Первое послание апостола Павла к Коринфянам
Напомним, что мы решились рассмотреть тексты Посланий не в каноническом виде, но лишь точно удостоверенный отцами-ересиологами текст того изначального Апостола, представленный римской церкви Маркионом в 140-м году, для того, чтобы уяснить вероучительную и богословскую концепцию Павла. Исходим из того, что содержащееся в сокращенном тексте содержится и в каноническом. Таким образом, уяснив из «сокращенного» текста концепцию Павла, можно будет сделать вывод о том, могло ли это быть написано Павлом-иудеем, каким мы его себе представляем, в середине первого века, или же революционность его воззрений выходит за рамки того периода времени, которым предположительно обозначаются годы написания Павлом своих Посланий – и тогда встает вопрос об источнике этих поистине революционных воззрений. Обращаю внимание читателей на то, что нас прежде всего интересует вероучительная концепция, разработанная Павлом, и потому некоторые части Первого послания к Коринфянам мы предпочитаем оставить без комментариев.
Текст:
1:3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса
1:11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, что между вами есть споры.
1:12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»;
1:13 Разве разделился Христос?
1:18 Ибо крест Христов для погибающих глупость (μωρία) есть, а для спасаемых, – сила и премудрость Божия.
1:19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну
1:20 Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1:21 Ибо когда мир (κόσμος) своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
1:22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости для Иудеев соблазн немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 1:28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее 1:29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась
1:31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом
2:6 Мудрость (Σοφίαν) же мы проповедуем между совершенными князей (ἀρχόντων) века сего преходящих211, 2:7 но проповедуем премудрость Божию, прежде веков властей века сего ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
2:14 Душевный человек не принимает того, что от Духа
:2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3:3 потому что вы еще плотские
кроме положенного, которое есть Иисус Христос
3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
3:17 Если кто разорит храм Божий, сам будет разорен
тот будь глупым (μωρός), чтобы быть мудрым.
3:19 Ибо мудрость мира сего есть глупость пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их
3:20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
3:21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
3:22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,– все ваше; 3:23 вы же – Христовы, а Христос – Божий
4:5 осветит скрытое во мраке и сердечные тогда каждому будет похвала от Бога
4:9 мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и человеков.
4:14 пишу сие, детей моих.
4:15 я родил вас благовествованием.
5:1 некто вместо жены имеет жену отца своего.
5:5 я передал сатане на погибель плоти, чтобы дух был спасен в день Господа
5:7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан.
5:13 Итак, извергните развращенного из среды вас
6:13 Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, как храм для Бога и Бог для храма.
6:14 Воскресивший (ἤγειρεν) Господа, воскресит и нас.
6:15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? сделать их членами блудницы? Да не будет!
6:16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
6:18 Бегайте блуда;
6:20 Ибо вы куплены дорогою ценою.
7:9 если не могут воздержаться, пусть вступают в брак;
7:10 не разводиться 7:11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим
7:29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, ,имеющие жен должны быть, как не имеющие
7:39 только в Господе
8:4 что идол в мире ничто
8:5 есть так называемые боги, или на небе, или на земле у нас один Бог Отец, из Которого всё (τὰ πάντα)
8:13 не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего
9:7 воин насадив виноград, Кто, пася стадо
9:8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9:9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
9:14 проповедующим Евангелие жить от благовествования.
9:15 нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою
9:18 безмездно,
10:1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
10:3 и все
10:6 А это были примеры для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы
10:7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть
10:9 Не станем искушать Христа
10:11 Каким же образом (quemadmodum) это произошло с ними, было написано для предостережения нам, при которых пришло завершение веков
10:16 Чаша благословения, Крови
Хлеб, который преломляем, приобщение Тела
10:19 Что же я говорю? Что есть жертва святилищная (ἱερόθυτόν)? Что есть идоложертвенное?
10:20 То что они, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу.
11:3 мужу глава Христос
11:5 жена, пророчествующая покрывается.
11:7 муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия;
11:8 но жена от мужа; 11:9 и жена для мужа.
11:10 Посему жена и должна иметь на голове своей власть (ἐξουσίαν) над нею, из- за (διὰ) Ангелов
11:19 разномыслиям (αἱρέσεις)
12:1 Теперь же о духовных дарах
12:8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания (γνώσεως), 12:9 вера, тем же Духом; иному дары исцелений, 12:10 иному иному
12:24 Но Бог соразмерил (συνεκέρασεν) тело, внушив о менее совершенном большее попечение
12:28 Господь поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками,
но любовь из них больше
14:1пророчествовать.
