верхолазов приезжает на строительство нового объекта и знакомится с коллегами, которые уже давно работают над ним. Безусловно, самый заводной, самый талантливый и самый общительный из них к концу фильма покоряет собственную высоту –неприступную, смелую и решительную девушку, «королеву здешних мест, фею высоты». И все это под аккомпанемент знаменитой «Не кочегары мы, не плотники».
Да, поднимаются проблемы дружбы, отцов и детей, взаимопонимания и уважения, но любовная линия становится практически первоочередной. О том, как строится любовь в советском кино, рассказала «SOULMATE» Полина Друзина, режиссер кино и клипов, студентка 3 курса факультета игрового кино и телевидения мастерской С.Л. Шумакова ВГИКа.
Какой твой самый любимый советский фильм?
П.Д:Мой самый любимый советский фильм вообще – это «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая. Обожаю всей душой. Почему? Начну с финала, когда оказалось, что по всему Советскому Союзу живет много вот таких вот Семенов Горбунковых. Мне показалось, что режиссер хотел сказать на тот момент про всех советских людей,сейчас уже про русских, конечно. Все россияне, чем бы они ни занимались, чтобы они ни делали, все одного склада ума. Русский русского поймет. И мне настолько это понравилось, в этом такой для меня символ единения – что, по сути, все мы разные, но при этом у всех у нас одна душа. Вот если в разноцветной ауре выделить одну, допустим красную полосочку, как будто полосочкурусского человека, то она была бы у всех нас.
Плюс фильм приключенческий, и здесь приключения не только в типичном их понимании, но и в том, что мы даже если и попадаем в какую-то передрягу, то выбираемся из нее легко, с душой. И, опять же, советский фильм для меня–это именно про душу – не про кинопроизводство, не про рекламу, не про показ тизера или трейлера. Истории, рассказанные настолько душевно, что это всегда «вау». Они брали бытовые проблемы и рассказывали их настолько просто и при этом романтично, что эта прекрасная наивность советских фильмов поражает всегда.
У какого режиссера советских фильмов больше всего нравится любовная линия?
П.Д:Сейчас кто-то может закатить глаза, но для меня лучше всего прописывает любовную линию Эльдар Рязанов (это известнаявсем нам под Новый год «Ирония судьбы», «Служебный роман»), потому что он вплетает любовную линию в сюжет: она становится либо катализатором, как в «Служебном романе», либо как в «Иронии судьбы» следствием. Но у него любовь везде. Думаю, что он руководствуется правилом «от любви до ненависти», точнее, «от ненависти до любви». Что в одном фильме герои («это кто? ты кто?») не знали друг друга, и какие-то перипетии привели их к любви, что и во втором фильме тоже самое, когда главный герой просто ненавидел эту Мымру. И здесь жереально люди друг друга ненавидят, а потом происходит та самая химия. Именно на уровне агрессивных эмоций перерастает просто в любовь – для меня это сверхрежиссура. Как показать, что из негативных чувств рождается самое прекрасное чувство, которое есть в этом мире?Именно этот режиссер показывал любовь настоящей, не слащавой. Просто любовь, какая она есть, которая может появиться из ненависти, родиться буквально из ничего.
Какие вообще особенности любви в советском кино?
П.Д:Любовь в советских фильмах искренняя. Сами актеры это чувствуют: они понимают, что играют, им не просто поставили задачу и камеру. Плюс давайте вспомним, что тогда снимали на пленку –пленки было мало, дублей тоже, поэтому актерам нужно не просто делать вид, что они любят друг друга, а любить. А пленка ведь дышит, пленка снимает жизнь, и это тот материал, который ты можешь потрогать. А так как в реальной жизни дублей нет вторых, то и актеры полностью проживали жизнь своих героев.
Любовная линия не была исключением и подстроилась под идеологию времени, или была обособленной?
П.Д: По-разному. Допустим, в фильме «Девчата» она подстраивалась под идеологическую направленность, но, в основном, была обособленной. Там показывали чувства, а они во все времена одинаковые, и люди переживают их всегда одинаково. В «Девчатах», мне кажется, все-таки немножко подстроен весь фильм, любовная линия под время. Но тоже можно сделать скидку на то, что просто сами люди тогда были такие. Допустим, ты сейчас посмотришь на человека в каком-то советском фильме очень хорошего качества. Я тебе не скажу, что это советский фильм, а ты поймешь, что человек советский, потому что у него взгляд другой, речь другая. Сейчас любовную линию стараются подстроить под какие-то идеологические проблемы: проблемы фильма, месседж, который хотел передать режиссер. Тогда было обособленно: вот их двое – и все.
Как поменялось отражение любви в кино со временем? Остались ли прежними тематические приоритеты в любовной линии?
П.Д:Любовь остается любовью – она не поменялась. Но, наверное, поменялись средства ее показа. Да, тогда любовь, даже сколько бы сюжетных проблем ни было,была на первом месте. Она выделялась, и эта линия была сепарирована от других немножко – сейчас у нас это все переплетено, просто так любовной линии, если мы не берем ромкомы, практически нет. Это все добавляет больше приключений современным героям, но чистого чувства как такового не осталось. То есть, даже если мы возьмем ту же «Иронию судьбы», по сути, так жизнь сложилась жизнь в фильме. Да, была история, что он случайно приехал к ней в квартиру, думая, что это его. Вот «хоп» и случилось. У нас бы [в современных фильмах – Прим.ред.] они бы были врагами в детстве, он бы приехал, они бы еще долго разбирались, а почему у нас одинаковые квартиры, может, это что-то значит… То есть любовь в советских фильмах ужата до таких простых рамок, что вопросов не возникает, потому что ты считаешь, что это действительно могло случиться. Это жизнь. Это прикольно. У нас бы попытались разобраться:«а почему у них одинаковые квартиры?», и еще много «почему?»... В советских фильмах эти вопросы не задают. Вот есть, как есть.
Есть фильм про Ивана Грозного[«Иван Васильевич меняет профессию» –Прим.ред.]. Первое, что появляется в фильме, – это дисклеймер о том, что это просто история, как видит ее режиссер. И никто не задает вопросов никаких. У нас бы придрались, поэтому сейчас режиссер начинает больше думать, как оправдать любовь. Вот нам, как режиссерам, иногда говорят: «А почему они влюбились?». И ты просто хочешь закричать. А почему они просто не могут влюбиться? Почему не могут посмотреть друг на друга и понять: «Это мой человек». Но нет, сейчас это оправдывают, пытаются как-то сказать, что она влюбилась в него потому-то, потому-то, а тогда это была любовь-вспышка, которая не просто вспыхнула и угасла. Поэтому она там искренняя – она может появиться из ничего и уйти в ничто, а сейчас она должна появиться оправданно и уйти тоже оправданно.
Автор: Виктория Ваганова
Следите за новостями Soulmate в других источниках!
ВК: https://vk.com/soulmate_msu
Сайт: http://soulmatemagazine.tilda.ws/