Найти в Дзене

Новогодние истории о фигурном катании и музыке. Споры вокруг Вивальди.

Давно хотела написать серию статей о музыке в фигурном катании, программах, моде, истории. Не все же о внутренних разборках писать, сейчас начнется "психологическая обработка" перед чемпионатом России, так что еще успеем "удивиться". А пока новогоднее настроение, напишу о Вивальди. Еще когда Алена Косторная представила программу "Зима"(жаль эта программа исполнилась всего несколько раз) на музыку Вивальди, в сети бы ли споры, уместна ли эта музыка для фигурного катания или нет. Ну, споры, понятно, есть всегда. Но давайте разберемся. С одной стороны, в истории балета и танца по произведению "Зима" Вивальди отражает особый символизм. Это не просто зима, это смерть, старение, сопротивление старости. Вот отличный и прекрасный пример, в стиле фламенко: Но в фигурном катании "Зима" Вивальди звучит довольно часто. Уместна ли эта тема для юных фигуристок в светлых платьицах? Самое интересное, что если погрузиться в историю, то да. Каждое произведение из цикла "Времена года" было снабжено компо

Давно хотела написать серию статей о музыке в фигурном катании, программах, моде, истории. Не все же о внутренних разборках писать, сейчас начнется "психологическая обработка" перед чемпионатом России, так что еще успеем "удивиться". А пока новогоднее настроение, напишу о Вивальди.

Еще когда Алена Косторная представила программу "Зима"(жаль эта программа исполнилась всего несколько раз) на музыку Вивальди, в сети бы ли споры, уместна ли эта музыка для фигурного катания или нет. Ну, споры, понятно, есть всегда. Но давайте разберемся.

С одной стороны, в истории балета и танца по произведению "Зима" Вивальди отражает особый символизм. Это не просто зима, это смерть, старение, сопротивление старости. Вот отличный и прекрасный пример, в стиле фламенко:

Но в фигурном катании "Зима" Вивальди звучит довольно часто. Уместна ли эта тема для юных фигуристок в светлых платьицах?

Самое интересное, что если погрузиться в историю, то да. Каждое произведение из цикла "Времена года" было снабжено композитором отдельным стихотворением.

Вот какой сонет-объяснение написал к "Зиме" сам Антонио Лючио Вивальди (в переводе на русский):

ЗИМА (L'Inverno)

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Третье четверостишие делает произведение более чем "фигурнокатательным", не много у нас классики про эту зимнюю забаву. И про старость ни слова. Так что "второй смысл" музыки, это уже вопрос не к композитору, а к последователям. К слову, Вивальди для современников был не известным композитором, а известным музыкантом, который балуется сочинительством, да, его "Времена года" были известны современникам, но после смерти автора (в нищете и забвении) были на пару веков забыты. А сейчас - ведь удивительно современная и узнаваемая мелодия!

Ну и конечно же поставлю здесь выступление Алены Косторной. Да, недостаточно отточенная и откатанная программа, но это было лучшее, что мы видели в тот сезон, и она, безусловна, достойна просмотра:

А для вас "Зима" Вивальди это фигурное катание и зимние забавы, или все-таки осознание вселенского холода? Для Алены Косторной эта программа стала прямо таки изображением сонета, но символом в современной трактовке, то есть уже борьба с "концом карьеры".

Ну и не забываем ставить лайки, комментировать и подписываться! Без этого теперь просмотров не дают, так что не просто читаем, но и "участвуем и поддерживаем", иначе в топе фигурного катания будет "вечный хайп".