14:2 незнакомом языке, говорит духом
14:18 более всех вас говорю 14:19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим
14:21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему;
14:25 тайны сердца его обнаруживаются,
псалом, откровение, истолкование,
14:32 И духи пророческие послушны пророкам,
неустройства, но мира (εἰρήνης)
15:1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, если преподанное удерживаете если только не тщетно уверовали.
15:3 Ибо я первоначально преподал вам, Христос умер за грехи наши,
15:4 что Он погребен был, и что воскрес в третий день
15: мы так проповедуем, и вы так уверовали.
15:12 мертвых?
15:13 Если нет воскресения (ἀνάστασις) мертвых, то и Христос не воскрес (ἐγήγερται);
15:14 а если Христос не воскрес (ἐγήγερται), то и проповедь наша тщетна,
15:15 если мертвые не воскресают (ἐγείρονται), то и Христос не воскрес (ἐγήγερται).
15:17 А если Христос не воскрес (ἐγήγερται), тщетна
15:21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение (ἀνάστασις)
15:22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживают
15:25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги
15:29 делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
15:35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
15:37 зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 15:38 Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело
15:39 но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у птиц.
15: тела небесные и тела земные
15:41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд;
15:42 Так и при воскресении: сеется в тлении в славе; в силе; 15:44 сеется тело душевное, восстает тело духовное
15:45 первый человек Адам стал душою живущею; а последний Господь есть дух животворящий
15:46 Но не духовное прежде,
15:47 Первый человек – из земли, перстный; второй – Господь с неба. 15:48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 15:49 И как мы носили образ перстного, давайте будем носить и образ небесного
15:50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия
тление не наследует нетления
15:51 изменимся15:52 вдруг, во мгновение ока, мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся
15:53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, смертному сему облечься в бессмертие
15:54 Когда смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»
15:55 Смерть! где твое жало? смерть где твоя победа?
15:56 смерти
15:57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Этот текст, как и предыдущие, обладает собственной замечательной связностью, несмотря на некоторые смысловые лакуны, которые, возможно, были утрачены и впоследствии заменены содержимым канонической версии
Разбор:
В отличие от канонической версии, содержащей главы, мы позволили себе, убрав разбиение по главам, разделить послание на условные смысловые блоки с тем, чтобы каждый из них комментировать отдельно.
Блок 1: конфликт в Коринфской церкви
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса.
О невозможности такого приветствия от иудея-Павла уже было говорено выше, в других посланиях.
1:11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, что между вами есть споры.
1:12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»;.
1:13 Разве разделился Христос?
Павел обозначает конфликт в коринфской общине, случившийся по причине «другой» проповеди, принесенной в Коринф теми, кого Павел обозначает как Кифу и Аполлоса. Об Аполлосе не имеется никаких сохранившихся исторических сведений. Что же касается Кифы, то из евангелия Иоанна узнаем, что этим именем (Кифа в переводе с арамейского означает «скала») Сам Иисус нарек того, кого в христианском мире принято называть Петром-Первоапостолом. Заметим, что Петр-камень является неправильным переводом арамейского слова «кифа»-скала.
В то же время Евсевий в своей Истории церкви в 12-й главе книги первой упоминает другого Кифу: «Климент в 5-й книге своих «Очерков» (Hypotyposes) рассказывает, что Кифа, о котором Павел говорит: «Когда (Кифа) пришел в Антиохию, я прямо воспротивился ему», был тезкой апостолу Петру и одним из семидесяти». Впрочем, это сомнительно, поскольку слово Кифа, нареченное Иисусом Симону, было прозвищем, и не входило в число распространенных известных нам имен. Однако, наводит на подозрение о том, что в Иерусалиме действовал другой Кифа-Петр, обрезанный иудей, самозванец, прикинувшийся Кифой-Петром, Симоном, который был не евреем, но галилейским рыбаком, бежавшим из Иерусалима вместе с другими апостолами-галилеянами, и в «город убивающий пророков» более никогда не возвращался.
Если принять, что Кифа, упомянутый Павлом, был именно тем самым Петром-первоапостолом, то суть конфликта в Коринфе, и последующие рассуждения Павла о Христе становятся более понятными: Петр, будучи галилейским простолюдином, не мог быть ни иудеем, ни проповедником мессианского иудаизма, которому в основном должен был быть привержен Павел, поскольку Петр внимал Самому Иисусу, и слышал, и впитал Его проповедь и Учение о другом, доселе неведомом человечеству Боге, Отце Небесном: «Бога не видел никто никогда; Единственный возлюбленный Сын явил Его в Себе» (Ин. 1:18). И, таким образом, становится понятной суть конфликта: пришлые проповедники явились в Коринф, где уже потрудился Павел, с проповедью другого Бога – и произошло разделение уверовавших в Воскресшего на «Павловых» и «Кифовых», из-за чего всполошился Павел, которому донесли об этих пришельцах. При этом следует заметить, что ни самих проповедников, ни сути их учения Павел, очевидно, не знает, но стремится восстановить свой контроль над коринфской церковью, и для этого пускается в пространные путаные разъяснения сути своей проповеди, столь некстати опровергнутой пришлыми конкурентами, кем бы они ни были.
