Найти тему
Good Raupe

Все экранизации "Мечтаю ли андроиды об электроовцах?" Филипа Дика

Оглавление

Бегущий по лезвию (1982г.)

Ридли Скотт показал нам электрические джунгли Лос-Анджелеса 2019 года. Созданный им образ оказался настолько мощным, что многие даже не поняли, что увидели. И это, вероятно, худшее, что может случиться с фильмом. После выхода критики осудили кино, а публика его проигнорировала.

Но это был не конец. Подобно фениксу, "Бегущий по лезвию" восстал из пепла и со временем занял первые строчки в списках лучших фантастических фильмов.

Филип Дик часто поднимал в своих книгах тему альтернативных реальностей. Не исключено, что в другом мире мы бы увидели иную версию "Бегущего" от Мартина Скорсезе. Всего через год после выхода романа "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" он встретился с Филипом, чтобы обсудить экранизацию, но так и не решился начать проект. Позже, в начале 1970х, права пытался купить продюсер Херб Джаффе, а его сын Роберт написал сценарий, который Дик категорически отверг. По воспоминаниям Роберта, при встрече писатель первым делом спросил у него: "Мне побить тебя в аэропорту или в квартире?".

Филип Дик не дожил до премьеры «Бегущего», но успел увидеть отрывок, который его очень впечатлил. Писатель сразу узнал придуманный им мир. Он похвалил и финальную версию сценарияПоэтому история "Бегущего" началась с актёра Хэмптона Фанчера. За 20 лет он сыграл в десятках сериалов, но так и не стал известным. Фанчер решил сменить амплуа — написать сценарий и спродюсировать фильм. Один друг подал ему идею экранизировать роман Дика. Книга не слишком понравилась Фанчеру, но он решил, что фильм о детективе, который охотится на беглых андроидов, может быть коммерчески успешен.
Филип Дик не дожил до премьеры «Бегущего», но успел увидеть отрывок, который его очень впечатлил. Писатель сразу узнал придуманный им мир. Он похвалил и финальную версию сценарияПоэтому история "Бегущего" началась с актёра Хэмптона Фанчера. За 20 лет он сыграл в десятках сериалов, но так и не стал известным. Фанчер решил сменить амплуа — написать сценарий и спродюсировать фильм. Один друг подал ему идею экранизировать роман Дика. Книга не слишком понравилась Фанчеру, но он решил, что фильм о детективе, который охотится на беглых андроидов, может быть коммерчески успешен.

Поэтому история "Бегущего" началась с актёра Хэмптона Фанчера. За 20 лет он сыграл в десятках сериалов, но известным так и не стал. Фанчер решил сменить амплуа и написать сценарий. Один друг подал ему идею экранизировать роман Филипа Дика. Книга не слишком понравилась Фанчеру, но он решил, что фильм о детективе, который охотится на беглых андроидов, может быть коммерчески успешен.

В те времена за смешные деньги можно было купить интеллектуальную собственность. Заняв у друга пять тысяч долларов, Фанчер приобрел права на экранизацию и засел за сценарий. Первая версия называлась так же, как книга. Работа была камерной, это значит что почти все действие разворачивалось в помещениях. Автор сделал акцент на теме экологии, но почти проигнорировал ключевой вопрос романа: что делает человека человеком?

Изначально сценарий кончался самоубийством Рейчел
Изначально сценарий кончался самоубийством Рейчел

Сценарий Фанчер передал продюсеру Майклу Дили, но тот не впечатлился ни рукописью, ни романом, сочтя, что у них нет финансового потенциала. К счастью, Фанчер проявил настойчивость и переработал сценарий. Новая версия продюсеру понравилась, и он пустил проект в производство.

Между делом Фанчеру на глаза попался артбук Mechanismo, эстетика которого походила на то, что он хотел увидеть на экране. Фанчер показал Дили книгу и предложил взять её название для фильма, но Дили выбрал рабочий вариант "Опасные дни". Фанчеру он не нравился, и в итоге они сошлись на варианте "Бегущий по лезвию".

