На руинах СССР лучшие отечественные научные журналы стали трофеем «победителей» Холодной войны. И если на тот период времени это было воспринято положительно академическим сообществом как практическую единственность возможность российской научной периодики выжить, то в отложенной перспективе, как видно сейчас, это была бомба, заложенная под зданием российских журналов.
Рабочая схема
Корень проблем — известен уже не первый год. Американская компания «Плеядес» в ходе нескольких этапов создала подконтрольную систему, при которой формировались англоязычные портфели выпусков российских научных журналов. Даже авторы получали (хотя и не всегда) небольшие гонорары.
У «Плеядес» всегда был аргумент – сотрудничество с концерном Springer Link, который действительно помещал отечественные издания в свои подписки.
Последние новости стали поступать некоторое время назад. «Плеядес» произвольно начало отбирать тексты для англоязычных версией отечественных журналов. Это означало, что в ряде случае в статье может не остаться никого из России. Более того – сами названия англоязычных журналов «Плеядес» записала целиком в свою собственность. И здесь российское научное сообщество уже встревожилось не на шутку.
Масштабы катастрофы — под контролем «Плеядес» находится 92 журнала РАН. Долгое время интерес вызывали только те журналы, которые имеют отношение к передовым технологиям двойного назначения. Однако в последние годы американские «партнёры» заинтересовались в том числе журналами по российской истории, международным отношениям и отечественному востоковедению.
Лобби — поддерживать в рабочем состоянии схему «размывания суверенитета» российских научных журналов было бы невозможно без доверенного человека здесь, в России. Этим человеком стал экс-вице-президент РАН Алексей Хохлов.
Сама схема — научные журналы РАН были изъяты из старейшего научного издательства «Наука», через проведение открытых аукционов они передавались в частные компании, при этом коллекция «переводных журналов» по неслучайному совпадению все время оказывалась под контролем дочерних или аффилированных с американской компанией «Плеядес» обществ. И лишь единожды часть этих журналов попала под контроль российского издательства «Эко-Вектор», но после этого американцы и их академические агенты больше таких ошибок не допускали вплоть до торговли на аукционах до минусовых значений. А здесь уже вступали в ход издержки закупок, проводимых бюджетными учреждениями.
Ва-банк
22 сентября (выборы президента РАН прошли 20 сентября) была предпринята последняя попытка пойти ва-банк — провести аукционы по старой схеме, только на этот раз за счет средств федеральных налогоплательщиков предполагалось также делать переводы на английский язык, чтобы упростить работу «Плеядес» и оптимизировать их расходы, а русскоязычные научные публикации должны были размещаться в безусловном открытом доступе, что автоматичкски уничтожило бы подписку и какую-либо финансовую основу для российских научных журналов.
С другой стороны, идея одной суверенной плаформы принята за основу в построении суверенной системы оценки. Речь идет о том, чтобы вернуть журналы в правое поле России – она может быть только бюджетной (напрямую или косвенно).
Проиграть всухую в битве за научную российскую периодику не позволило новое руководство РАН — сентябрьский аукцион был экстренно отменен и объявлен новый, из которого были убраны наиболее одиозные и не отвечающие национальным интересам требования. Однако ситуация уже слишком запущена, чтобы устранить все проблемы одним этим решением.
Цена публикационной активности
Гонка за публикационной активностью прекрасно стимулировала работу отлаженной схемы. Публикуя одну статью в российском научном журнале, ученый получал сразу 2 статьи, вторую — в журналах, которые индексируются в крупнейших мировых научных базах с «хорошими» импакт-факторами, доступные в электронной библиотеке Springer link. И в данном случае вопросы научной этики про задвоение результатов исследования уходили на второй план.
Другой вопрос, что плата слишком высока — размывание, а в перспективе и утрата суверенитета российской научной периодики, а значит, и научного капитала страны в целом.
Примечательна и последняя «битва» - «Плеядес» на фоне санкционной войны решили перейти к индивидуальным договорам с авторами, где был бы зафиксирован примат англоязычной надо российской, по сути некий журнальный колониализм.
Хозяева недовольны
Победа на открытом аукционе в битве за коллекцию «переводных» журналов не удовлетворила агентов «Плеядес», поскольку РАН оставила за собой мощные рычаги контроля за правами на научный контент, формы и способы его распространения.
Американские собственники оказались недовольны наличием препятствий в слаженной рабочей схеме — ООО «Объединенная редакция», где учредителем оказался директор компании со 100 % участием американской компании «Плеядес», подало жалобу в ФАС. Предмет обращения — искусственное ограничение конкуренции со стороны заказчика – РАН.
Неожиданным стало то, что на слушании на стороне «интервентов» в российской научной периодике выступила ООО «Научная электронная библиотека» — та самая компания из 1990-х, придумавшая РИНЦ.
Комиссия ФАС признала жалобу необоснованной, а значит, компании придется исполнять контракт РАН в 2023 году на новых условиях нового руководства Академии.
Вывод
Битва за научные журналы РАН практически проиграна, и в 2023 году американский издатель со своими дилерами и агентами будет пытаться лоббировать на максимально выгодных для себя условиях прежнюю схему. Будет ли проиграна война зависит от того, как скоро придет осознание того, что частные выгоды стоят сегодня России суверенитета всей научной периодики.
Не говоря уже о том, что в современных условиях логичным было бы вообще не допускать до участия в аукционах и конкурсах организации, имеющие прямую аффилированность с компаниями и гражданами из недружественных стран, фактически являющиеся иностранными агентами.
Вывод прост — российские научные журналы должны оставаться российскими, без возможности манипуляции третьими силами.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29420