Христос – это жданный иудеями Машиах, за которого иудеохристиане (и Павел) приняли Иисуса по Его Воскресении – в этом суть раннего иудеохристианства, как мессианской секты иудаизма.
Является ли этот конфликт в Коринфской церкви действительным происшествием столкновения двух разных проповедей раннего христианства? На этот счет имеются обоснованные сомнения, которые и представим.
О другом, весьма схожем конфликте именно в Коринфской церкви известно из Первого послания к Коринфянам за предположительным авторством Климента Римского, датируемым началом второго века. В нем Климент, действительно, упоминает в главе 47-й о Павле и его послании – но как бы вскользь: «Глава XLVII. Настоящий раздор ваш хуже первого бывшего во времена Павла.
Возьмите послание блаженного апостола Павла. О чем он прежде всего писал вам в начале евангельской проповеди? Истинно он по вдохновению написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у вас разделение на различные стороны».
В то же время в ответе Дионисия Коринфского, датируемого 167-м годом, Дионисий не упоминает ни о Павле, ни о его посланиях в Коринф, ни даже об этом климентовом упоминании первого конфликта в коринфской церкви. Создается впечатление, что в Коринфе павловых посланий не знали, не читали, не видели и не хранили – что странно, с учетом того, что между павловыми и климентовыми посланиями прошло, возможно, лет тридцать, а между климентовым и дионисиевым – почти семьдесят.
В то же время известно, что маркионов Апостол появился около 140-го года, и упоминание Павла в климентовом послании вполне могло появиться уже после этого, а изначальный текст, посланный в Коринф в начале второго века, как раз и не содержал этой 47-ой главы, что объясняет, почему Дионисий не упоминает об этом в своем ответе Риму.
То есть, подводя итог, можно предположить, что конфликт в павловом послании является отголоском климентова послания, и был вписан в павловы послания уже после появления послания Климента – но до начала маркионитской полемики. Что позволяет поставить под сомнение как подлинную датировку 1-го послания Павла к Коринфянам, так и саму принадлежность этого послания Павлу.
Блок 2: обоснование веры в библейского бога и рожденного им себе через воскрешение Иисуса сына божия как залог спасения верующих в него.
1:18 Ибо крест Христов для погибающих глупость (μωρία) есть, а для спасаемых, – сила и премудрость Божия.
Что есть «спасаемые»? Сама возможность Еллину «спастись» верой в библейского бога для иудея абсурдна: только для родовых иудеев уготовано спасение и вечное блаженство их богом, а для прочих – страшный суд по воскресении мертвых и вечное мучение за то, что осмелились родиться не евреями. Так что нормативный иудей, каким Павел себя представляет, никакого спасения эллинам-язычникам предложить не мог. Но и иудеи в «спасении» Павлом ограничиваются: теперь спасение возможно только для иудеев, уверовавших в Воскресшего. Однако, под самим спасением Павлом может иметься ввиду только лишь «добрый ответ на страшном суде» их бога об их вере в воскресшего Машиаха-Христа. То есть, вот воскреснут мертвые – и только те евреи, кто веровал при жизни в Воскресшего, войдут в новую нетленную жизнь. Ни о каком посмертном «спасении» для иудея и речи быть не могло, жизнь человека вне тела не существует.
1:19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну (Ис. 29:14).
1:20 Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1:21 Ибо когда мир (κόσμος) своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
То есть, здесь Павел утверждает, что Иисус не только по Своем Воскресении стал, но и при жизни уже был богом, которого мир не познал – для иудея совершенно невозможное утверждение, восходящее к Прологу ев. Иоанна: «И Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14)
1:22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; Христа для Иудеев соблазн немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
1:27 …избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 1:28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее 1:29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась
1:31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.