Дили решил, что идеальным режиссёром станет Ридли Скотт, только что ставший известным на весь мир благодаря "Чужому". Британец прочитал сценарий Фанчера и отказался. В то время Скотт готовился к съемкам "Дюны" и не хотел снимать две фантастики подряд, опасаясь ярлыка жанрового режиссера. Однако пре-продакшн "Дюны" шел медленно, а сценарий постоянно менялся. А в это время Ридли пережил семейную драму: его старший брат Фрэнк умер от рака. Чтобы справиться с депрессией, режиссер решил занять себя работой. Буксующая "Дюна" для этого не подходила, так что Скотт связался с Дили и сообщил, что передумал.

Скотт начал менять сценарий. Он хотел расширить мир "Бегущего" и вывести героев наружу, на улицы футуристического города. Постепенно сюжет становился похож на тот, который мы знаем, но оставались и различия. Так, в финале Декард просто расстреливал Роя Батти, а затем увозил Рейчел за город и убивал, пока до неё не добрались другие охотники. Фанчер спорил с идеями Скотта, обстановка накалялась, и продюсеры наняли другого сценариста, Дэвида Пиплза, чтобы он исправил сценарий по требованиям режиссёра.

Правки имели и другое последствие: бюджет проекта рос как на дрожжах. Изначально он составлял 13 миллионов, но быстро вышел из-под контроля. Требовалось дополнительное финансирование, которое Дили отыскал на студии Warner Bros.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1982г.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию" 1982г.

Продюсеры и Скотт рассмотрели много кандидатур на роль Рика Декарда, от Роберта Мичума до Джека Николсона, и остановились на Дастине Хоффмане. Тот несколько месяцев встречался с создателями, обсуждая сюжет и своего героя. Но представления Хоффмана о Декарде начали расходиться с мнением создателей, и он покинул проект.

Его место занял Харрисон Форд, которому в этом помог Стивен Спилберг. Найти беглого андроида Роя Батти оказалось легче: ассистентка Кэтрин Хабер посоветовала Скотту взглянуть на Рутгера Хауэра. Ридли согласился, что Хауэр станет идеальным воплощением сверхчеловека, и отдал ему роль, даже не встречаясь с актером. Рутгер привнес в образ много своего. Например, на совместной вычитке сценария он добавил в финальный монолог слова про "слезы под дождем". После чего с озорством посмотрел на сценариста, словно желая проверить реакцию.

Финальный монолог вошёл в фильм именно в версии, дополненной актёром
Финальный монолог вошёл в фильм именно в версии, дополненной актёром

Репликанта Рейчел сыграла Шон Янг. А неудачливого охотника на репликантов Холдена из вступительной сцены сыграл Морган Пол.

На роль "модели для удовольствий" Прис претендовала Стейси Нелкин, которая очень нравилась продюсерам, но получила отказ: девушка была слишком хрупкой, чтобы убедительно избивать Декарда. Поэтому Прис сыграла Дэрил Ханна, а Нелкин предложили роль Мэри, заботливого репликанта-няни. Не помните Мэри? С вашей памятью всё в порядке. Создателям не хватало бюджета, и шестого репликанта пришлось вырезать из сценария.

Но Мэри все же оставила след в картине: создатели забыли поменять фразу, что на Землю прибыло шесть репликантов. Один погиб в самом начале, в дальнейшем мы видели еще четырех: Зору, Леона, Прис и Роя Батти. Куда девался последний, шестой? Фанаты строили теории, что это сам Декард. На основе этой фразы был даже написан неиспользованный сценарий сиквела. Лишь в 2007 году Скотт исправил ошибку в "финальной" версии картины, выпущенной на видео.

