Найти тему

Точки роста ученика в учёбе

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Как-то на уроке после очередной самостоятельной спонтанно разговорилась со своими второклассниками на тему "Как ученик сам себе помогает в учёбе". На доске нарисовалась схема (фото). Она до сих пор существует на нашей классной доске как напоминалка. Схема несовершенна, вы её вполне можете дополнить, оспорить, раскритиковать и т.п. (Приглашаю вас к разговору!)

Но в ней обозначены точки, пришедшие мне на ум в сиюминутном разговоре с конкретными детьми. Точки роста самого ученика.

Я уже писала о том, что обучение в начальной школе - процесс трёхсторонний: ученик - учитель - родитель. Роль учителя велика. Учитель либо мотивирует и учит, либо демотивирует и отбивает желание учиться. Роль родителей в начальной школе неоценима. Родители - тыл, помощь, забота, защита, поддержка. Если нет этого "набора", ребёнку трудно учиться хорошо. Для учителя и родителя есть свои небольшие сектора на схеме.

Но главный участник процесса - ученик. Ему труднее всего. Он должен научиться учиться и знать, как он сам может себе помочь. Конечно, многое упирается в возрастную психологию, физиологию, здоровье и т.п. И всё же большинство детей вполне могут справляться с учёбой самостоятельно, если знают ключевые моменты успеха, точки своего роста.

Точка 1 - дисциплина (не путать с муштрой!). Для массовой школы нельзя отменить дисциплину на уроке. Это мера необходимая и вынужденная. Особенно в условиях, когда в классах от 25 до 40 человек. Поэтому первое, с чем знакомят первоклассников - это правила поведения на уроке и в школе. "Соблюдай тишину на уроке", "Хочешь сказать, подними руку", "Не перебивай говорящего" и т.п.

Правила все знают, но соблюдают в силу разных причин далеко не все. Нынешний класс у меня подобрался шумный: 13 болтунов и болтушек из 26. И весь год в первом классе я боролась-воевала, приучая детей к тишине на уроке. (Понимаю, что "боролась-воевала" не то слово, и за него мне поддадут в комментариях, возможно, но пока не могу подобрать синоним). Теперь они во втором, на уроках намного тише. Уже можно вести даже задушевные беседы и юморить без ущерба для рабочей обстановки.

Конечно, не каждый сидит чинно, сложив руки перед собой. Но каждый видит разницу в своих отметках под классной работой, когда отвлекался, а когда держал себя в руках. И это тоже мотивирует на собственную дисциплину. Ведь дисциплина - это выдержанность и строгость к самому себе. И ей тоже надо учиться.

А волевая сфера у 7-8-летнего ребёнка пока слабо развита. Приходится прикладывать большие усилия и даже совершать насилие над собой, пытаясь не болтать с соседом о новых наклейках, играх и т.п. Это даже физически тяжело. Но деваться некуда. Поскольку если нет в классе (и лично у ученика) дисциплины, нет знаний. И всем остальным точкам роста просто неоткуда появиться.


Поведение класса в целом "заразно" для учеников. Плохое поведение "заразно": есть дети, которые становятся нарушителями дисциплины, потому что атмосфера вынуждает: он болтает, значит, и мне можно.
Хорошее поведение класса тоже "заразно": знаю учеников-"хулиганов", которые переходили в другой класс и, попадая в рабочую спокойную атмосферу, менялись на глазах. А где "хулиган"-то? Был да сплыл...
У детей 7-8 лет ещё силен подражательный безусловный рефлекс. Это физиология. Но воспитание в семье и школе никто не отменяет! Оно даёт условные рефлексы. Дисциплинированными людьми не рождаются. Ими становятся. Это тоже труд.

Точка 2 - классная работа. Главная задача на уроке - внимательно слушать учителя и тщательно записывать классную работу в тетради. и с тем, и с тем часто возникают проблемы. Внимательно слушать учителя весь урок - тяжёлый труд. С концентрацией внимания проблемы у многих детей. В 7 лет непрерывно удерживать произвольное внимание ребёнок может 10-15 минут. Но урок-то намного длиннее. А нет внимания - нет памяти, нет крепких знаний.