2:6 Мудрость (Σοφίαν) же мы проповедуем между совершенными князей (ἀρχόντων) века сего преходящих,
Князья века сего преходящие – это богоизбранные библейские евреи, а совершенные между ними, которым проповедуется мудрость – безусловно, евреи, уверовавшие в мессианство Иисуса
2:7 но проповедуем премудрость Божию, прежде веков властей века сего; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
То есть, реченная премудрость Божия была задумана библейским богом задолго до учреждения богоизбранного еврейства – вот о чем здесь говорит нам Павел. Это богословие Бога-Слово, гораздо более позднее, чем павловы времена. Для Павла Воскресение Иисуса есть вселение в его мертвое тело «духа Яхве», оживившего его и превратившего в бессмертного «младшего» бога – ни о каком Боге-Слове, рожденном «прежде всех век» иудеи понятия не имели. Распятие Господа Славы означает признание Иисуса Богом при его жизни а не только после смерти и Воскресения – для иудея немыслимо.
2:11 Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
Это – подтверждение предыдущего речения от имени Духа Божия – Дух Яхве отнюдь не имел таких полномочий, которые были ему приписаны гораздо позже в развитом христианском богословии на основании ев. Иоанна.
2:14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия
3:2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, 3:3 потому что вы еще плотские
О чем это здесь Павел, что за противопоставление молока и твердой пищи? Можно предположить, что под этим противопоставлением имеется ввиду то, что Павел вначале утаил от своих пасомых, но решил теперь открыть, хотя они все еще «не в силах»: библейский бог является богом не одних евреев, а просто единственным богом всех племен и народов, остальные боги ложные, а евреи – это особо отмеченные избранники вселенского бога-Яхве, и проповедь о Воскресшем обращена в первую очередь к ним, и только потом уже, как особая милость и снисхождение – ко всем прочим неевреям.
3:10 …мудрый строитель, положил основание,
3:11 …кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Это совершенно невозможная для иудея идея: если дух божий живет в ком-то, то он уже бог, подобно Воскресшему Иисусу, в которого вселился дух Яхве и оживил его, мертвого, в бессмертного бога. Идея эта восходит к проповеди Иисуса о Рождении Свыше, и Павлу присуща быть никак не может.
3:17 Если кто разорит храм Божий, сам будет разорен
3:18 …тот будь глупым (μωρός), чтобы быть мудрым.
3:19 Ибо мудрость мира сего есть глупость пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (Иов. 5:13).
3:20 И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны.
3:21 Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше:
3:22 Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее,– все ваше; 3:23 вы же – Христовы, а Христос – Божий.
4:5 …осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
4:9 …мы сделались зрелищем для мира, для ангелов и человеков.
4:14 …пишу сие, детей моих.
4:15 …я родил вас благовествованием.
То есть, мир не уверовал в библейского бога евреев, и тогда этот бог предал Иисуса смерти, чтоб воскресить богом – во что ни иудеи «по Писанию», ни язычники, не верящие ни в какие воскресения мертвых, поверить не могут – так обличает Павел «мудрость» мира, уверяя своих пасомых в том, что «родил вас благовествованием». Таким образом, здесь Павел или предстает обманщиком, заведомым обманом завлекающим язычников в собственную религию иудаизма-лайт для неевереев, «забыв» при этом упомянуть о том, что любой иудаизм: мессианский или обычный нормативный – для одних только евреев и более ни для кого; или это писал не иудей и не в середине первого века, а плохо знающий иудаизм автор во времена развитого богословия Спасения праведных душ не ранее второго века.
Блок 3: общее морализаторство
некто вместо жены имеет жену отца своего.
5:5 я передал сатане на погибель плоти, чтобы дух был спасен в день Господа.
5:7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан
Итак, извергните развращенного из среды вас
Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела, как храм для Бога и Бог для храма.
6:14 Воскресивший (ἤγειρεν) Господа, воскресит и нас
6:15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? сделать их членами блудницы? Да не будет!
6:16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
Здесь стоит особо остановиться на этом весьма фривольном сравнении: каким образом верующие в Иисуса становятся его «членами»? Так же, как и «одно тело» с блудницей – соединившись с Иисусом телесно. А как это? В данном случае (в отличие от соития с блудницей) через то, что верующие принимают в себя Тело и Кровь Иисуса в Причастии – вот о чем говорит здесь Павел. Но причастие Тела и Крови – богословие, совершенно неприемлемое для иудаизма, что ниже будет разобрано нами гораздо подробнее. Здесь лишь отметим, что Причастие первых израильских иудеохристиан, согласно Дидахе, не содержит никаких упоминаний о Теле и Крови, но лишь о хлебе и вине в поминальной трапезе в воспоминание Иисуса.
6:18 Бегайте блуда;
6:20 Ибо вы куплены дорогою ценою.
