Хуторской А.В.
Целеполагание, планирование, рефлексия - таковы 3 основные организационные функциональные грамотности, которым нужно учить ученика, да и любого человека. Провели Эйдос-вебинар на тему функциональных грамотностей, которых, как известно, наша научная школа обосновала 5 видов. Выступление к.п.н. Свитовой Т.В. было посвящено планированию. Выступление побудило меня задать ей вопрос: Как при планировании своей деятельности ученику учитывать те цели, которые изначально являются его личными, вытекающими, например, из осознанной им миссии, как ему их соотносить с внешними целями, которые ему задаются - учителем, родителями, школой и т.п.?
Проблема "моё - не моё" - от её решения зависит не только план деятельности, но и принимаемый человеком статус: кто я, раб чей-то, исполнитель чужой воли, или право имею?
Это уже не организационная, а другая функциональная грамотность - ценностно-смысловая (пятый вид ФГ по нашей концепции). Срабатывает (должен срабатывать) принцип двойного в