Да что дети, взрослые тоже постоянно отвлекаются. Профессор Глория Марк из Калифорнийского университета проводила эксперимент с офисными работниками, приставив к ним наблюдателей, засекавших длительность любой активности с точностью до секунды. Выяснилось, что люди переключаются с одного дела на другое каждые 3 мин 5 секунд. О каком погружении в работу может тогда идти речь?

Хорошая старая новость в том, что концентрацию внимания можно тренировать. И ученику это тоже под силу.

Почему важно тщательно записывать классную работу? Под словом "тщательно" я подразумеваю целиком и аккуратно. Целиком для того, чтобы иметь возможность заглянуть в свои записи во время домашней работы. Надо писать классную работу со всеми пометками и пояснениями, как это делает учитель на доске. А дома - смотреть на образец в классной работе.

Аккуратным почерком нужно писать потому, что на небрежные движения руки мозг реагирует как на неважную работу, которой не стоит уделять много внимания. Чем аккуратнее выписываются буквы и цифры, тем больше мозг понимает, что работа важна и для неё нужны крепкие нейронные связи. По опыту - отметки резко меняются в лучшую сторону даже у двоечников и троечников, махнувших на себя рукой. Иногда до удивления резко. А всё потому, что возрастает концентрация внимания.

Правда, несколько уменьшается скорость письма, но это временно. Как говорится, лучше меньше, да лучше.

Не зря же в древнем Китае высокие чиновники перед вступлением в должность сдавали экзамен на каллиграфию. Она, как и математика, "ум в порядок приводит".

Точка 3 - умение читать задание. Это особый вид чтения - "учебное".
Для собственного удовольствия можно книгу читать, как хочешь. Хочешь вслух, хочешь про себя, хочешь вверх ногами. На здоровье.

Чтение учебного задания - совершенно другое:
1) читать задание надо
несколько раз (не менее 3-х, а некоторым товарищам и больше);
2) читать надо
медленно, размеренно, вчитываясь в слова, а не проскакивая их "галопом по Европам";
3) надо обращать внимание на
ключевые слова, в которых суть задания;
4) надо сделать
паузу, прежде чем кидаться отвечать на вопросы в задании.

Простой пример недавнего домашнего задания по математике: "Реши примеры. Найди закономерность в получившихся числах-ответах. Запиши следующее число". Здесь три ключевых действия: реши, найди, запиши. 50% детей не увидели слов "запиши следующее число". Принесли просто решённые примеры.

Домашнее задание по русскому языку: "Спиши текст. Найди однокоренные слова, выдели корни". Как вы думаете, что сделали 50% учеников? Правильно. Просто списали текст. "А что, разве надо было корни выделить? Ой!"

Очень часто повторяется ситуация. Говоришь: это задание выполняем самостоятельно. Допустим, нужно начертить прямоугольник 6х4см и найти периметр. Что подразумевает учитель (в данном случае - я)? Прочитай трижды задание, не спеши, вникни сначала. Потом выполняй. Чего проще и непонятней?

Тут же кто-нибудь подходит:

- Марьванна, я не понял, что тут делать?

- Читал задание?

- Читал. Не понимаю.

- Нужно начертить прямоугольник 6х4см и найти периметр.

- А-а, понятно.

А что я сделала? Я просто прочитала вслух задание. В 90% случаев такой ученик даже не даёт себе труда прочесть и вникнуть. Сразу идёт к учителю: я не понял. Так ты и не читал даже.

Информация по схеме моих второклашек впечатлила. Сидели тихо, внимали. Сказать, что прям сразу все всё ринулись выполнять, не скажу. Но процесс потихоньку идёт. По крайней мере, стали слышны вопросы типа: "А ты на схему на доске смотрел вообще?")) И то праздник учительской душе. А впереди ещё два года в начальной школе. Прорвёмся!