если не могут воздержаться, пусть вступают в брак;
не разводиться с мужем, – 7:11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,– пусть разводится;
7:29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, имеющие жен должны быть, как не имеющие; только в Господе.
что идол в мире ничто,
есть так называемые боги, или на небе, или на земле, у нас один Бог Отец, из Которого всё (τὰ πάντα),
Никаким Отцом библейский бог иудеям не был никогда, и Творцом, согласно библии, Яхве, появляющийся лишь во второй главе Еврейской Библии уже после сотворения мира богом-Эллохим (Совет богов), не был, все это было приписано ему в постбиблейском талмудическом иудаизме.
не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
9:7 воин насадив виноград, Кто, пася стадо,
9:8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9:9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
9:10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
проповедующим Евангелие жить от благовествования.
нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
10:1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 10:3 и все
ели одну и ту же духовную пищу; 10:4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
Это утверждение явно относится к более позднему развитому христианскому богословию, чем времена Павла, никаким «камнем», из которого, согласно библии, пили иудеи, (Числа 20:11) жданный иудейский Машиах быть не мог и не являлся, поскольку все эти прообразовательные аллегорические смыслы развивал Филон Александрийский и его последователи, за что были иудаизмом обвинены в богохульстве и прокляты.
10:5 Но не о многих из них благоволил
10:6 А это были примеры для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
10:7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть (Исх. 32:6).
10:9 Не станем искушать Христа,
Каким же образом (quemadmodum) это произошло с ними, было написано для предостережения нам, при которых пришло завершение веков.
Остальное - без комментариев
Блок 4: формула Евхаристии.
Самым удивительным, и для иудея невозможным, немыслимым, является совершенно новаторская идея Павла о причащении не только Плотью, но и Истинной Кровью Иисуса под видом превращенного в Нее вина.
Павел далеко перешагнул границы дозволенного в иудейских языческих практиках жертвоприношений, заставив христиан не только есть жертвенную Плоть, но и пить Кровь своего Бога – хоть и под видом хлеба и вина, но провозглашается за каждой литургией и утверждается в богословском учении, что вино и хлеб пресуществляются (или прелагаются, что в общем одно и то же, магия) волшебным образом в истинные Плоть и Кровь Иисуса.
С точки зрения иудаизма потребление жертвенной крови считалось святотатством и наказывалось смертью (Лев. VII:27, XVII:10): кровь – это священная жидкость, содержащая в себе душу, то есть жизненную силу, дыхание самого Бога, которому она (душа) принадлежит и только ему одному должна возвращаться. Поэтому кровь жертвы во время жертвенного убиения сливалась в специальные сосуды, кровью жертв кропили во святая святых и мазали роги жертвенника в ознаменование, что жертва принята – но никогда жертвенная кровь в иудаизме не употреблялась в пищу и питье. В других языческих религиях – сколько угодно, но в иудаизме – под страхом смерти никогда. Мясо жертвенных животных съедалось за ритуальными трапезами, но не кровь. «Главная причина, по которой воспрещалось законом Моисеевым употребление в пищу крови, несомненно заключалась в том, что кровь главнейшим образом посвящалась Богу. Да и все почти по закону, говорит ап. Павел, «очищается кровью и без пролития крови не бывает прошения» (Евр. IX, 22)».
Теперь, в подтверждение исключительной революционности павлова новаторства в богословии Жертвы с употреблением в пищу Плоти и Крови Иисуса приведем евхаристическую формулу из Дидахе (Учение двенадцати апостолов), которое, при всей сомнительности его происхождения, все-таки признается наукой ранним документом, датируемым аж первым веком, и чуть ли не его серединой, что делает его ровесником павловых посланий. Также признано, что это Учение является порождением именно первичного иудеохристианства, иудейской общины христиан, не признававшей Павла своим апостолом. Итак:
«Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который (виноград) Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!
О хлебе же ломимом: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки.
Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки».
И ни слова ни о Жертве, «Теле ломимом за вас», «Крови за вас проливаемой», ни об «Истинных Плоти и Крови» в Чаше – ничего этого иудеохристиане первого века не знали-не ведали, и даже представить себе не могли, но лишь, прямо и буквально, упоминают о ломтях хлеба и общей чаше вина на празднике Благодарения.
10:16 Чаша благословения, Крови… Хлеб, который преломляем, приобщение Тела
По сути, это единственная цитата, свидетельствующая об изобретении Павлом своей евхаристической формулы в составе его богословия Жертвы – возможно, это единственное претендующее на достоверность свидетельство происхождения современной евхаристической формулы и в целом богословия «Истинной Плоти и Крови» Иисуса.