Дэрил Ханна
Дэрил Ханна

Фраза "слезы под дождем" неплохо подходит для описания съёмок, которые стартовали в марте 1981 года и длились четыре месяца. Большую часть эпизодов снимали в студийном павильоне, но были и натурные съемки в Брэдбери-билдинг, сыгравшем жилище Себастьяна, и на вокзале Юнион, замаскированном под полицейский участок. Режиссёра предупреждали, что эти здания примелькались в других фильмах, но Скотт заявил, что покажет их так, как никто раньше не показывал, и он оказался прав.

Вообще Скотт начала 1980-х сильно отличался от нынешнего. Он обращал внимание на мельчайшие детали, делал десятки дублей даже крохотной сцены, пока не находил идеальный кадр. К примеру, режиссера не устроили чашка и карандаш Холдена из вступительной сцены. Он хотел, чтобы они безупречно дополняли композицию кадра. Реквизитору пришлось купить сотню чашек и карандашей, чтобы Скотт отыскал нужные.

Все это изматывало команду, от которой Скотт требовал такого же перфекционизма. С самого начала съемки начали отставать от графика, что нервировало продюсеров, не понимавших, зачем Скотт снимает так много материала. Недоволен был и Форд, которому приходилось подолгу сидеть без дела в гримерке. По слухам, он издевательски называл фильм "Ползущим по лезвию". По словам Шон Янг, она впервые увидела Харрисона счастливым в день завершения съемок.

Другой причиной недовольства были творческие разногласия: Форд не мог найти общий язык со Скоттом. Харрисон считал, что играет человека, делать Декарда репликантом он полагал глупостью, так как это разрушало идею фильма. Скотт же настаивал, что Декард репликант.

Недоволен был не только Форд: большая часть команды осталась не в восторге от Скотта. Возможно, дело было в разнице менталитетов британского режиссера и американской съемочной группы. Скотт не привык объяснять всю логику своих решений и требовал беспрекословного подчинения, а группа нередко считала требования режиссера крайне абсурдными.

Многие её члены стали носить футболки "Уилл Роджерс не встречал Ридли Скотта". Это намек на фразу Роджерса: "Не встречал никого, кто бы мне не нравился". Затем им попалось интервью Скотта, где он сказал, что предпочитает работать с англичанами, потому что они его уважают и встречают фразой "Ждем указаний, начальник". Дело чуть не дошло до забастовки, но в последний момент ее удалось предотвратить.

С тех пор Скотт и Форд вроде бы примирились, но, возможно, не до конца. На пресс-конференции, посвященной выходу "Бегущего по лезвию 2049", Форд сказал, что подписался на фильм, лишь узнав, что режиссёром будет не Скотт. Конечно это шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Лос-Анджелес будущего на одном столе
Лос-Анджелес будущего на одном столе

Даже те, кому "Бегущий по лезвию" не понравился, признают, что в техническом плане это шедевр. Он остается одним из самых красивых фильмов в истории, несмотря на возраст. При этом в начале 1980-х компьютерная графика еще пребывала в зачаточном состоянии. Эффекты делались с помощью декораций, миниатюр, моделей, комбинированных съемок и рисованных фонов.

Скотт выбрал компанию по спецэффектам Дугласа Трамбулла Entertainment Effects Group, отказавшись от услуг знаменитой ILM. У создателей было лишь два миллиона долларов на спецэффекты смешные деньги по меркам Голливуда. Но команда Трамбулла отработала каждый доллар. Они использовала все известные приемы той эпохи, чтобы создать иллюзию мегаполиса будущего.

Выручал создателей смог по сюжету Лос-Анджелес 2019 года вечно окутан дымкой. Поэтому миниатюры города снимали в герметичном помещении, куда подавали густой дым. Он был вредным для людей, поэтому съемочная группа размещалась в изолированной комнате, а в помещении с миниатюрами все надевали защитные маски. Смог позволил создать иллюзию глубины кадра и скрыл детали моделей.

А скрывать было что. Команде вечно не хватало материала, и они использовали все, что попадалось под руку. Модель "Тысячелетнего сокола" изобразила одно из зданий, а часть инопланетного корабля из "Близких контактов третьей степени" стала крышей полицейского участка.

