Найти в Дзене

Что случилось с первой независимой узбекской газетой в Санкт-Петербурге?

«ПетербургУз"-ежемесячная газета, выпускавшаяся с 2011 по 2012 года Равшаном Курбановым, на тот момент занимающим должность муниципального депутата Литейного округа. Он первый депутат в Санкт-Петербурге узбекской национальности. Газета пользовалась огромным спросом, но резко прекратила свое существование. Что же тогда произошло и как все начиналось? Нам удалось взять интервью у Равшана Ражабовича и узнать все из первых уст.

-Как вам пришла идея создания газеты «ПетербургУз»?

- С 2000 года до 2020 я занимал пост депутата. Миграционными вопросами никогда не занимался. Но в этот период стремительно увеличивается количество приезжих со Средней Азии. И естественно они думают, что я узбек-депутат могу помочь соотечественникам с какими-то проблемами. Обращений было очень много. И я начал разбираться: в чем же их причина. Понял, что вопросы касались диаспоральной структуры, отношения местного населения к «нашим», ситуаций, когда правоохранительные органы постоянно задерживают, работодатели не выплачивают заработную плату, фальшивых документов, патентов, разрешений на работу, регистраций, правил поведения и так далее. Когда начал вникать в суть этих дел, то выяснил, что «наши» не всегда находятся в правовом положении, поэтому и отношение к ним соответственное. И чтобы меньше было этих головных болей, я решил открыть СМИ. Это, как у нас говорят, пятая власть. И обратился к бизнесменам с просьбой посодействовать в открытии будущей газеты. Но для начала поехал в Узбекистан для того, чтобы показать и обсудить зарождающийся проект, во избежание лишних вопросов и трений. В Узбекистане все одобрили и в марте 2011 года закипела работа издания.

- Как отреагировала публика на появление такой необычной газеты?

Газета сыграла очень серьезную роль. Вы не представляете сколько федеральных и не федеральных телеканалов и газет сидели неделями, ждали очереди, чтобы взять у меня интервью. Все-таки первая узбекская газета…и она вызвала серьезный резонанс. Болтали, мол узбеки в России еще и газету свою открыли! Уже после первого выпуска правоохранительные органы и государственные структуры стали более осторожными, перестали задерживать направо-налево. Я звонил и говорил, если задержали по закону-одно дело, но, если беспочвенно-будет публикация в газете под ярким заголовком. Боялись: не дай бог в СМИ попадут.

-Какими сюжетами вы наполняли свою газету, о чем она была?

- Публикации были на тему межнациональных вопросов, как живут русские сообщества, ветераны в Узбекистане, опровергали стереотипные представления как об Узбекистане, так и об узбекистанцах, для мигрантов выставляли рекламу нотариальных, адвокатских контор, банков по переводу денег за границу, медицинских центров и даже была информация о вакансиях на работу, развеивали мифы приезжих о России, знакомили читателей с узбекскими деятелями культуры, вели рубрику «Ваше право», где рассказывали о правах и обязанностях и как не попасть в лапы к мошенникам.

Фишкой были эксклюзивные интервью, например: с главным муфтием в Казане; а также с нами беседовали депутаты разных уровней, спикеры парламента, представители ФМС и полиции, деятели культуры. Говорили на актуальные и злободневные темы.

-Сколько стоила газета?

Стоила? Бесплатно! Я бесплатно раздавал газету для всех желающих. Тираж был 20 000 экземпляров. Все разбирали, подчистую. Распространял в местах, где массы потенциальной аудитории: улица Красного Текстильщика (где иностранцы проходят государственную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование), возле мечетей, у Дома национальностей, Дома дружбы, у входов в метро, в тюрьмы отправляли, где отбывали наказание граждане Узбекистана. Распространяли газеты, чтобы читали информацию, интересовались и не обращались за консультациями к своим же землякам, которые располагают не всегда достоверной информацией. Ко мне и работодатели обращались, чтобы разместить их объявления. Тут же находились работники, ведь по тем временам трудно было пристроиться куда-то.

-Наверняка вы пророчили газете великое будущее?

Да, были планы сделать «ПетербургУз» всероссийской газетой, но опять-таки все упиралось в финансы. Потому что создание редакции было моей личной инициативой и производство также легло исключительно на мои плечи. На тот момент эти 20 000 экземпляров мне обошлись в 10 000 $. Помогали, конечно, мои товарищи-неравнодушные соотечественники.

-Что же произошло? Почему такое резкое падение с Олимпа?

- Спустя 1,5 года деятельность газеты «ПетербургУз» приостанавливается, замораживается, конечно же, из-за проблем финансирования. Был запрос и в Узбекистан о помощи продолжить деятельность редакции. Ведь подобные газеты сильно влияют на определенные ситуации, иногда даже действеннее, чем наказание, ведь сначала нужно разъяснить. Предлагал запустить и онлайн СМИ, и если печатную оставлять версию, то бумагу можно другого качества закупать. Но этим должен кто-то заниматься. Я даже готов передать лицензию и все остальное Узбекистану, но инициативы нет. Студенты, может, заинтересуются…я только за. Материала очень много, особенно сейчас, когда наши страны: Россия и Узбекистан имеют прочные дружеские отношения. Просто берите и делайте!

-Были ли просьбы со стороны читателей вернуть на ветрины «ПетербургУз»?

-Были…и сейчас даже есть, хотя сколько лет прошло. Дозваниваются до меня, спрашивают: «Это редакция «ПетербургУз»? Откуда номера находят, не знаю. На почту пишут. Вот я и делаю вывод, что газета-то нужна, она все еще актуальна. Тем более сколько сейчас нововведений, сколько событий, сколько происшествий, о которых только писать и писать. Надо писать и о негативных вещах, никого не бояться. Зато кто-то прочитает и обережется от роковой ошибки. Наличие СМИ, направленного на какую-то узкую аудиторию, также и отстаивает их интересы, в нашем случае интересы мигрантов и приезжих.

Главное-инициатива и «ПетербургУз» вновь заживет на новых листах или на экранах смартфонов!

Дарья Клементьева