Однако, хочу еще раз подчеркнуть и обратить внимание на то, что для нормативного иудея, каким предстает исторический Павел из его посланий, употребление крови жертвы являлось немыслимым святотатством, по Закону караемым смертью, и Истинная Кровь Иисуса в причащении вином иудею просто не могла бы прийти в голову. Зато для греко-римских языческих верований, современных первохристианскому периоду (культы Митры, Дионисия и проч.) идея причащения «кровью» божества наряду с «плотью» ни в чем не противоречила воззрениям их последователей. Ранее уже высказывались мнения, что именно из культа Митры причащение Плотью и Кровью Иисуса было заимствовано христианством второго века, заменив собой первохристианские праздничные Агапы «в воспоминание» Воскресшего.
И тогда просматриваются всего две возможности разрешения указанного противоречия в павловых посланиях: или послания Павла подвергались редактированию еще до того, как были обнародованы Маркионом в Риме в 140-м году, и указанная выше евхаристическая формула является вставкой богословского обоснования сложившейся ко второму веку церковной практики; или, скорее, Послания были написаны не Павлом, а неизвестным автором в среде греко-римского христианства первой половины второго века.
10:19 Что же я говорю? Что есть жертва святилищная (ἱερόθυτόν)? Что есть идоложертвенное?
10:20 То что они, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу.
По сути, это утверждение является основой так называемого богословия «замещения»: евреи, убив посланного их богом Машиаха, утратили свое право на богоизбранность, которое от них перешло к уверовавшим в то, что Иисус – Машиах. Так что теперь они приносят жертвы не своему богу, но – бесам. Здесь удобно указать на две несообразности. Во-первых, в Еврейской библии слово бесы-демоны (δαιμόνιον) встречается всего два раза:
1. (Втор. 32:17): «приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши»
2. (Пс. 105:37): «37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; 38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью».
То есть, под бесами имеются ввиду чужие боги, а вовсе не «падшие ангелы», отвергнутые Богом и свергнутые с Небес, как утверждает современная богословская церковная концепция.
А во-вторых, иудеи как приносили свои жертвы в своем храме своему богу, так и продолжали их приносить и после Воскресения вплоть до разрушения Второго храма во время Первой иудейской войны – и не подозревали, что теперь уже приносят жертвы не своему богу, а каким-то чужим богам.
Павел-иудей никак не мог написать такое, он-то знал, что иудейские жертвы приносятся только в Иерусалимском храме по прежнему по всем правилам Закона, и никогда бы не осмелился порочить иудейскую жертву своему богу обвинением ее посвященности каким-то другим богам – был бы тут же побит камнями всем обществом и «повешен на древе». Более того, вкупе с невозможным для иудея «причастием кровью» становится ясно, что все это никак не могло быть написано Павлом-иудеем в первом веке – но лишь во втором по следам сложившейся практики причащения «плотью и кровью» бога, явно заимствованного языкоэллинским христианством из мистерий языческих культов Дионисия и Митры.
Более того, на этом основании уместно предположить что первые иудеохристиане продолжали участвовать в иудейских храмовых жертвоприношениях «во оставление грехов» вместе с прочими иудеями наряду с проводимыми, согласно Дидахе, Агапами, поминальными вечерями Любви, в воспоминание Иисуса – никаких оснований для их неучастия в храмовых служениях иудеев не просматривается. От нормативных иудеев они отличались лишь верой в машиаханство Иисуса – что никак не отменяло для них исполнение библейского Закона. А неуверовавших иудеев они продолжали считать своими братьями, и уговаривать поверить в Иисуса Воскресшего – за что и биты были немало, если верить сказочным Деяниям. То есть, мессианские иудеохристиане себя от иудаизма не отделяли еще по крайней мере до Первой иудейской войны. Следы чего находим в том числе и у Флавия в его единственной цитате о христианах в кн. 20.
К этому стоит присовокупить сугубо языческую природу библейского бога-Яхве, в которого столь истово верует, как в Отца Небесного и Единого Бога Павел, являющегося таким же как и прочие древним идолом пантеонов куда более древних, чем Еврейская библия и само еврейство – с кровавыми жертвоприношениями, как и у всех прочих язычников на свете.
Блок 5: Правила нового Закона имени Павла.
Устанавливаемые правила благочестия ничего не могут сообщить нам ни о самом Павле, ни о времени, когда все это писалось.
мужу глава Христос
жена, пророчествующая
покрывается.
11:7 муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия;
но жена от мужа; 11:9 и жена для мужа.
11:10 Посему жена и должна иметь на голове своей власть (ἐξουσίαν) над нею, из-за (διὰ) Ангелов.