Город "Бегущего" знаменит ещё и летающими автомобилями спиннерами, как их назвали в сценарии (кто же знал, что за 35 лет слово так поменяет значение). Для фильма построили четыре спиннера в натуральную величину и несколько миниатюрных моделей для сцен полета. Гордостью команды Трамбулла стала метровая модель весом в 35 килограммов и стоимостью 50 тысяч. На тот момент она была самой реалистичной миниатюрной машиной, построенной для кино.

У модели спиннера открывались двери, убирались колеса и светились все огни
У модели спиннера открывались двери, убирались колеса и светились все огни

Лос-Анджелес будущего наводнен рекламой, и создатели не упустили шанс отбить часть бюджета за счет скрытого и не очень рекламного блока. В фильме можно увидеть логотипы реальных брендов 1980-х —Bell System, RCA, Atari, Cuisinart, Pan Am, KOSS. Но после выхода картины многие из этих компаний обанкротились или столкнулись с финансовыми проблемами. Пресса назвала это проклятием "Бегущего". Интересно, поразит ли оно бренды, которые засветятся в сиквеле?

-9

Завершение съемок не означало конца проблем. Поскольку Скотт вышел за рамки бюджета, Warner Bros. попытались забрать фильм за долги и отстранить режиссера от монтажа. Но этому воспротивились другие инвесторы: они покупали фильм Ридли Скотта и хотели получить фильм Ридли Скотта. Увы, эти проблемы ограничили режиссёру пространство для маневра. Студия требовала привести кино к двухчасовому хронометражу. Скотт шесть недель пытался смонтировать версию, которая бы устроила продюсеров, но не слишком преуспел.

Трудности только начинались. На тестовых просмотрах "Бегущий по лезвию" оставил аудиторию в недоумении. Никто не понимал, что происходит на экране и о чем вообще фильм.

Продюсеры не придумали ничего лучше, чем добавить закадровый голос, объясняющий происходящее. Сама по себе идея неплохая, ведь мысли вслух одна из "фишек" жанра нуар, к которому близок "Бегущий". Вот только сценаристы не сумели придумать текст, который бы вписался в повествование. Харрисон Форд буквально ненавидел свои новые реплики. По слухам, он намеренно зачитывал текст как можно хуже, надеясь, что его не используют. Впрочем, сам актер это отрицает.

Другим камнем преткновения стала финальная сцена, где Декард и Рейчел уезжали из города. По сценарию в этот момент закадровый голос Декарда должен был сказать: "Я понял это на крыше той ночью. Я и Рой Батти были братьями. Новые боевые модели. Мы сражались в войнах, которые не могли присниться и в худших кошмарах. Мы были новыми людьми… Рой, я и Рейчел! Мы были сделаны для этого мира. Он был наш!" Стоит ли говорить, что этот вариант убивал всю загадку притом что многие из создателей считали Декарда человеком.

Текст заменили другим, в котором Декард рассказывал, что у Рейчел нет ограничения жизни в четыре года, а значит, они будут жить долго и счастливо. Также из фильма убрали кадры с единорогом, которые, по мнению студии, ничего не привносили в историю.

Чем меньше оставалось до премьеры, тем больше нервничали продюсеры. Они не знали, как продать кино, не похожее ни на что другое. В итоге они использовали в трейлере нарезку самых зрелищных моментов, из которых казалось, что фильм чистой воды боевик. Так они надеялись завлечь аудиторию, ходившую на "Звездные войны" и "В поисках утраченного ковчега".

-10

Премьера состоялась 25 июня 1982 года. При бюджете в 26 миллионов фильм собрал в прокате всего 27, половина из которых досталась кинотеатрам. В придачу фильм не понравился критикам. Его хвалили за визуальный стиль и саундтрек Вангелиса, но ругали за медленный темп, претенциозность и обман ведь "Бегущий по лезвию" не был обещанным боевиком. Многие говорили, что блеск спецэффектов скрывает идейную пустоту.