разномыслиям (αἱρέσεις)
Без комментариев
Блок 6: Личные болезненные фантазии автора.
Обращает на себя внимание «говорение на языках», которое в Деяниях обосновывается необходимостью для апостолов проповедовать на всех языках еврейского рассеяния, а здесь превращается в отдельный «дар» невнятного бормотания, в наше время классифицируемый, как психиатрический недуг – или осознанное притворство.
Теперь же о духовных дарах.
12:8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания (γνώσεως), вера, тем же Духом; иному дары исцелений, иному
чудотворения, пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Но Бог соразмерил (συνεκέρασεν) тело, внушив о менее совершенном большее попечение,
Господь поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками,
пророчествовать.
незнакомом языке,
более всех вас говорю языками; 14:19 но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим,
14:21 В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему;
тайны сердца его обнаруживаются,
псалом, откровение, истолкование,
14:32 И духи пророческие послушны пророкам,
неустройства, но мира
Без комментариев
Блок 7: обоснование грядущего воскресения мертвых, вера в которое, заимствованная из зороастризма, присуща послепленному иудаизму
15:1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, если преподанное удерживаете если только не тщетно уверовали.
15:3 Ибо я первоначально преподал вам, Христос умер за грехи наши, что Он погребен был, и что воскрес в третий день,
15:11 …мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Умер за грехи наши – отголосок богословия жертвы, совершенно неприемлемого для иудаизма: человеческие жертвы в иудаизме запрещены, а жертвы, принесенные вне храма, считаются «бесовскими».
некоторые из вас говорят, что нет воскресения (ἀνάστασις)
15:13 Если нет воскресения (ἀνάστασις) мертвых, то и Христос не воскрес (ἐγήγερται);
Вообще-то, как и многое другое, идея воскресения мертвых на последующий суд их бога была заимствована иудаизмом из зороастризма в послепленные времена (5 в до нэ); а Воскресение Иисуса – особый акт оживления мертвеца через вселение в него самого Яхве (духа Яхве или духа посланного Яхве), через что Воскресший сам становится богом, обретая божественное бессмертие. Этот одноразовый акт, во-первых, никак не связан с последующим всеобщим воскресением на суд в «последний день», а во-вторых, иной по своей природе обожения Воскресшего Иисуса, что в отношении воскресших на суд вовсе не предполагается. Так что дальнейшие рассуждения «Павла» хромают на оба колена логической неубедительности и плохого знания и понимания иудейских верований.
15:14 а если Христос не воскрес (ἐγήγερται), то и проповедь наша тщетна,
если мертвые не воскресают (ἐγείρονται), то и Христос не воскрес (ἐγήγερται)
15:17 А если Христос не воскрес (ἐγήγερται), тщетна:
15:21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение (ἀνάστασις)
15:22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживают,
15:25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
15:29 делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?
Тем не менее Павел считает Воскресение Иисуса гарантией и доказательством будущего воскрешения всех мертвецов.
Что касается последнего стиха, то споры о нем не утихают до сих пор, и спорящие друг друга со второго века обвиняли в практике крещения «за умершего», применявшейся всеми спорящими сторонами, о чем упоминает, например, Златоуст, обвиняющий в этом маркионитов[1]. И до сих пор есть христианские секты, эту практику продолжающие. Однако, как мог знать об этой практике второго века Павел в середине первого века? Но суть дела, с нашей точки зрения, вовсе не в этом, а в том, что здесь «Павел»-иудей, придерживающийся иудеомессианского богословия во всем, кроме исполнения Закона новообращенными из язычников, упоминает о крещении, как общепринятой практике в мессианском иудаизме – чего быть, конечно, не могло, поскольку иудаизм не признает никаких ритуальных омовений «во оставление грехов», грехи прощаются лишь через принесение кровавой жертвы в храме. Что же касается крещений, то они вошли в церковную практику через последователей Иоанна Крестителя, о чем есть упоминание, в том числе, и в Деяниях, в частности, об этом подробно рассказывается в гл.19: «1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». Но Иоанн не был иудеем, поскольку был мандейским пророком, и проповедовал других, небиблейских богов[2]. Что же касается иудея Павла, также как и всех иудеохристиан первого века, сама идея водного крещения «во оставление грехов» была для них просто немыслима. Так что Павел, если он реально существовал, такого написать просто не мог в принципе[3].
15:35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?
зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 15:38 Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.
15:39 но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у птиц.
Плоть у человека, скотов и птиц одна и та же
15:40 Есть тела небесные и тела земные
докетизм
15:41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд;
15:42 Так и при воскресении: сеется в тлении, в славе; в силе; 15:44 сеется тело душевное, восстает тело духовное.