Как и многие культовые фильмы, "Бегущий по лезвию" обрел вторую жизнь на домашнем видео. Благодаря видеокассетам фильм увидели зрители, которые не пошли в кино из-за плохих отзывов. Он по-прежнему нравился не всем, но те, кто полюбил "Бегущего", полюбили его всем сердцем. У фильма появился преданный фэндом. Фанчер рассказывал, как его однажды узнал продавец в книжном магазине и рассказал, что состоит в фан-клубе "Бегущего" для сценариста это стало приятным сюрпризом.

Стилистические элементы картины ночной город, переполненные улицы, постоянный дождь, смог, летающие автомобили все чаще использовали в других фильмах и клипах. "Бегущий по лезвию" незаметно стал прародителем нового жанра, который мы сейчас знаем как киберпанк.

В начале 1990х рабочая версия фильма стала достоянием общественности. Вышло несколько книг, посвященных истории "Бегущего по лезвию", которые вернули интерес к картине. В 1992 году Скотт выпустил режиссерскую версию без закадрового голоса и хэппи-энда, зато с единорогом.

Уловив тенденцию, критики начали оперативно менять мнение тот же Эберт включил ленту в свой список величайших фильмов. Еще через 15 лет Скотт выпустил "финальную" версию, которая, впрочем, мало отличалась от режиссерской. А теперь "Бегущий" обзавелся продолжением.

Сейчас в сторону фильма можно услышать слова "выдающийся", "знаковый", "трансцендентальный" и, конечно, "шедевр".

Сила творения Ридли Скотта в его атмосфере, стиле и визуальных образах которые вдохновили и, несомненно, еще вдохновят множество других творцов. "Бегущий по лезвию" стал учебным пособием для начинающих режиссёров.

Бегущий по лезвию 2049 (2017г.)

-11

Прошло 30 лет с событий "Бегущего по лезвию". Земля окончательно погрузилась в экологическую катастрофу, и запрет использовать на нашей планете репликантов искусственных людей-рабов пришлось снять. Благо магнат Ниандр Уоллес создал новых, полностью послушных репликантов. Старые модели объявлены вне закона, и на них снова охотятся полицейские-киллеры, известные как "бегущие по лезвию". Один из таких главный герой, агент Кей.

Продолжение культового фильма поручили снимать Дени Вильнёву. Как и оригинал, продолжение медленная и мрачная драма, которая захватывает атмосферой и панорамными видами Лос-Анджелеса будущего. Но во всём этом сразу чувствуется не подражание Ридли Скотту, а собственный стиль нового режиссёра.

Вильнёву и его оператору Дикинсу шикарно удаются плавные пролёты камеры над пейзажами, декорации небоскрёбов и трущоб, вызывающие клаустрофобию интерьеры. Свои панорамные виды он дополняет низким гудением и гулкими ударами так, что от ощущения грандиозных масштабов мурашки бегут по коже.

Вильнёв не пытается воспроизвести мир оригинала он сразу начинает выстраивать собственный. Старый фильм запоминался неоновыми огнями рекламы и безумными цветастыми костюмами и в новом всё это есть, но куда больше в нём серости, разрухи и пасмурного неба. В этом мире холодно, тускло и неуютно, он вызывает чувство той самой "безысходности" с чёрно-белых картинок в интернете.

Вильнёв показал не только сияющий город с небоскрёбами, но и мир за его пределами и оказалось, что там пустыня, полная свалок, ржавых конструкций и оставшихся от войны руин. Здесь нищие охотятся на пролетающие машины, а дети работают до изнеможения на подпольных фабриках, выколупывая ценные металлы из подержанной техники. Можно сказать, мир "Бегущего" пересёкся с миром "Элизиума". Или с нашим, где вся эта "постапокалиптическая фантастика" вполне реальность для многих стран третьего мира.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049" 2017г.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049" 2017г.