докетизм
15:45 первый человек Адам стал душою живущею; а последний Господь есть дух животворящий.
15:46 Но не духовное прежде.
15:47 Первый человек – из земли, перстный; второй – Господь с неба.
Именно здесь Павел еще раз подчеркивает вселение бога в Воскресшего мертвеца. Или опять обращается к идеям докетизма.
15:48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 15:49 И как мы носили образ перстного, давайте будем носить и образ небесного.
Хорошо бы – вот только бы объяснил, как!
15:50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не наследуют Царствия Божия,…
Только что говорил о воскресении мертвых во плоти, а теперь уже «не наследует». И что есть реченное Царствие Божие? В иудаизме нет такого понятия. Если имеются в виду апокалиптические чаяния, то речь идет о «новой земле», а Царство Божие – это отзвук проповеди Иисуса о Небесном Царстве Отца, которое не от мира сего.
… тление не наследует нетления
И что – самоубиться штоль? И как же не наследует, когда выше речь о том, что тленная плоть как бы сеется в землю, чтобы из нее выросла нетленная «духовная» плоть воскресших из мертвых
15:51 изменимся 15:52 вдруг, во мгновение ока, мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Здесь Павла явно занимает одна не дающая ему покоя идея: а что же будет с теми, кто не успел умереть до Апокалипсиса? Те-то, новые воскресшие – они воскреснут в новых нетленных и бессмертных телах на Суд и последующую участь наследования новой земли или вечных мук в вечном пламени в зависимости от приговора – но как быть с теми, кто остался в своих собственных смертных телах? И тут на помощь, как всегда, приходит чудо: не умрут, но изменятся чудесным образом вдруг – которое помогает Павлу ( и всем богословам после него) преодолеть любую очевидную заковыку. Однако, здесь Павел-непавел даже не замечает другой очевидный логический косяк в своих рассуждениях: если такое чудо изменения смертных в бессмертные возможно – то что ж библейский бог все откладывает его на неопределенные будущие времена? Ну, взял бы да и по Воскресении Иисуса-праведника воскресил бы заодно и всех остальных, а живущих «изменил» - и суд бы произвел прямо на месте, чего тянуть-то, казалось бы?
15:53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
15:54 Когда смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою». Ис. 25:8
15:55 Смерть! где твое жало? смерть где твоя победа? Иос. 13:14. 15:56
«Да все при мне, щас и ужалю». В целом, обоснование воскресения верующих в Воскресшего выглядит довольно беспомощным и малоубедительным, а для иудея – непонятным, поскольку иудеи веровали, что воскреснут все независимо от веры и национальной принадлежности, на суд библейского бога. Или Павел не был иудеем, или – был не Павлом, но кем-то в гораздо более поздние времена развитого языко-эллинского христианства.
15:57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
Победа над смертью так до сих пор почему-то и не состоялась.
Выводы:
развитое в 1-м Послании к Коринфянам богословие «Истинных Плоти и Крови» в сочетании с развитием идеи библейского бога как единственного и приглашение язычников в еврейское богоизбранство, что является началом развития богословия замещения, и неприсущим иудаизму прозелитизмом Павлу-иудею середины первого века принадлежать никак не может.
[1] Ранние ересиологи Епифаний Саламинский (Панарион 28) и Златоуст (Проповедь 40) приписывали эту практику соответственно керинфянам и маркионитам, которых они определили как еретические "гностические" группы, в то время как Амвросиастр и Тертуллиан подтвердили, что эта практика была законной и встречалась среди новозаветных христиан (Эверетт Фергюсон "Крещение в ранней церкви: история, богословие и литургия" 2009 стр. 299)
[2] Мацух Р. Истоки мандеев // Мандеи: история, литера-
тура, религия. СПб., 2002
[3] В ответ на возражения тех, кто ссылается на главы о крещении в Дидахе следует заметить, что именно наличие этих глав указывает на включение в Дидахе наряду с иудеохристианскими обычаями ранней церкви (Агапы, формула евхаристии без «Плоти и Крови) церковных практик значительно более поздних, второго века, вошедших в церковный обиход через смешение различных течений полиморфной проповеди в раннем христианстве (мессианский иудаизм, дохристианский и христианский гностицизм, иоанново мандейство, галилейское апостольство и др.). То есть, именно смешение этих и других видов ранней проповеди в Дидахе указывает на его позднее (предп. второго века) происхождение или по крайней мере, обширные вмешательства редактуры в ранний текст первого века, если он вообще существовал.