Сиквел не только показывает мир "Бегущего" по-новому, но и пытается его осмыслить и объяснить простому зрителю как раз этого оригиналу отчасти не хватало. Из нового фильма понятнее, почему репликантов невозможно отличить от людей: никакие это не "андроиды", а генетически модифицированные клоны с человеческой ДНК. И теперь центральная тема фильма не "как распознать репликанта и не репликант ли я сам", а "могут ли репликанты размножаться и вообще стать полноценными людьми".

Объяснили и подозрительное отсутствие в будущем интернета и других привычных нам технологий оказывается, Земля пережила катастрофу, погубившую всю цифровую технику. Нам дают посмотреть на рождение репликанта. Вильнёв даже показывает, как и кто создаёт им искусственные воспоминания. Благодаря проработке и множеству мелких и крупных деталей его безысходный мир оживает и кажется реальным.

Однако создать впечатляющий мир мало, надо ещё населить его живыми людьми. И вот это у сиквела получилось не так удачно. Да-да, это в первую очередь про Райана Гослинга. Как можно было допустить, что главный герой почти весь фильм ходит с одним и тем же скучающим выражением лица?

Допустим, дело не в таланте актёра, а просто в сценарии герой прописан таким сдержанным и пассивным. Возможно даже, так специально задумали, чтобы на фоне Кея казались более живыми второстепенные герои влюблённая в него хрупкая девушка-голограмма (отличная работа Аны де Армас), задиристая проститутка (Маккензи Дэвис) и брутальная начальница "бегущих" Мадам (Робин Райт). Но оправдания не отменяют того, что наблюдать за этим пофигистом скучно, особенно учитывая медленный темп картины, а сопереживать ему трудно. Даже в самой трогательной и необычной эротической сцене за всю историю кинофантастики Кей выглядит так, будто ему все равно.

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049" 2017г.
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049" 2017г.

Увы, Гослинг не стал достойным наследником Харрисону Форду. Это становится особенно очевидно, когда сам Форд наконец вытаскивает свою мощную харизму на экран. Его роль совсем небольшая, гораздо меньше, чем могло показаться по трейлерам, но при каждом появлении он напрочь затмевает Райана. Его Декард тоже холоден и замкнут, но вот мелькнула кривая ухмылка, приподнятая бровь и сразу понимаешь, насколько интереснее можно сыграть даже сдержанного персонажа.

Остались вопросы и к злодеям, но уже не к актёрской игре, а к логике и мотивации. Центральный для сюжета конфликт героев с корпорацией Уоллеса, если задуматься, вообще не должен был произойти. Их цели не так уж сильно отличаются Уоллес мог добиться своего, если бы объяснил героям свой замысел (в котором ничего злодейского нет) или обманул их.

Чтобы исключить такую возможность и сохранить конфликт, сценаристы врубили магнату режим "психопат" на максимум. Уоллес (второй претенциозный безумец подряд от Джареда Лето) и его помощница Лав (холодная и жёсткая Сильвия Хукс) убивают репликантов и людей по поводу и без просто чтобы мы не забывали, за кого нам положено болеть. Действия этой парочки можно разбирать как примеры "чего НЕ надо делать, если вы кинозлодей".

Сценаристы, похоже, так и не придумали, чем разрешить конфликт. По крайней мере, фильм кончается так, что впору писать на экране "Продолжение следует ждите третьей части". На самом деле, это была бы неплохая идея. В мире "Бегущего" осталось много тайн и недосказанностей, а полюбоваться на работу Вильнёва ещё раз вряд ли кто-то откажется.

...

Помочь автору канала на достижение мечты, Сбербанк : 2202206137014739

Друзья также хочу пригласить вас в свой Telegram канал, там я показываю повседневные моменты из жизни. А так же делюсь впечатлениями от книг в формате ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, устраиваю опросы ЧТО ПОЧИТАТЬ? И многое другое.